https://sputnik.by/20210524/Zhdat-li-v-Belarusi-novykh-teatrov-1047678063.html
Ждать ли в Беларуси новых театров
Ждать ли в Беларуси новых театров
Sputnik Беларусь
В сегодняшней обстановке трудно представить появление в стране новых полноценных театров. Однако, если почитать историю, то некоторые звездные коллективы... 24.05.2021, Sputnik Беларусь
2021-05-24T10:14+0300
2021-05-24T10:14+0300
2021-07-05T18:47+0300
культура
колумнисты
театр
новости беларуси
https://cdnn11.img.sputnik.by/img/103443/60/1034436089_0:180:1920:1265_1920x0_80_0_0_4e9167aad473954f9283d5230e9a970e.jpg
Кто мог предположить, что накануне революции в Москве организуется знаменитый театр – МХАТ? Кто мог подумать о том, что в голодное время двадцатых годов появится знаменитый Вахтанговский театр? А наш Купаловский именно в двадцатых годах сделал свои первые шаги. Все это лишний раз подтверждает простую истину – творчество и обстоятельства не всегда в ладу. Театральная жизнь – это не просто постановка и показ спектаклей. Это накопление внутренних резервов, сочетание событий и мощный всплеск созидательной энергии.Многие сейчас грустят без событий в искусстве, но творческая жизнь не затихла. Она притаилась и приготовилась к рывку, как это случилось накануне девяностых годов прошлого века.В 1980 году в СССР стали появляться так называемые альтернативные театры. Альтернативные чему? Государственным. Это небольшие коллективы творческих людей, которые, как тогда шутили, широко известные узкому кругу людей.Там собирались артисты и режиссеры, которым хотелось создавать спектакли, по каким-либо причинам невозможные в рамках официального театра. Это не было связано с запрещенными темами. Просто какая-нибудь яркая пьеса не вписывалась в репертуар, а артистам там находились интересные яркие роли. В какой-то мере это было свободное, не регламентированное временем творчество и практически на общественных началах – без денег. Если все складывалось удачно, то образовывалась студия и кто-нибудь из спонсоров брал ее под свое крыло.Как свидетельствовала практика, многочисленные рецензии и научные статьи, в Беларуси студийное движение было самым многочисленным и ярким с точки зрения эстетики и формы. Около десяти проектов, большинство из которых приютили Дома культуры предприятий. Наиболее знаменитыми и посещаемыми были студия Рида Талипова "На площади Победы" и студия Витаса Григалюнаса "Диалог", отдельные спектакли Владимира Матросова, Владимира Савицкого, Виталия Барковского, Николая Трухана.Больше чем другим энтузиастам повезло Витасу Григалюнасу, который получил интересное помещение и стал художественным руководителем "Альтернативного театра". Богатые люди сделали это помещение не просто театром, а культурным центром, где проводились выставки, встречи по интересам, куда приезжали из России выступать звезды театра и кино.Три спектакля "альтернативщиков" гремели в столице. Это "Король умирает" Эжена Ионеско, "Горе от ума" Александра Грибоедова и "Комедия" Марашевского. Французский драматург, классик театрального авангарда. Русский писатель, основоположник профессиональной драматургии. Полузабытый драматург, просветитель и профессор риторики, которого также считают основоположником белорусской драматургии.Нечаянно сложившаяся воедино троица определила направление и важность нового театра. Кстати, "Комедия", написанная в эстетике классицизма и современно обработанная, стала полноценной народной комедией и вот уже почти сорок лет после постановки в Альтернативном театре с огромным успехом играется на театральных сценах страны. В Молодечно и Гродно и в народных театрах она держится в репертуаре десятилетиями.