Согласно прогнозу социально-экономического развития Беларуси, ВВП в 2022 году должен вырасти на 2,9%.
Желаемое и действительное
В любом случае прошлогодний результат оказался выше, чем прогнозировал МВФ, который поначалу вообще считал, что белорусская экономика окажется в минусе на 0,4%, но в октябре 2021 скорректировал прогноз и выдал 2,1% по итогам года, немного не "дотянув" до фактического результата. Сейчас аналитики МВФ прогнозируют, что в 2022 году экономика Беларуси вырастет лишь на 0,5%. Как и в прошлом году этот прогноз, скорее всего, вновь окажется несостоятельным и его придется корректировать, хотя не исключено, что нынешний год будет для Беларуси действительно более сложным, чем предыдущий.
Кроме нарастания санкционного давления, для этого есть и другие причины. По оценкам МВФ, совокупный рост ВВП стран с формирующимся рынком и развивающихся стран в 2022 году окажется равным 5%, что заметно ниже, чем прогнозировалось для прошлого года (6,3%). Всемирный банк тоже прогнозирует "на понижение", считая, что в этих же странах рост составит 5%, а темпы глобального роста в 2022 году вообще замедлятся до 4,1%.
В региональном обзоре Всемирного банка, посвященном перспективам мировой экономики, отмечается, что в Российской Федерации, экономика которой является крупнейшей в регионе, в 2022 году ожидается замедление темпов экономического роста до 2,4% по мере дальнейшего ужесточения макроэкономической политики и снижения внутреннего спроса. В 2023 году ожидается ее дальнейшее замедление – до 1,8%, на фоне снижения цен на промышленное сырье.
В Восточной Европе темпы роста экономики сократятся вдвое – с 3,1% в 2021 году до 1,4% в 2022 году, и будут в ближайшее время самими низкими среди всех субрегионов Европы и Центральной Азии. В 2023 году они поднимутся до 3,2%, если не произойдет дальнейшего усиления геополитической напряженности. Беларуси аналитики ВБ "нарисовали" явно нереальный самый низкий показатель в Восточной Европе – минус 2,8%, видимо, выдавая желаемое за действительное.
Судя по всему, эксперты и ВБ, и МВФ переоценивают воздействие западных санкций в отношении Беларуси. И даже если экономическая ситуация в Восточной Европе складывается не лучшим образом, то это также далеко не повод для обвала в Беларуси, как об этом вещает ВБ.
Внешний спрос
Противореча самим себе, те же аналитики для Китая дают позитивный прогноз. Отмечают, что китайская экономика демонстрирует успешное восстановление после пандемии за счет крупных инфраструктурных проектов, а также повышения расходов граждан. А ведь наращивание сотрудничества Беларуси с Китаем в той или иной мере амортизирует негативные эффекты западных санкций.
Эксперты ВБ, видимо, упустили из виду финансовые выкладки агентства Bloomberg, которое еще в конце прошлого года опубликовало вывод о том, что импорт из Беларуси в ЕС вырос по сравнению с предыдущим годом, несмотря на европейские санкции. В своем обзоре по Беларуси Bloomberg подчеркивает, что ее торговля с ЕС процветает, как будто никакой напряженности во взаимоотношениях нет. Агентство ссылается на данные Евростата, согласно которым импорт из Беларуси в 27 государств ЕС вырос на 58% в годовом исчислении к августу по сравнению с аналогичным периодом 2020 года.
Заключение Bloomberg однозначно: произошло восстановление экономики страны за счет экспорта, которое привело к росту ВВП на 5,8% во втором квартале 2021 года по сравнению с предыдущим годом и росту на 2,7% в первые три квартала. Как бы подтверждая этот вывод, заместитель министра экономики Беларуси Дмитрий Ярошевич признал, что основным драйвером роста белорусской экономики стал внешний спрос, которым бизнес и предприятия успешно воспользовались. По итогам года, положительное сальдо внешней торговли Беларуси достигло рекордных $4 млрд.
