Литовский депутат призвал не прекращать транзит "Беларуськалия"

В Литве разгорелся скандал из-за продолжения транзита продукции белорусского калийного предприятия, на фоне которого главы МИД и Минтранса подавали заявления об отставке.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
МИНСК, 19 дек – Sputnik. Литва может не прекращать транзит продукции "Беларуськалия", пока не введены европейские санкции в отношении этого предприятия, заявил депутат литовского сейма Гинтаутас Палуцкас.
Европейские санкции против "Беларуськалия" не распространяются на основные виды калийных удобрений и контракты, заключенные до 25 июня 2021 года. Однако на фоне ввода санкций США в Литве разгорелся скандал: "Литовские железные дороги" продолжили транзит белорусской продукции через территорию Литвы, за который была получена предоплата.
По мнению Гинтаутаса Палуцкаса, удобрения можно провозить, пока европейские санкции не начали действовать.
"Если сейчас, после всех этих выяснений, (правительство) взяло бы и сказало: "Смотрите, все в порядке, мы все взвесили, но немного перегнули палку, и удобрения будут возить до тех пор, пока не будет европейских санкций, пока это правда не станет неизбежно" - я бы даже сказал, что это разумное поведение. Потому что действительно нет смысла мучить себя и свое общество, особенно если эти санкции очень легко обойти", - сказал Палуцкас в эфире "Новостного радио".
Депутат также считает, что запрещать транзит и весь импорт товаров и услуг из Беларуси – "совершенно неадекватный ответ".

Санкции...

В конце июня Евросоюз ввел секторальные санкции в отношении Беларуси, которые предусматривают, в том числе, запрет на торговлю и транзит отдельных видов калийных удобрений. При этом европейские санкции не распространяются на основные виды калийных удобрений и контракты, заключенные до 25 июня 2021 года.
Затем 9 августа США объявили о введении санкций в отношении "Беларуськалия", которые вступают в действие 8 декабря. Предполагалось, что это станет причиной прекращения поставки белорусских калийных удобрений через балтийские порты, в том числе через Клайпеду, которая была основным перевалочным портом для "Беларуськалия".

Наконец, 2 декабря Минфин США внес в санкционный список "Белорусскую калийную компанию" (БКК, трейдер "Беларуськалия") и ее дочернее предприятие ООО "Агророзквит". Лицензия OFAC на осуществление сделок с этими компаниями действует до 1 апреля 2022 года. Также в этот день о введении санкций в отношении "Беларуськалия" объявила Великобритания.

...и их последствия

Белорусские калийные удобрения по железной дороге доставляются в морской порт Клайпеды для погрузки на суда и доставки заказчикам.
"Литовские железные дороги" ранее заявляли, что эффект от секторальных санкций Евросоюза против Беларуси будет значительным и затронет 20% всего объема перевезенных удобрений и полмиллиона тонн нефтепродуктов.
Гендиректор ЛЖД Мантас Бартушка заявлял, что в настоящее время выручка группы от белорусских грузов составляет около 100 миллионов евро в год.
Ранее министр коммуникаций и транспорта Литвы Марюс Скуодис заявил, что экспорт белорусских калийных удобрений через балтийскую страну будет остановлен в декабре текущего года. Также он предположил, что в рамках подготовки к полной его остановке предприятия в ближайшем времени начнут постепенно сокращать объем транзита экспорта удобрений.
При этом у Беларуси есть альтернатива: в феврале 2021 года Россия и Беларусь подписали соглашение об экспорте белорусских нефтепродуктов через порты РФ. Документ предусматривает перевалку предприятиями Беларуси более 9,8 миллиона тонн грузов в морских портах РФ на Балтике в 2021-2023 годах. Речь идет о таких грузах, как мазут, бензин и масло. Власти Мурманской области заявили, что готовы предложить "максимально выгодные" условия для транзита калийных удобрений из Беларуси.
Читайте также:
Лукашенко назвал условие, при котором Беларусь перекроет транзит газа в Европу
Путин обсудил с Лукашенко транзит газа через Беларусь
МИД РФ: Москва готова "подставить плечо" Минску, если ЕС ужесточит санкции