На старте нового сезона многие предвкушали борьбу за чемпионство между двумя претендентами на титул – семикратным чемпионом Льюисом Хэмилтоном и Максом Ферстаппеном. Но вряд ли кто-нибудь мог предположить, как далеко зайдут в этой борьбе команды и сами пилоты. И как долго она продлится.
Феноменальная борьба за титул
Уже после предсезонных тестов в Бахрейне эксперты заговорили об окончании гегемонии Mercedes. Еще совсем недавно лидер последних лет считался главным и фактически безальтернативным фаворитом первенства. Но первые гонки сезона подтвердили опасения. Адаптируя аэродинамику машины под незначительно измененный регламент, инженеры немецкой "конюшни" нарушили хрупкий баланс, который делал "серебряные стрелы "быстрейшими в пелотоне. Дополнительные сложности внесла и доработка двигателей Honda.
"Качели" между Red Bull и Mercedes продолжались весь сезон. Команды обменивались сериями удачных выступлений, которые сменяли друг друга. Изредка в борьбу за победы встревали и другие участники. Сразу приходят на ум прекрасные победы Даниэля Риккардо в Италии и Эстебана Окона в Венгрии. Порой внимание на себя оттягивали и вторые пилоты ведущих команд. Валттери Боттас был успешен в Турции, а Серхио Перес выиграл в Азербайджане.
И все-таки магистральным сюжетом всего чемпионата была непримиримая борьба Ферстаппена и Хэмилтона. Несколько раз в течение сезона между болидами №33 и №44 искрило в прямом смысле. Гонщики боролись колесо в колесо и доходило до контакта. Например, в предпоследней гонке сезона семикратный не успел среагировать на жесткое торможение Макса и протаранил машину соперника. К счастью, современные болиды Ф-1 не рассыпаются на части при малейшем воздействии, как это было в прошлых десятилетиях.
Находилось место и для банального невезения. Ферстаппен не раз по ходу второй половины чемпионата вспоминал фейл в Баку, когда его выбила из гонки лопнувшая покрышка. Или опрометчивые действия Боттаса на старте Гран-при Венгрии. Финн в стиле боулинга вынес обоих "быков" уже в первом повороте. С другой стороны, "Великий Уравнитель" отдал все долги Льюису за несколько кругов до финиша последней гонки, отправив в стену Николаса Латифи. Это уничтожило комфортный отрыв чемпиона и дало возможность сменить резину претенденту. Кажется, исход борьбы был предрешен именно в тот момент.
Сражения на периферии
Борьба за очки, а тем более на подступах к подиуму, порой бывает более интересной, чем рубка впереди. Да, в 2021 году вышло иначе, хотя за догонялками между Ferrari и McLarenнаблюдать было тоже очень занимательно. Итальянская "конюшня" только к осени сумела склонить чашу весов в свою пользу, до этого же увереннее смотрелись англичане.
Ландо Норрис показал себя образцовым командным бойцом, а вот Дэни Рикьярдо провел самый нестабильный сезон в карьере. С одной стороны – победа улыбчивого гонщика в Монце, с другой – серия невнятных гонок на самых задворках пелотона. В целом "оранжевые" не могут занести сезон себе в актив, и надеяться остается на прорыв в следующем году. Новый регламент может быть очень кстати.
А вот Скудерия может быть довольна собой. Сезон-2020 стал для команды худшим за четыре десятилетия. Маттиа Бинотто чудом удержался на посту руководителя, "красные" всерьез занялись пересмотром работы стратегов, обучением персонала на пит-стопах, доработкой двигателя в рамках регламента. В один из болидов сел испанец Карлос Сайнс. Все эти шаги принесли хороший результат.
Гонщики Ferrari стали "лучшими из остальных" и принесли команде третье место в Кубке Конструкторов. Неплохой задел, и более того: в Фаэнце очень позитивно оценивают свои шансы в сезоне-2022, видимо, что-то знают о результатах своей новой машины. Пора бы и выиграть первенство, ведь последний чемпион в составе Скудерии, финн Кими Райкконен, с момента своего успеха в 2007-м уже успел дважды завершить карьеру.
Другой "классик" автогонок - Фернандо Алонсо - останется еще на год. Испанец был неотразим: весь сезон провел в жарких спорах о правилах и их применении маршалами "Формулы-1". Свой крестовый поход за справедливость двукратный чемпион дополнил парой эпических цитат ("Эстебан должен сражаться как лев!") и увенчал первым за много лет подиумом в Катаре.
Наконец, обращает на себя внимание прогресс команды Williams. Англичане потеряли отца-основателя, но наконец сдюжили оттолкнуться от дна. Джордж Расселл заработал повышение в Mercedes, а Николас Латифи стал ключевой фигурой в розыгрыше титула. Его авария вызвала появление машины безопасности на последних кругах и "обнулила" отрывы. Но самое главное – оба время от времени попадали в очки, а Расселл и вовсе удивил несколькими классными результатами. Например, вторым местом в квалификации аномально дождливого Гран-При Бельгии.
Печальный сезон Мазепина
Российский гонщик с белорусскими корнями дебютировал в "Формуле-1" только в этом сезоне. К сожалению, в распоряжении Никиты оказалась с отрывом слабейшая техника в паддоке. Оставалось только нарабатывать опыт в тестовом режиме и бороться с напарником в квалификациях и на трассе. К сожалению, составить конкуренцию Мику Шумахеру удавалось далеко не всегда.
Еще весной, прогнозируя будущий чемпионат, мы писали об этой дуэли: "Гонщики прекрасно знают друг друга и отличаются практически перпендикулярными стилями пилотирования. Команда подчеркнуто не выбирает своего "первого номера" до начала сезона, предлагая гонщикам проявить себя в весенней части". К сожалению, приходится констатировать, что сын великого "Красного Барона" оказался и быстрее, и стабильнее.
Россиянин проиграл немцу в квалификациях, да и лучший результат сезона остался за Миком. К тому же Мазепин несколько раз попадал в передряги, порой не по своей вине, но успел заработать славу "проблемного парня". Почти все инциденты пришлись на первую половину сезона. Затем Никита успокоился, начал внимательнее относиться к работе за рулем и высказываниях вне кокпита. Улучшились и результаты, что оставляет болельщикам надежду на скорый прогресс гонщика.
Скорые перемены
В "Формуле-1" грядет наступление новой эпохи. В сезоне-2022 вступает в силу новый регламент. Он призван упростить конструкцию автомобилей, чтобы сделать их дешевле и снизить затраты производителей. С другой стороны, новые правила должны упросить преследование соперников и обгоны во время гонки. Дело в том, что с корпусов машин пропадут мелкие аэродинамические элементы вроде "крылышек". Из-за этого конструкторам станет гораздо сложнее направлять потоки "грязного" воздуха на болиды позади.
Кто-то до последнего воевал за победы, а кто-то, как Ferrari и Alpine уже летом значительную часть ресурсов отправили на доработку машин следующего поколения. Чей выбор оказался верным и как сильно новый регламент повлияет на расстановку сил, узнаем уже следующей весной. А пока любители автоспорта отправляются на зимние каникулы. Самое время остудить голову и "переварить" один из лучших сезонов в истории королевской гоночной серии.
Читайте также:
Человек, который создал Williams: история "Железного Фрэнка"
Первый китайский гонщик будет выступать в "Формуле 1"