Вслед за МВФ Евразийский банк развития (ЕАБР) в базовом сценарии своего макроэкономического прогноза также дает пессимистичную оценку роста белорусской экономики лишь в размере 0,7%. По мнению аналитиков ЕАБР, импульс со стороны внешнего спроса ослабнет. При этом прогнозируется сохранение тенденции поддержки для белорусского экспорта со стороны высоких цен на сырье, однако ожидается ее постепенное ослабление.
Динамика внутренней инвестиционной и потребительской активности в 2022 г. ожидается сдержанной. Ее могут ограничивать повышенная неопределенность, связанная с мировой конъюнктурой и последствиями западных санкций, а также сдерживающие денежно-кредитные условия. В среднесрочной перспективе ЕАБР прогнозирует рост белорусской экономики на 1% в год.
Исходя из заявлений Дмитрия Ярошевича, он в корне не согласен с такими оценками. По его мнению, достижения 2021 года создали возможности для дальнейшего экономического роста. Экспорт останется важнейшей точкой роста и в 2022-м:
"Мы планируем увеличить выручку до $53 млрд, прирасти по поставкам товаров и услуг на 6,3%", – сказал он. Надо полагать – это сценарий с учетом активного освоения рынков "дальней дуги".
Риски неопределенности
Несмотря на отсутствие запланированного эффекта от санкционного давления, экономическим аналитикам приходится считаться с тем, что дальнейшая политика западных стран и последствия введенных ограничительных мер для белорусской экономики имеют высокую степень неопределенности. Это отмечается и в макроэкономическом прогнозе ЕАБР, в его базовом сценарии предполагается быстрая адаптация Беларуси к введенным ограничениям, в том числе благодаря поддержке России, но не исключается, что этот процесс может затянуться.
В ЕАБР считают, что при неблагоприятном развитии событий в 2022 году нельзя исключать экономического спада, масштаб которого может составить 1-4%. Можно ожидать нарастания давления на курс белорусского рубля из-за уменьшения экспортных доходов, повышения девальвационных ожиданий и ухудшения инвестиционного климата, а инфляционные риски возрастут.
В случае усиления ограничительных мер со стороны западных стран и ответных ограничений белорусских властей возможны нарушения устоявшихся производственных цепочек. Это не только будет влиять на объемы выпуска товаров и услуг, но и может привести к значительному повышению издержек предприятий Беларуси, в том числе связанных с поиском новых партнеров и рынков сбыта. Как отмечается в прогнозе ЕАБР, при неблагоприятном развитии событий возможна актуализация угроз долговой и финансовой стабильности.
Но это лишь один из сценариев, причем негативный. Практика показала, что реальный сектор экономик западных стран не заинтересован в наращивании санкционного давления, чтобы не подрывать свои же рынки, поэтому статус-кво экономического сотрудничества с Западом, скорее всего, будет сохранен. И только Литва усиленно бросается под санкционный поезд, неистово желая угодить архитекторам санкций. Так что вероятность такого сценария представляется невысокой.
Что касается финансовой стабильности, то в прошлом году ее удалось обеспечить. Произошло укрепление курса белорусского рубля при чистом предложении иностранной валюты со стороны всех участников валютного рынка. На депозитном рынке обеспечена позитивная динамика вкладов населения, осуществлялось планомерное кредитование экономики. В Нацбанке признают, что основные риски 2022 года связаны с внешней неопределенностью, и именно от грамотных действий регулятора во многом будет зависеть выход на плановые показатели роста. Сигнал для позитивного сценария: золотовалютные резервы Беларуси за январь выросли на 1,2 % – до $8,5 млрд.
>>> Хотите еще больше актуальных и интересных новостей – подписывайтесь на Telegram-канал Sputnik Беларусь
Также на Sputnik: