Черная оспа: как мир победил одну из самых смертоносных инфекций

Тысячелетиями черная оспа выкашивала целые города и села, унеся не меньше жизней, чем чума и холера вместе взятые. Она стала первой инфекцией, против которой изобрели вакцину, а позже – первой и до сих пор единственной, которую удалось полностью истребить.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
С 1977 года в мире не зафиксировано ни одного случая натуральной – она же черная – оспы, инфекцию официально признали побежденной в 1980-м. Примерно в это же время перестали делать от нее прививки: вирус больше не встречался нигде.
Но сейчас, с ростом случаев оспы обезьян, вспомнили о давно забытой инфекции. Ждать ли новую пандемию, более страшную, чем коронавирус? Как весь мир развернул беспрецедентную борьбу по уничтожению черной оспы и можно ли повторить этот опыт? Об этом Sputnik поговорил с доктором медицинских наук, профессором кафедры эпидемиологии БГМУ Григорием Чистенко.

Болезнь и фараонов, и рабов

Полагают, что возбудители натуральной оспы отпочковались от вирусов африканских грызунов. По одной из версий, это произошло 10-60 тысяч лет назад, по другой – вирус более молодой, он появился около 3-4 тысяч лет назад.
Наиболее убедительный исторический факт первого упоминания о черной оспе связан с египетским фараоном Рамзесом V, умершим приблизительно в 1145 году до н.э.: на мумии были обнаружены характерные оспины.
Примерно в это же время натуральная оспа по торговым путям была завезена в Индию. Несколько столетий эпидемии бушевали в этом регионе, а затем добрались и до других стран Азии. В Китае первые упоминания черной оспы относятся к IV веку. Еще рассказывается, что после вспышки в Японии в 737 году от черной оспы умерло едва ли не треть населения, а в некоторых густонаселенных городах – и все 70%.
Репродукция лубка "Борьба с оспой". Середина XIX века
В Европу натуральная оспа, вероятнее всего, попала из Африки в VI-VII веке и практически сразу вызвала ужасающие эпидемии. Черная оспа выкашивала целые города, по некоторым данным, за год уносила жизни около 400 тысяч человек, а летальность от заразы достигала 80-90%.
Контролировать вспышки в средние века практически не удавалось. Улицы и целые города закрывались на карантин и представляли собой одну большую оспенную больницу. Оставшиеся в таких инфекционных бараках чаще всего умирали, если не от самой оспы, то от голода.
Конечно, человечество стало задумываться, как лечить, а лучше – предотвратить это заболевание. Первые попытки обуздать инфекцию были еще в древности. По нынешним меркам – дикие и ужасающие.

Хуже чумы

Практически сразу стало понятно, что человек, раз переболевшей натуральной оспой, больше ей не заражается. Неслучайно даже к уходу за больными и уборке трупов начали привлекать тех, кто уже встречался с инфекцией. Поэтому человечество волновал вопрос: как переболеть легко, чтобы потом не заболеть в ходе эпидемии и не умереть.
Прообразом такой "прививки" и методом профилактики в древности стала вариоляция (вариола с латинского – оспа). Вероятно, раньше всего ее применяли на Востоке.
"Суть метода в том, чтобы заразить человека материалом от заболевшего. Способы были разные и по современным методом дикие. Например, нитку, пропитанную оспенным гноем, проводили через кожу. Высушенный гной могли засыпать на открытые раны. Иногда применялись оспенные струпья, которые надо было вдыхать через нос", – рассказывает Григорий Чистенко.
Чаще всего люди после такой процедуры болели легче. Но нередко после вариоляции умирали, хотя гораздо реже, чем после естественного заболевания.

