Мир захлестнула очередная волна коронавируса, и каждая страна пытается справиться с ней по-своему. В России к борьбе с вирусом все чаще подключаются волонтеры – люди без медицинского образования, которые тем не менее хотят пойти в красную зону и облегчить работу младшего медперсонала. То есть взять на себя всю грязную работу.
Одна из таких волонтеров – Мария Немых. В интервью Sputnik Беларусь она рассказывает, почему не боится заболеть и как на ее желание помогать людям повлиял пример бабушки и дедушки, живших в Витебской области.
Уроки от бездомных
Волонтером Мария стала чуть больше года назад, когда ее дочь вышла замуж.
"Она мой единственный ребенок, и тут – раз! – этот ребенок уезжает, – улыбается Мария. – Конечно, у меня было ощущение оставленности. Я думала, как с ним справиться, и мне в голову пришла мысль: Бог ведь хочет, чтобы мы помогали людям".
Так Мария присоединилась к группе волонтеров, которые кормят бездомных на московских вокзалах. Сначала раз в неделю ездила на Киевский вокзал, затем – на Ярославский, а сейчас раздает еду нуждающимся на Белорусском.
"Некоторые волонтеры выбирают такую работу, как приготовление еды, а я захотела именно кормить бездомных, – говорит Мария. – Для меня это морально не тяжело, наоборот. Я им протягиваю тарелку супа, а они уже меня узнают, улыбаются: "Машенька!" – еще и комплиментов наговорят. Эти люди умеют видеть хорошее, даже оказавшись на дне. Я так не умею, хотя у меня и ребенок замечательный, и работа хорошая. Все равно иногда хожу чем-то недовольная, а нельзя так. И вот я у них этому взгляду на мир учусь".
Мария Немых
© Мария Немых
Своих подопечных Мария не осуждает, рассуждая: в жизни бывает всякое. Иногда люди остаются без дома не по своей вине. Бабушка Марии когда-то едва уцелела в Великую Отечественную войну. Она жила в Витебской области, которую коснулась карательная операция фашистов "Зимнее волшебство". За поэтичным названием скрывалась зверская жестокость: каратели сжигали целые деревни (только за месяц в ходе операции сгорели заживо 1245 человек – Sputnik).
"Бабушка смогла убежать в лес, там встретила своего будущего мужа, моего деда, – рассказывает Мария. – После войны они так и жили в Витебской области, поэтому каждое лето я проводила у них".
Сейчас Мария в Беларусь не ездит – во-первых, не к кому: бабушки и дедушки уже нет в живых. Во-вторых, много дел. Мария Немых – финансовый директор московской фабрики. А с недавних пор Мария еще и дежурит в ковидном госпитале на Сокольниках.
Тренировались друг на друге
Когда в июле этого года в Москве появились курсы православных волонтеров для работы в "красной зоне" ковидных госпиталей, Мария пришла туда одной из первых.
Подготовку добровольцев организовал учебный центр больницы Святителя Алексия.
"Там очень опытные сотрудники, – рассказывает Мария. – Они учили нас всему буквально до мелочей – и как надевать лежачему больному подгузник, как постель перестелить. Кстати, когда я пришла на курсы, увидела пять человек, которые тоже кормят бездомных. Мы все пришли, не сговариваясь. Это было так здорово".
Мария вспоминает: усвоенные в теории навыки волонтеры сначала оттачивали друг на друге, только потом их допустили в "красную зону". В госпитале первые дни добровольцам постоянно помогал куратор.
"Ее тоже зовут Маша, и она умеет так ласково со всеми говорить, что страх отступает, – говорит Мария и тут же уточняет: – Я не боялась заболеть – прививку я давно сделала. Мне было страшно подвести, что-то не так сделать, физически смену не выдержать – все-таки мне уже за сорок".
Смена Марии длится в среднем три часа, но это большой срок, учитывая, что в госпиталь Немых приходит после работы, по вечерам. И за четыре месяца волонтерства в "красной зоне" не было ни одного дня, когда Мария сидела бы без дела.
"Раньше, когда мы только начинали, приходили и спрашивали медсестру, санитаров: мол, ребят, а что мне делать? Сейчас такого почти нет: многие пациенты лежат у нас долго, и мы знаем нужды каждого, – объясняет Мария. – Только заходишь в отделение и сразу думаешь: так, этого нужно покормить, он сам не может, а вон того нужно не только покормить – еще и уговаривать. Вы не представляете, какое огромное количество людей с коронавирусом в больницах. Конечно, младший персонал не успеет каждого вот так, с песнями-плясками, как ребенка, с ложечки кормить. Для этого есть мы".
"Люблю грязную работу"
Недавно Мария Немых сама стала наставником новых волонтеров в госпитале.
"Они пока только адаптируются, кормят пациентов. А я берусь за так называемую грязную работу: весь этот водоворот горшков в больнице, смена постелей, – говорит Мария, добавляя, что не брезгует: – Вы, может, меня не поймете, но мне нравится. Людям после этого легче. Однажды захожу в отделение, а у нас там лежит дедушка, ему почти 90, видит меня и кричит: "Машенька!" Я смеюсь: "Как же вы нас узнаете? Мы в этих защитных костюмах как инопланетяне". По глазам, говорит".
Еще волонтеры помогают пациентам помыться. Чистые волосы для всех – это нечто само собой разумеющееся, но только не в ковидном госпитале, рассказывает Мария. "В реанимации больных не трогают, – поясняет она. – Потом их переводят в другое отделение, но и там им нельзя вставать, некоторым – даже переворачиваться на спину. И вот человек неделями лежит на животе, голый, на нем только подгузник и кислородная маска. Это ужас. Однажды я помыла женщине голову, и она вдруг кинулась мне руки целовать. Я подумала: нонсенс какой-то. А она, оказывается, впервые помыла голову за два месяца".
Когда больным становится легче, их отправляют в отделение терапии, где уже разрешают садиться на стул рядом с кроватью и немного ходить. Вот тогда люди и начинают вспоминать о привычных ритуалах.
"Просят: "Машенька, найди мне крем, руки сохнут, – улыбается Мария. – Это меня так радует, ведь еще недавно была другая картина: ты держал этого человека за руку, а он горько плакал и шепотом просил: "Не уходи".
Дорассказать о своих буднях в госпиталях Мария Немых не успевает – ее уже ждут. На несколько дней она должна ехать в Ивановскую область: местный госпиталь нуждается в добровольцах. И как не поехать туда, она не представляет.