В мире театра случаются праздники, собирающие всех немногочисленных почитателей этого вида искусства. Это фестивали и конкурсы. Тогда возникает возможность себя показать, слегка разрекламировать, получить награду. Бесспорно, что это стимул для дальнейшего развития. Таким стимулом в России стала ежегодная "Золотая маска", а в Беларуси — Национальная театральная премия, которую присуждают раз в два года.
В прошлом году по известным причинам событие не состоялось. Оно перекочевало на 2021 год. Нынешние сентябрь и октябрь заставили театры соревноваться и, как нам обещают, 28 октября в помещении театра имени Янки Купалы произойдет торжественное мероприятие с награждением победителей.
За победу в основных категориях будет вручена денежная премия в размере 250 базовых величин. Лавры победителя в частных номинациях (лучшая работа режиссера, дирижера, художника и т.д.), а также "Премия жюри", "За вклад в развитие театрального искусства Беларуси" принесет своему обладателю по 100 базовых величин.
Таинственная отборочная работа без широкого информирования, фамилий экспертов и жюри идет уже полгода. Известно, что было прислано 70 заявок (самое большое количество за все годы существования премии), из которых отобраны 32 спектакля из 20 коллективов.
Соревноваться будут музыкальные театры (их продукция не слишком многочисленна, и есть стопроцентная возможность стать победителем). Многого ждут от театров драмы большой и малой форм (здесь конкуренция будет жестокой). Поборются театры кукол и те, кто делает спектакли для детей и юношества. Обещана и особая премия жюри "За вклад в развитие театрального искусства".
Борьба за первенство касается исключительно профессиональных театров. Любительские коллективы в этом не участвуют. А хотелось бы. Какое-то время назад Минский областной центр народного творчества организовал и выдал на-гора свою "золотую маску", показав лучшие спектакли клубных учреждений.
Чистый эксперимент
Если белорусскому конкурсу около 12 лет, то российскому вдвое больше. Инициатором российской "Золотой маски" были Союз театральных деятелей и лично Народный артист Михаил Ульянов. Спонсоров не было. Средства собирали по копейке и рассчитывали на показ только московских спектаклей. Интерес к мероприятию превзошел все ожидания. Билеты разлетались в одно мгновение. Критики соревновались в публикации рецензий. Театры из других городов России объявили: "И мы хотим участвовать". Начались споры и даже скандалы. Подключилось Министерство культуры и к 2016 году выработало твердое "Положение о премии".
Сейчас "Золотая маска" знаковое событие театрального искусства, в котором участвуют сотни театров (в том числе из многих городов России), десятки критиков отсматривают спектакли и ездят в командировки. У этого феста есть даже зарубежная программа. Это вывоз лучших российских спектаклей в Эстонию, Латвию и подальше. Цель понятная и благородная — донести театральное искусство до широкой публики.
Однако скандалы и недовольство результатами не утихают, и есть проблемы, которые касаются всякого подобного конкурса, в том числе и нашей Национальной премии. В России у "Золотой маски" уже давно есть богатенькие спонсоры. В Беларуси практически вся работа идет на общественных началах. В России принимает участие множество независимых проектов. В Беларуси — исключительно государственные коллективы.
Труднее всего ответить на вопрос: "А судьи кто?" С первой же "Золотой маски" еще в 1996 году было заявлено, что отборщиками должны быть исключительно театральные специалисты без личных симпатий и антипатий, в совершенстве владеющие театральной ситуацией и опирающиеся на мнение, высказанное в средствах массовой информации. В первый год белорусской Нацпремии мы решили пойти своим путем и объявили жюри из ста человек.
Ничего хорошего, кроме ссоры, из этого не вышло, и тогда был взят курс на выверенный административный ресурс. Стоит ли напоминать, что в любом случае судьи должны смотреть живой спектакль в театре, а не на пленке. Видеозапись сильно отличается от спектакля, который играется здесь и сейчас. Существуют и неравные весовые категории — мощный столичный спектакль и скромная работа из провинции. К справедливости ситуация при всех недостатках процесса иногда складывается на редкость радостно и не позволяет говорить о блате.
Когда-то пять статуэток получил Купаловский театр за спектакль "Не мой", три статуэтки за "Ревизор". В четырех номинациях выиграла "Пиковая дама" театра кукол из Гродно. В 2016 году увез заветную статуэтку за "Пинскую шляхту" никому в ту пору неизвестный Полесский драматический театр.
Однако вернемся к событиям октября 2021 года, когда Национальная театральная премия подведет итоги.
В Минске с успехом прошли показы музыкальных театров. Успех определен у "Фауста" Большого театра оперы и балета, у музыкальной комедии "Труффальдино из Бергамо" и балета "Титаник" в Белорусском академическом музыкальном театре.
Еще можно купить билеты и посмотреть 20 октября спектакль "Вий" из Пинска. Обращу внимание, что "Вий" был восторженно принят на недавней "Белой Веже" и крохотный Полесский драматический театр заявляет о себе как коллектив мощный и талантливый.
Жалко, что не попал в отобранный список спектакль РТБД "Шлюб з ветрам". Столичные зрители могут всегда насладиться этой работой режиссера Евгения Корняга.
Особого уважения заслуживает музыкальный спектакль для детей "Динь-дон, я ваша мама" компании "Мюзикл Лэнд". Независимым проектам отказано, но наступят новогодние праздники, и эта талантливая сказка еще раз соберет полные залы.
Огорчает, что многие спектакли конкурсной программы не получили никаких оценок в прессе и совсем мало известны. Некоторые из них фигурируют в разделе "Эксперимент", но тогда именно об эксперименте следует спорить театральным людям и предлагать пути следования белорусскому театральному искусству.