Американские горки белорусской экономики: пристегните ремни

Переориентация экспортных потоков республики происходит в направлении российского и китайского рынков, на которые в мае пришлось две трети белорусского экспорта.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
В первом полугодии сокращение ВВП Беларуси составило 4,2% после 3,4% по итогам пяти месяцев. ЕАБР в своем еженедельном экспресс-обзоре отметил июньское снижение темпов сокращения белорусской экономики – ВВП упал примерно на 7,8% (к июню 2021 года) после 8,6% в мае. Скорее всего, так происходит адаптация экономики к внешним шокам. При этом ЕАБР подтверждает свой базовый сценарий, согласно которому сокращение белорусского ВВП составит 6,5% в 2022 году и 3% в 2023-м.

Ценовое ралли

Если инфляция по итогам 2022 г. может ускориться до 18%, то в 2023-м ожидается ее замедление к 8%, когда завершится подстройка цен под изменение курса. Сокращение экономики России по итогам нынешнего года прогнозируется на 7%, что негативно влияет и на экономику Беларуси. Спад объясняется внешнеполитическими рисками и вхождением мировой экономики в период турбулентности.
Цены на энергоносители, продовольствие и удобрения достигли многолетних максимумов, что стало драйвером инфляции во всем мире. Денежно-кредитные регуляторы вынуждены реагировать на масштабное ценовое ралли и уже начали ужесточать свою политику. В результате мировая экономика вновь переживает комбинацию шоков предложения и спроса. Это чревато ускоренным расшатыванием постпандемийного восстановительного процесса и высокой вероятностью рецессии в крупнейших мировых экономиках в ближайшие несколько лет, считают в ЕАБР.
Рост мировой экономики прогнозируется в размере 2,7% в 2022 г. после 5,8% в 2021 г. После преодоления десятипроцентного барьера инфляции к концу 2022 г. в США и еврозоне прогнозируется ее замедление в диапазоне 8-9%, что повлияет на инфляционное сдерживание в евразийском экономическом пространстве. При этом перспективы поставок энергоносителей и прочих сырьевых товаров на мировой рынок из России остаются неопределенными, как и возможности по их быстрому замещению, а это усиливает инфляционные ожидания.
Резкое ограничение поставок нефти и газа на европейский рынок может привести к взлету стоимости энергоносителей на десятки процентов с текущих уровней. Осенью текущего года высок риск значительного роста цен на продовольствие, в первую очередь, зерна и масла, из-за потенциального сокращения предложения из Украины и России. Реализация обозначенных рисков также влечет повышение инфляции в мире и глобальную рецессию в 2023 г.
Всадники инфляции: энергетический апокалипсис как страшный сон Запада>>
Нельзя исключать замедления роста китайской экономики в 2022–2023 гг. до 4% или ниже, что окажет сдерживающее воздействие на глобальный рост. Прогнозы роста ВВП западных экономик также показывают понижение темпов роста: в США – 2,1% в 2022 г. и 0,1% в 2023 г., в еврозоне – 1,3 и 0,6% соответственно. Совокупные потери ВВП Беларуси за 2022–2023 гг. могут составить почти 10% к объему 2021-го.

