В середине апреля стало известно о задержании в Беларуси 35 травматологов-ортопедов. По версии следствия, врачи "продвигали" среди пациентов импортные эндопротезы вместо белорусских, за что получали вознаграждения от частных фирм. Белорусские протезы можно получить бесплатно – в порядке очереди, по направлению врача.
Выбор и его отсутствие
Но многие пациенты готовы были платить по 3-4 тысячи долларов, чтобы поставить себе европейские или американские суставы. Врачам даже не приходилось "лоббировать" интересы импортных производителей – люди сразу приходили с соответствующим запросом. Ведь по слухам на форумах и рассказам перенесших операцию , многие остались недовольны отечественными "запчастями", мол, через 3-5 лет что-то ломается, снова сложная операция, тяжелое восстановление (хотя Sputnik нашел пациента, который "носит" белорусский эндопротез более 20 лет).
После задержания травматологов, Александр Лукашенко отметил, что у людей должен быть выбор, какой протез им поставить – импортный или белорусский. Но надо организовать поставки на государственном уровне, чтобы не было предпосылок для коррупции. С тех пор ни в одной госклинике этого выбора не осталось – только отечественные коленные и тазобедренные суставы. Корреспонденту Sputnik в регистратуре платных услуг РНПЦ травматологии и ортопедии подтвердили, что операцию можно сделать только с использованием отечественных материалов. По слухам, зарубежная альтернатива может появиться в июне, "но кто знает".
Лишь один частный центр продолжает устанавливать эндопротезы тазобедренных и коленных суставов (производства Швейцарии и США). Но здесь услуга обойдется в два раза дороже, чем пациент заплатил бы за аналогичные суставы в государственных больницах – около 8,5 тысячи долларов. В стоимость входит пребывание в стационаре на четверо суток, сама операция и протез.
Sputnik собрал истории пациентов, которые столкнулись с очень сложной и неприятной операцией по замене суставов. Кто-то за новым протезом ездил в Россию, кто-то ходит с белорусскими 20 лет и не жалуется, а кто-то за год неудачный протез поменял дважды.
В России дешевле
Елене 57 лет. В начале 2000-х она получила травму коленного сустава. Вроде бы восстановилась, ничего не беспокоило, но полтора года назад уже просто не могла ходить: лечение, процедуры – ничего не помогало. Однако на очередь по замене сустава ставить не хотели: мол, слишком молода.
Женщина стала искать варианты и в итоге решила протезироваться в Москве. Приехав туда, Елена объездила множество клиник в поисках своего доктора, и после ничуть не пожалела о своем решении оперироваться не в Беларуси.
Операция состоялась в начале марта. Стоит отметить, что на тот момент импортные эндопротезы еще можно было поставить в белорусских больницах, но Елене такой вариант даже не предложили. Цена вопроса была около 3,5-4 тысяч. Именно столько женщина заплатила и в московской клинике, при этом получив и совершенно иной сервис, и зарубежный протез, который сегодня в Беларуси можно поставить только в одной частной клинике и в два раза дороже.
"На четвертый день я уже выписалась и возвращалась домой. Шикарная двухместная палата, очень внимательный персонал (у меня в палате после операции медсестра провела всю ночь). Причем рядом лежали пациенты, которые получали медуслуги бесплатно – отношение было одинаковое", - говорит Елена.
Пребывание в комфортной двухместной палате обошлось белоруске в 16 тысяч российских рублей за четыре дня, сама операция – 100 тысяч, анестезия – 9 тысяч. Отдельно оплачивался протез (напрямую поставщику и уже после проведения операции) – он стоил 181 тысячу российских рублей. По курсу на начало марта женщина заплатила за все около 3,5 тысячи долларов.
"А дальше я попала на реабилитацию в Беларуси и понаслушалась очень много страшных историй от соседей по палатам. Во-первых, врачи, когда взяли в руки мое колено, сразу поняли, что операция проводилась не у нас: я через месяц уже ходила на одном "локтевом" костыле, реабилитолог говорила, что сустав даже "стоит" по-другому", - говорит женщина.
По ее словам, из всех пациентов на тот момент только одна она была с хорошим послеоперационным опытом на коленном суставе, еще одна женщина – с тазобедренным. Остальные восстанавливались тяжело.
"Все зависит от доктора, наверное. Потому что лежал рядом мужчина из райцентра с заменой коленного сустава – ему дважды за год меняли протез, он был в ужасном состоянии", - говорит Елена.
По словам оперирующего врача женщины, если бережно относиться к своему новому суставу (нормальный вес, никакого спорта, кроме велосипеда, плавания и ходьбы), то такой протез прослужит около 30 лет.
"Ношу белорусский – и доволен"
А вот пенсионер Леонид Николаевич более 20 лет назад поставил себе белорусский тазобедренный протез. Сейчас ему 80, с тех пор он ни разу не был у ортопеда и чувствует себя хорошо.
"Износился, видимо, родной сустав - работа такая была активная. Сказали, что нужно поменять. Все было бесплатно, я остался доволен: ходить и садиться могу", - рассказал собеседник.
Правда, тут же отметил: что-то во время операции пошло не так - протез, видимо, задевает нерв, иногда очень "стреляет". Но Леонид Николаевич относится к этому философски: организм человеческий сложная штука, так вышло. А еще с тех пор вот уже 20 лет ходит исключительно с тростью и имеет третью группу инвалидности.
"Белорусские – надежные: металлокерамика! Все работает вот уже 20 лет", - добавил Леонид Николаевич.
>>> Хотите еще больше актуальных и интересных новостей – подписывайтесь на Telegram-канал Sputnik Беларусь
Также на Sputnik:
Что там с белорусской вакциной? Первая линия производства почти готова
Сеть медцентров ЛОДЭ объявила о приостановке работы
Несмотря на санкции: Лукашенко потребовал обеспечить медицину лекарствами