Из этих трех спектаклей Альтернативного театра вышли известные нынче актеры Анатолий Голуб (служит в театре-студии киноактера), Виктор Васильев (Председатель союза кинематографистов и актер Молодежного театра), Игорь Забара (который успешно занимается режиссурой и бизнесом на Украине). Сам Григалюнас руководит Белорусским цирком. Артур Шуляк стал успешным бизнесменом и попытался в 2016 году создать что-то наподобие Альтернативного театра – клуб-театр в центре Минска.Актер Анатолий Голуб по-прежнему играет с друзьями "Комедию" в антрепризном варианте. Он стал режиссером этого спектакля.Особенно хочется остановится еще на одном "альтернативщике". Это Юрий Кулик. Он работал актером, режиссером и директором театра юного зрителя. К сожалению, рано ушел из жизни. Оставил наследство в виде нескольких пьес.Как видите, альтернативная служба театру не пропала даром. У каждого она продолжилась в виде самостоятельных проектов.Юрия Кулика не стало в 2013 году, но память о нем оживилась этой весной. Его последнюю и очень непростую пьесу поставила в Минском ТЮЗе режиссер Анна Козлова. Это сказка для взрослых "Шамаціла". Слово белорусское, на русский язык не переводится. Ближе всего к нему по смыслу "домовой". У славянских народов – это дух дома, покровитель семьи. У белорусов – домовик. Но статусы у домового и шамотилы разные, хотя тот и другой все равно нечистая сила. Это такой домашний чертенок: маленький, рыжий, очень шаловливый. Духи бывают злые и добрые. Шамотила – добрый и шуршащий.Талантливый драматург предложил сказку необычную. Сказки для взрослых без морализаторства писали Н. Некрасов, А. Толстой, М. Салтыков-Щедрин. В обычных детских сказках стираются границы между реальной жизнью и волшебством. В "Шамотиле" волшебства нет. Для взрослых потусторонний мир особый, философский. В этой притче присутствует взгляд на взрослых как на детей, которые сохранили свое естество, но приобрели знания и задумываются над смыслом жизни.Конечно, это абсолютно взрослый спектакль в детском театре. Недаром в нем участвуют все три возрастные и заслуженные тюзовские артисты, которые давно уже не изображают зайчиков и волков. В каком-то смысле эту новую работу театра тоже можно назвать альтернативной. Возможно, первая сказка для взрослых даст начало появлению новых театральных проектов.
https://sputnik.by/20210409/Vesch-v-sebe-Chto-znachit-sozdat-inklyuzivnyy-teatr-1047342426.html
https://sputnik.by/20210402/Chto-budet-s-Pavlinkoy-Spektakl-stavshiy-muzeynym-eksponatom-1047279262.html
https://sputnik.by/20210325/Neurozhaynyy-god-dlya-teatralnykh-festivaley-bez-pobediteley-i-nagrad-1047220248.html
новости беларуси
Sputnik Беларусь
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2021
Татьяна Орлова
https://cdnn11.img.sputnik.by/img/103840/85/1038408537_524:186:1805:1467_100x100_80_0_0_608f5fac84fbe7fb47ba90f5783cc897.jpg
Татьяна Орлова
https://cdnn11.img.sputnik.by/img/103840/85/1038408537_524:186:1805:1467_100x100_80_0_0_608f5fac84fbe7fb47ba90f5783cc897.jpg
Новости
ru_BY
Sputnik Беларусь
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn11.img.sputnik.by/img/103443/60/1034436089_0:119:1920:1326_1920x0_80_0_0_8e6b94d44b28259471384ffed1871737.jpgSputnik Беларусь
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Татьяна Орлова
https://cdnn11.img.sputnik.by/img/103840/85/1038408537_524:186:1805:1467_100x100_80_0_0_608f5fac84fbe7fb47ba90f5783cc897.jpg
культура , колумнисты, театр, новости беларуси
культура , колумнисты, театр, новости беларуси
Ждать ли в Беларуси новых театров
10:14 24.05.2021 (обновлено: 18:47 05.07.2021) В сегодняшней обстановке трудно представить появление в стране новых полноценных театров. Однако, если почитать историю, то некоторые звездные коллективы возникли в самое неподходящее время и вопреки всему.
