В истории с санкциями против Беларуси никто не может наказать Литву больше, чем она сама, потому что те санкции, которые она вводит, это наказание прежде всего для самих литовцев –предпринимателей и членов их семей, отмечает собеседник Sputnik.
"Беларуськалий, транзит продукции которого запретило литовское правительство, это пятая часть грузов Литовской железной дороги и Клайпедского порта, при этом калийные удобрения ― это уже не первая товарная позиция, транзит которой уходит из Литвы. Год назад Литва потеряла белорусские нефтепродукты, теперь вот калий, если так пойдет и дальше, то скоро будут потеряны все грузы, которые шли из Беларуси на экспорт через Клайпедский порт, а эти грузы составляют более трети грузооборота железной дороги Литвы и Клайпедского порта", - говорит Носович.
Аналитик отмечает, что потеря такого грузопотока означает потерю рабочих мест для тысяч граждан Литвы, и это неминуемо выльется в крупный социальный или социально-политический кризис в Клайпеде – третьем по величине и первом по стратегической значимости городе Литвы.
"Уже сейчас ЛЖД объявила об увольнении 300 человек, но в дальнейшем счет может пойти на тысячи. А в случае Клайпеды, если потеря всех белорусских грузов приведет к банкротству Клайпедского порта, счет может пойти на десятки тысяч", - отмечает Носович.
Клайпедский порт – это градообразующее предприятие Клайпеды, от его работы прямо или косвенно зависит жизнь каждого третьего горожанина, поэтому в случае полного прекращения белорусского транзита Литву ждут массовые протесты клайпедчан вплоть до территориального конфликта. К сожалению, все к этому идет, полагает эксперт.
"Мы уже могли видеть, как будет развиваться ситуация, на примере санатория Беларусь в Друскининкае, который тоже попал под санкции Литвы против Беларуси, в результате чего там осталось без работы около 400 человек, в основном граждан Литвы, тогда тоже были обращения в суд, массовые протесты и в целом конфликт между литовцами и их собственным правительством", - рассуждает эксперт.
В Клайпеде и на железной дороге эта ситуация может повториться в значительно более широких масштабах, полагает собеседник Sputnik. В свою очередь, ответные меры по ограничению транзита, которые предпринимает Беларусь, серьезно усугубят ситуацию, добавляет он.
"Литва своей внешней политикой как в отношении Беларуси, так и в отношении России и Китая, толкает саму себя к системному кризису, резюмирует Носович.
Читайте также:
Прекращение транзита нефти из Литвы может вызвать "шторм" в Киеве – эксперт
Калийный синдром: зачем Литва настойчиво бросается под санкционный поезд?
Балтийский циклон: почему санкционный шторм не потопит экономику Беларуси