Отложенный эффект

В ЕАБР обращают внимание на то, что импортные ограничения ряда западных стран напрямую затрагивают отрасли промышленности, на которые приходится около 10% ВВП Беларуси – химическую, нефтеперерабатывающую и нефтедобывающую. Кроме того – деревообработку, металлургию, производство резиновых и пластмассовых изделий. Прямое влияние рестрикций на выпуск этих отраслей оценивается меньше 10% ВВП при том, что часть производимой продукции идет на внутренний рынок, часть поставляется в страны, не вводившие ограничения.
Рестрикции имеют отложенный характер, и какая-то доля подпавших под них товаров может быть переориентирована на другие рынки. Прямой негативный эффект для ВВП здесь может составить в размере около 2,3% в 2022 г. В 2023 г. выпуск может сохраниться на уровне 2022 г. вследствие адаптации промышленности к новым условиям. Потеря нефтяного экспорта в Украину может стоить около 0,3% ВВП Беларуси в 2022 г. и еще порядка 0,4% в 2023 г.
Прямые потери ВВП от транспортных ограничений оцениваются около 0,7% в 2022 г. с учетом того, что на транспорт приходится около 5% белорусского ВВП. Причем транспортная отрасль может потерять более 10% добавленной стоимости в 2022 г. Негативные эффекты на другие отрасли от сокращения выпуска отраслей, попавших под ограничения, и ИТ-сектора могут суммарно составить около 2% ВВП в 2022 г. и около 0,5% ВВП в 2023-м. Еще около 2,7% потерь белорусского ВВП в 2022 г. и 1% в 2023-м может быть связано с падением экономики России. Средний курс белорусского рубля к доллару прогнозируется в размере 2,78 в 2022 г.
Как заявил первый заместитель премьер-министра Беларуси Николай Снопков, прямое влияние санкций затронуло порядка 20% белорусской экономики и косвенно распространилось на всю оставшуюся ее часть. С июня премиальный европейский рынок закрыт для древесины, черных металлов и изделий из них, цемента, шин, что составляет $1,8 млрд экспортной выручки.
Логистика в условиях санкций: как Беларусь перестраивает экспорт>>
Санкционные ограничения и утрата украинского рынка оцениваются в $14 млрд потерь экспортной выручки до конца года, а это 30-процентное снижение экспорта, которое частично компенсируется переориентацией на другие рынки. Больнее всего санкции бьют по промышленным отраслям и валообразующим предприятиям. В целом, объем ВВП откатился на уровень 2017 года, однако по итогам первого полугодия можно говорить о первых признаках стабилизации и даже слабом тренде на восстановление.

Четыре антикризисных приоритета

Рекордное внешнеторговое сальдо, составившее по итогам первых пяти месяцев $1,7 млрд, стабилизация валютного рынка и наметившееся в июне восстановление позволяют белорусским властям делать оптимистические прогнозы. Заместитель министра экономики Дмитрий Ярошевич считает, что по итогам года экономика страны может выйти на динамику 2021-го, тогда прирост ВВП составил 2,3%. Он называет четыре антикризисных приоритета в работе правительства: обеспечение бесперебойной работы предприятий, переориентация экспортных потоков, импортозамещение, поддержка населения. На этой основе разработаны меры для поддержки предприятий и бизнеса.
С целью повышения эффективности экспортно-импортных операций предприятиям до 31 декабря 2025 года разрешено списывать курсовые разницы, а до конца года принимать у нерезидентов валютную выручку в наличной форме. Кроме того, в качестве стимулирующих мер предоставлены права неначисления амортизации, сохранение базовой арендной величины на уровне 2021 года, перенос выплаты дивидендов ряду организаций.
Переориентация экспортных потоков происходит в направлении российского и китайского рынков, на которые в мае пришлось две трети белорусского экспорта. В белорусском правительстве разработаны отраслевые планы по наращиванию экспорта в Юго-Восточную Азию, Африку, Южную Америку, Грузии, Турции и страны СНГ. На компенсацию льготных процентных ставок при экспортном кредитовании предусмотрено 4,5 млрд рублей, что на 40% больше, чем в прошлом году.
Но есть товары, быстрая и полная переориентация которых невозможна – это нефть и нефтепродукты, калийные, азотные и смешанные удобрения. Их объем – около $12 млрд, что составляет более 20% экспорта. Предусмотрено кредитование экспорта продовольствия, а для предприятий, подверженных санкционному давлению, увеличены сроки возврата экспортных кредитов. Рассматривается возможность кредитования продукции из белорусских комплектующих в пространстве ЕАЭС. Утвержденный перечень импортозамещающей продукции состоит из более 2,7 тыс. наименований. Сейчас как никогда актуально активное вовлечение малого и среднего бизнеса в кооперационные цепочки с промышленными гигантами.
Консолидированные антикризисные меры учитывает в своем прогнозе и ЕАБР, в его позитивном сценарии быстрая адаптация белорусской экономики может снизить экономические потери и ограничить масштаб падения ВВП в пределах 3-5% уже в 2022 году. На фоне позитивной динамики в других странах ЕАЭС выход на положительные темпы роста ВВП как в России, так и Беларуси прогнозируется в 2024 году.
Самые важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в Яндекс.Новости и Яндекс.Дзен!
Также на Sputnik:
Второй месяц подряд: золотовалютные резервы Беларуси показывают рост
S&P понизило рейтинг Беларуси до "выборочного дефолта"
Головченко хочет использовать биржу для торговли в Союзном государстве