Царская прививка

В Европу такое оспопрививание пришло в 1718 году из Турции (там вариоляцию использовали для девочек, которые должны были стали наложницами в султанском гареме – чтобы оспа не обезобразила их лицо). В Англии такой сначала небезопасный способ заражения опробовали на заключенных и сиротах. Когда стало понятно, что вариоляция работает, привили и королевскую семью.
Все средневековье черная оспа ходила по континенту от одной страны к другой, волнообразно вызывая эпидемии. В разгар одной из них в 1768 году Екатерина II, боявшаяся этой болезни, решила опробовать на себе методику вариоляции, чтобы уберечь себя и сына, а потом убедить весь народ, с опаской относившийся ко всему новому, тоже последовать примеру императрицы.
Лицевая сторона медали в честь прививки оспы с изображением императрицы Екатерины II (медаль работы Тимофея Иванова, из собрания Музея истории и реконструкции Москвы)
Из Англии был выписан лучший доктор Томас Димсдейл. Образец оспы было решено взять от ребенка – 6-летнего мальчика из семьи простолюдинов: ее доставили в покои Екатерины II в строжайшей секретности, под покровом ночи, и перенесли гной с руки на руку.
Всю историю болезни императрицы потом в подробностях описал Димсдейл. Первые 5 дней Екатерина II чувствовала себя хорошо, даже вела светские приемы. А потом заболела: жар, озноб, появление оспин… Болезнь длилась 18 дней и протекала легче, чем это было бы при естественном заражении.
После такого эксперимента Екатерина II привила и наследника престола. В народе шаг императрицы был воспринят как подвиг. Знать, относившаяся к оспопрививанию крайне настороженно, выстроилась в очередь на вариоляцию. Некоторым счастливчикам императрица лично жертвовала свой оспенный материал. Широкая пропаганда велась и среди простого народа.
Кстати, мальчик, ставший "донором" для императрицы, выжил. Екатерина II даровала ему дворянский титул и фамилию Оспенный, щедрое жалование и фамильный герб, на котором была изображена рука с отметкой оспы.
Оборотная сторона медали в честь прививки оспы, работы Тимофея Иванова, из собрания Музея истории и реконструкции Москвы

Доярки и "коровьи" прививки

Английский врач Эдвард Дженнер, тяжело переболевший в детстве натуральной оспой, как-то подметил, что доярки часто заражались оспой коровьей. При этом заболевание у них протекало гораздо легче, язвы появлялись только на руках, а после женщины натуральной оспой уже не заражались.
В 1776 году доктор решился использовать материал из пустулы коровы для оспопрививания человеку. Дженнер 20 лет проводил подобные эксперименты и наблюдал за течением коровьей оспы у людей.
В итоге в 1796 году он провел публичное оспопрививание коровьей оспы от человека человеку: взяв материал от молодой доярки, он привил его 8-летнему ребенку. В итоге заболевание проявило себя только на месте надреза и протекало очень легко.
Оставалось убедиться, что иммунитет работает и против обычно человеческой оспы: позже мальчику привили натуральную оспу, он не заболел. Сработало. Изобретенную методику Эдвард Дженнер назвал вакцинацией: от латинского vacca – корова.
Московский научно-исследовательский институт вирусных препаратов Министерства здравоохранения СССР (ныне - Научно-исследовательский институт вакцин и сывороток им. И.И. Мечникова). Прививка теленку оспенной вакцины.
В Россию методика Дженнера пришла в 1801 году. Первым "подопытным" стал сирота Антон Петров. Мальчику, кстати, тоже пожаловали дворянский титул и новую фамилию – Вакциннов.
Постепенно вакцинация пошла в народ, хотя уже тогда появились первые "антиваксеры". Но прививочная кампания требовала серьезной подготовки: "доноров" материала, особого хранения. Поэтому по-настоящему массовой вакцинация от натуральной оспы стала только в XX веке.

Советский нулевой пациент

Обязательное оспопрививание было введено и в России – в 1919 году. Тогда было зарегистрировано 186 тысяч больных натуральной оспой, но благодаря вакцинации заболеваемость шла на спад. Так, в 1925 году зафиксировано лишь 25 тысяч случаев инфекции, в 1935 – всего 3 177, а к 1936 году черную оспу в СССР окончательно победили.
Более 20 лет в СССР ничего не слышали о смертоносной инфекции благодаря вакцинации и своевременной ревакцинации. Но в 1959 году вирус снова попал в страну, а противоэпидемические мероприятия, принятые в Москве, вошли в историю как беспрецедентная операция по ликвидации эпидемии – всего за полтора месяца.
Московский научно-исследовательский институт вирусных препаратов Министерства здравоохранения СССР (ныне - Научно-исследовательский институт вакцин и сывороток им. И.И. Мечникова). Сотрудники упаковывают ампулы с оспенной вакциной
Перед новым 1960-м годом советский художник Алексей Кокорекин вернулся из поездки по Индии. Там он присутствовал на ритуале сожжения умершего брахмана и даже прикупил потом ковер покойного. Закупился он и другими сувенирами для семьи и друзей. Вернувшись домой 23 декабря (а по некоторым версиям, на сутки раньше, чтобы заехать еще и к любовнице с подарками), он вскоре почувствовал себя плохо: симптомы сначала списали на грипп, и даже когда появилась характерная сыпь, подумали, что это аллергическая реакция. Ведь более 20 лет в стране черную оспу вообще никто в глаза не видел.
29 декабря 1959 года художник умер в больнице. В это время похожие симптомы начинают появляться у лечащих Кокорекина врачей. Есть данные, что заболел и пациент этой же клиники, который лечился этажом ниже (его койка находилась прямо у вентиляции, идущей от палаты художника). Неизвестное заболевание подхватил и больничный сантехник, просто проходя мимо палаты заболевшего.
Даже профессора не могли определить причину смерти, ставили диагноз "чума под вопросом". И лишь по случайности безымянный старичок-патологоанатом, присутствовавший на вскрытии, мельком взглянув на покойного, сразу же воскликнул: "Да это, батенька, variola vera!" – натуральная оспа.
Опасения врачей подтвердились: 15 января 1960 года, обследовав биоматериал одного из новых заболевших, врачи установили, что в страну пришла черная оспа.

