В феврале этого года вслед за долларом в Беларуси подорожали многие товары. Существенно прибавила в цене и бытовая техника, спрос на которую достиг просто пиковых значений, - так люди отреагировали на резкий скачок курса доллара. А в этом нет ничего удивительного, ведь для белорусов это уже знакомая ситуация, поэтому многие решили потратить свои рублевые сбережения на покупку дорогостоящей техники.
Сейчас ситуацию стабилизировали, более того на торгах на бирже американский доллар частенько сдает свои позиции и теряет в стоимости.
Однако далеко не все продавцы поспешили откатить цены назад, у некоторых они остались на прежнем уровне, как это объяснить и с чем еще связан рост цен пытался разобраться Sputnik.
Это тоже влияет на цены
Руководитель проекта BelRetail.by Сергей Скороход рассказал, что сейчас на цены влияют сразу несколько факторов, основной из них - проблемы логистического плана.
"Сегодня доставка продукции до потребителя обходится импортерам в разы дороже, чем это было раньше. Ведь когда фура не может пройти через границу, импортный товар доходит до перевалочного пункта, потом отсюда за ним отдельно едет машина, товар перегружается и только потом везется заказчику. Еще один нюанс - растаможивание товаров происходит сейчас прямо на границе, а не на таможенных пунктах, которые ранее были расположены около Минска и в других местах. А все это удорожает продукцию, так как увеличиваются затраты самих импортеров", - пояснил собеседник агентства.
Эксперт считает, что транспортная составляющая - это сейчас основной фактор, который влияет на стоимость продукции. От курса доллара это теперь никак не зависит, добавил он.
Продавцу тоже хочется кушать
Поскольку товары непродовольственной категории, как правило, являются товарами не быстрой оборачиваемости, то есть срок их реализации составляет месяцы, импортеры, например, кухонной и бытовой техники закладывают в ее стоимость и определенные риски.
"Например, существует риск роста курса доллара, и этот риск он, конечно же, закладывает в цену товара. Но это чаще всего незначительная прибавка к конечной стоимости", - пояснил Скороход.
Политика тоже виновата
Белорусским импортерам теперь приходится создавать дополнительные структуры, которые занимаются вопросами доставки, растаможки и так далее.
"Большинство брендов бытовой техники ввозилась в Беларусь из России, поскольку наш регион курировался из Москвы, ведь официальные представительства крупных международных брендов находились в российской столице и поставки в Беларусь шли именно оттуда. Сейчас из Москвы ушло много компаний и нашим импортерам приходится искать новые пути", - рассказал руководитель проекта.
Все это, по его словам, прибавляет к стоимости товара, ведь раньше им этим заниматься не приходилось. "Сложившиеся обстоятельства заставляют белорусские компании создавать более затратные для себя цепочки и вести дополнительную административную деятельность", - пояснил Скороход.
Может кто-то на этом наживается?
Отвечая на вопрос, может ли продавец воспользоваться сложившейся ситуацией, чтобы на ней подзаработать, ведь у кого-то до сих пор на складах осталась техника, которая была куплена у поставщиков по прежним ценам, собеседник Sputnik сказал, что бизнес – есть бизнес.
"Никто из бизнесменов не хочет работать себе в убыток, и никто так работать не будет. Но конкретно таких случаев я не знаю, а значит, не могу в этом кого-то обвинить. На складах у крупных импортеров если и остались, то небольшие партии товаров, и если кто-то из них добавит к их стоимости 10-15%, глобально на уровне их прибыли это не отразится. Для них важнее стабильность и возможность нормально наладить цепочки поставок по адекватным ценам. Поэтому все эти поиски каких-то врагов, которые якобы на остаток на складе увеличили цену, просто нелепы. Такие поступки - это уровень рынка Ждановичи, но никак не крупных торговый сетей", - заявил Скороход.
Оптимистичных прогнозов нет
"Если не будет роста цен на грузоперевозки, то цены, соответственно, зафиксируются. Если ситуация на логистическом рынке продолжит усугубляться, цены будут расти. А бизнесменам и самим важно обеспечить максимально низкую цену, чтобы она была доступна для потребителей, ведь белорус отнюдь не богатый, доходы у населения не сильно большие, поэтому если сильно увеличить цены, то мало продашь", - размышляет собеседник агентства.
Более того, стоимость топлива растет в Беларуси каждую неделю, а это тоже фактор, влияющий на цены ввозимых в страну товаров. "В начале года дизельное топливо стоило 2 рубля, сейчас цена уже 2 рубля 30 копеек, а это плюс 15%, соответственно, это дополнительные 15%, которые добавятся к стоимости грузоперевозки. К сожалению, все логично", - отметил он.
Руководитель проекта BelRetail.by считает, что рост цен будет. "Правда, сложно сказать, большой это будет рост или маленький, но увеличение цен неизбежно, и инфляция будет, потому что вся экономическая ситуация в стране и у большого соседа не способствует оптимистичным настроениям", - подытожил Скороход.
>>> Хотите еще больше актуальных и интересных новостей – подписывайтесь на Telegram-канал Sputnik Беларусь
Также на Sputnik:
Санкциями по котикам: рынок зоотоваров штормит. Чем будем кормить питомцев?
Годовая инфляция в Беларуси разогналась до 16,8% в апреле