Замораживание зарубежных активов России стало "естественным" стимулом давно назревшей дедолларизации.
Обещаемый Западом санкционный "апокалипсис" с большой долей вероятности подорвет мировые позиции доллара и евро как резервных валют, в России же станет драйвером перезапуска всей финансовой системы с прицелом на укрепление экономического суверенитета.
Всадники инфляции
Отключение России от SWIFT (на первом этапе ограничения затронули только уже подсанкционные финансовые учреждения), ряд других санкций указывают на построение Западом нового "железного занавеса", но это лишь ускорит введение единой валюты Союзного государства.
"Апокалиптические" настроения части аналитического сообщества по поводу санкционной "изоляции" России и Беларуси связаны со стереотипами мышления в стремительно устаревающей системе координат международных отношений. После разрешения украинского кризиса мир больше не будет прежним и уже сейчас требует перезапуска экономического механизма взаимодействия.
Всадники инфляционного апокалипсиса наподобие агентства финансовой аналитики J.P. Morgan грозят России скорым дефолтом, но это, скорее, грезы. В своем обзоре, посвященном влиянию на мировые рынки российско-украинского кризиса, даже это агентство отмечает высокую "толерантность" России к санкциям. Его аналитики признают, что Россия является одной из немногих стран с профицитом текущего бюджета, но, по их мнению, применение санкций к Центральному банку и отключение страны от SWIFT создали серьезные проблемы для перемещения капитала. Навязываемая России цифровая "изоляция" – это штрих-код нового "железного занавеса".
Конфликт в Украине означает не только перезагрузку международных отношений, но и перезапуск истории, в которой закат Европы превращается в политическую реальность. Девальвация европейских ценностей еще не означает, что другие тоже хотят пойти по этому пути, как об этом неустанно твердят еврочиновники.
Мир находится перед лицом новой исторической перспективы, поэтому прежние аналитические клише уже не работают. Здесь Россия играет на своем поле, ибо она самодостаточна и ни в чем извне не нуждается, а Европе как минимум нужны российские углеводороды.
Даже если предположить невозможное, когда сжиженный природный газ из России будет замещен сланцевым газом из Америки, то это приведет к биржевому взрыву, что мы отчасти и наблюдаем. В итоге ценовое цунами не пожалеет ни Европу, ни Америку, может похоронить доллар. Даже в Германии обыватель тоскливо рассматривает ценники на заправках, не говоря о странах Балтии, где плата за коммуналку может превысить среднюю зарплату. Инфляция, усиленно экспортируемая извне в Союзное пространство, оказалась палкой о двух концах – сегодня она вторглась и в Европу, и в Америку. То ли еще будет.
Валютный мораторий
На встрече с белорусским премьер-министром Романом Головченко премьер-министр Российской Федерации Михаил Мишустин отметил, что страны Запада сегодня оказывают на Россию и Беларусь масштабное санкционное давление, целью которого является подрыв экономического потенциала двух государств, затруднение работы финансовых систем, разрыв производственных цепочек и в конечном счете ухудшение качества жизни граждан. Москва и Минск на фоне западных санкций принимают скоординированные меры для обеспечения экономической безопасности и считают необходимым усилить кооперацию в Союзном государстве.
Санкции не могут убить экономику, но минимизация их влияния в большей степени зависит от реакции денежных властей. К тому же в случае с Россией санкционные меры во многом касаются финансовой сферы, и здесь государство обязано не допустить хаотизации финансовой системы. В условиях, когда Центральный банк отключили от валютных резервов, курсообразование в России зависит из внешней конъюнктуры, а валютный рынок формируется за счет международной торговли. При этом внешнеторговый баланс России положительный, что является объективным основанием стабилизации курса в ближайшее время.
Но для этого необходимо защититься от внешних спекулятивных атак, а также оградить валютный рынок от собственных спекулянтов в виде коммерческих банков. Они не должны наращивать валютные активы, искусственно взвинчивая курсы валют. В настоящее время отток капитала из России происходит через обслуживание иностранных кредитов, их отзыв. Для ответа на запрет валютных расчетов Россия должна ввести мораторий на обслуживание иностранных обязательств в западных валютах, что станет юридической констатацией уже сложившегося статус-кво, нейтрализует новые риски.
Два мира – две системы?
Одним из ответов на внешние вызовы как раз может стать введение единой валюты Союзного государства. Это станет фактором стабилизации, но для начала надо произвести санацию собственной финансовой системы, избавить ее от спекулятивного влияния и влияния МВФ, в чем Беларусь показывает положительный пример. Исходя из заявлений лидеров как России, так и Беларуси, введение единой валюты – вопрос отложенной перспективы, но время ускоряется на наших глазах, и возможно, такая перспектива станет актуальной уже сегодня.
После распада СССР наиболее близки к введению единого (безналичного) платежного средства были в СНГ. Тогда попытались реализовать социалистический опыт использования переводного рубля в Совете экономической взаимопомощи. Речь шла о платежном союзе СНГ, членами которого был учрежден специальный Межгосударственный банк. Его идея состояла в том, чтобы осуществлять многосторонние клиринговые взаиморасчеты между странами, которые образовались на постсоветском пространстве.
Впоследствии на базе Платежного союза планировалось создать единую валюту, а Межгосударственный банк превратить в эмитента единой наднациональной денежной единицы. Автор этих строк неоднократно писал о том, что наиболее реалистичным сценарием в обозримой перспективе следует признать введение единого безналичного платежного средства Союзного государства. Это позволит определять курсовые соотношения национальных валют напрямую, а не через кросс-курсы с резервными валютами, будет способствовать повышению ликвидности национальных валютных рынков и снижению транснациональных издержек, а в целом снижению валютных рисков, наращиванию золотовалютных резервов.
Новый "железный занавес" подталкивает к еще более тесной интеграции на постсоветском пространстве. Гарантом стабильности российско-белорусской финансовой системы может стать Китай, в расчетах с которым активно используется юань, одновременно являющийся резервной валютой. Неужели опять два мира – две системы? Скорее всего – да. Только не в идеологическом, а геополитическом измерении – при размытых границах и экономическом лидерстве Китая.
У Запада на руках более слабые карты, чем во время "холодной войны". Источники роста теперь переместились из Европы в Азиатско-Тихоокеанский регион, а еще есть Индия, по темпам роста догоняющая Китай. При отсечении половины мира модель долларовой диктатуры тоже схлопнется, во всяком случае, к этому ведут сами ее архитекторы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
>>> Больше актуальной информации – в Telegram-канале Sputnik Беларусь
Также на Sputnik:
Головченко прокомментировал колебания курса белорусского рубля
В обменниках Гродно снова очереди – теперь, чтобы сдать валюту
По каким статьям экспорта Россия лидирует в мире