Подавить эпидемию за 19 дней

О вспышке сразу же доложили в Кремль. Первая задача – выявить всех контактировавших с Кокорекиным и не допустить эпидемии. Подключили все силы – НКВД, милицию, армию и Минздрав. Контакты исчислялись тысячами…
Ради одного пообщавшегося с умершим художником даже развернули целый самолет, направлявшийся в Париж. Удалось установить всех посетителей комиссионного магазина, куда попала часть подарков из Индии. Таможенники, таксист, подвозивший покойного, несколько сотен студентов, у которых преподавала знакомая Кокорекина – всех отправили на карантин. Всего контактов разного уровня насчитывалось более 9 тысяч человек. Закрыли и всю столицу, перекрыв въезды в город.
Экстренно развернулась массовая вакцинация: в Москву самолетами доставлялась вакцина из разных регионов СССР. Менее чем за месяц от черной оспы удалось привить более 10 млн жителей Москвы и Подмосковья.
Благодаря таким беспрецедентным мерам от завоза натуральной оспы в страну до полной локализации прошлого всего 44 дня. Причем от начала массовой борьбы и постановки диагноза до последнего заболевшего – только 19 суток.
Последний случай оспы в СССР был выявлен 3 февраля 1960 года, среди госпитализированных пациентов. Всего во время этих событий заболели 46 человек, умерли – трое, включая самого Кокорекина. Именно такой успех СССР положила начало окончательному истреблению инфекции во всем мире.

Мировая победа

Мир в 1960-е годы все еще был далек от искоренения натуральной оспы, которая периодически появлялась в разных странах. По подсчетам, в прошлом столетии вирус унес жизни от 300 до 500 миллионов человек.
"СССР в то время была передовой страной по части науки. И опыт победы над натуральной оспой дал возможность Советскому Союзу выступить в ВОЗ с инициативой о глобальной ликвидации натуральной оспы", – вспоминает профессор Чистенко.
Глобальная ликвидация предполагает две важные вещи: истребление болезни (а значит, выявить и вылечить всех больных), и самое главное – ликвидацию возбудителя как биологического вида в природе. А чтобы решиться на эти шаги, болезнь должна отвечать определенным критериям.
Во-первых, иметь четкие клинические проявления, чтобы любой врач, даже самой отстающей страны, мог определить ее симптоматику. Во-вторых, никакого бессимптомного носительства (натуральная оспа всегда четко проявляется). В-третьих, в природе не должно быть нечеловеческого резервуара, где бы мог "спрятаться" вирус. Возбудитель должен быть достаточно стабильным и неизменчивым (именно это и погубило натуральную оспу). И, конечно же, нужен инструмент для борьбы с ним – вакцина.
"И вот при оспе все так и сложилось. Эта инициатива была единогласно поддержана ВОЗ. Советский Союз предоставил 1,5 млрд доз оспенной вакцины. Потребовались огромные усилия во всем мире, чтобы организовать всю систему", – говорит Григорий Чистенко.
В 1977 году был зафиксирован последний случай заболеваний натуральной оспы "от дикого источника". Согласна общепринятым правилам, болезнь считается побежденной, если в течение трех лет больше не было заболевших. Поэтому в 1980 году ВОЗ объявила о глобальной победе над черной оспой. До сих пор натуральная оспа остается единственным "человеческим" вирусом, который удалось обуздать с помощью вакцинации.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в Яндекс.Новости и Яндекс.Дзен
Также на Sputnik:
Вспышка оспы обезьян: что о ней известно и ждать ли новую пандемию?
Иммунитет к оспе обезьян у вакцинированных от натуральной оспы изучат в РФ
Центр Гамалеи готов быстро создать вакцину от оспы обезьян
ВОЗ решила переименовать "оспу обезьян"
Белорусские специалисты создали тест-систему для диагностики оспы обезьян
Новая вакцина против оспы может быть зарегистрирована в России