Кто мог предположить, что накануне революции в Москве организуется знаменитый театр – МХАТ? Кто мог подумать о том, что в голодное время двадцатых годов появится знаменитый Вахтанговский театр? А наш Купаловский именно в двадцатых годах сделал свои первые шаги. Все это лишний раз подтверждает простую истину – творчество и обстоятельства не всегда в ладу. Театральная жизнь – это не просто постановка и показ спектаклей. Это накопление внутренних резервов, сочетание событий и мощный всплеск созидательной энергии.
Многие сейчас грустят без событий в искусстве, но творческая жизнь не затихла. Она притаилась и приготовилась к рывку, как это случилось накануне девяностых годов прошлого века.
В 1980 году в СССР стали появляться так называемые альтернативные театры. Альтернативные чему? Государственным. Это небольшие коллективы творческих людей, которые, как тогда шутили, широко известные узкому кругу людей.
Там собирались артисты и режиссеры, которым хотелось создавать спектакли, по каким-либо причинам невозможные в рамках официального театра. Это не было связано с запрещенными темами. Просто какая-нибудь яркая пьеса не вписывалась в репертуар, а артистам там находились интересные яркие роли. В какой-то мере это было свободное, не регламентированное временем творчество и практически на общественных началах – без денег. Если все складывалось удачно, то образовывалась студия и кто-нибудь из спонсоров брал ее под свое крыло.
Как свидетельствовала практика, многочисленные рецензии и научные статьи, в Беларуси студийное движение было самым многочисленным и ярким с точки зрения эстетики и формы. Около десяти проектов, большинство из которых приютили Дома культуры предприятий. Наиболее знаменитыми и посещаемыми были студия Рида Талипова "На площади Победы" и студия Витаса Григалюнаса "Диалог", отдельные спектакли Владимира Матросова, Владимира Савицкого, Виталия Барковского, Николая Трухана.
Больше чем другим энтузиастам повезло Витасу Григалюнасу, который получил интересное помещение и стал художественным руководителем "Альтернативного театра". Богатые люди сделали это помещение не просто театром, а культурным центром, где проводились выставки, встречи по интересам, куда приезжали из России выступать звезды театра и кино.
Три спектакля "альтернативщиков" гремели в столице. Это "Король умирает" Эжена Ионеско, "Горе от ума" Александра Грибоедова и "Комедия" Марашевского. Французский драматург, классик театрального авангарда. Русский писатель, основоположник профессиональной драматургии. Полузабытый драматург, просветитель и профессор риторики, которого также считают основоположником белорусской драматургии.
Нечаянно сложившаяся воедино троица определила направление и важность нового театра. Кстати, "Комедия", написанная в эстетике классицизма и современно обработанная, стала полноценной народной комедией и вот уже почти сорок лет после постановки в Альтернативном театре с огромным успехом играется на театральных сценах страны. В Молодечно и Гродно и в народных театрах она держится в репертуаре десятилетиями.
Из этих трех спектаклей Альтернативного театра вышли известные нынче актеры Анатолий Голуб (служит в театре-студии киноактера), Виктор Васильев (Председатель союза кинематографистов и актер Молодежного театра), Игорь Забара (который успешно занимается режиссурой и бизнесом на Украине). Сам Григалюнас руководит Белорусским цирком. Артур Шуляк стал успешным бизнесменом и попытался в 2016 году создать что-то наподобие Альтернативного театра – клуб-театр в центре Минска.
Актер Анатолий Голуб по-прежнему играет с друзьями "Комедию" в антрепризном варианте. Он стал режиссером этого спектакля.
Особенно хочется остановится еще на одном "альтернативщике". Это Юрий Кулик. Он работал актером, режиссером и директором театра юного зрителя. К сожалению, рано ушел из жизни. Оставил наследство в виде нескольких пьес.
Как видите, альтернативная служба театру не пропала даром. У каждого она продолжилась в виде самостоятельных проектов.
Юрия Кулика не стало в 2013 году, но память о нем оживилась этой весной. Его последнюю и очень непростую пьесу поставила в Минском ТЮЗе режиссер Анна Козлова. Это сказка для взрослых "Шамаціла". Слово белорусское, на русский язык не переводится. Ближе всего к нему по смыслу "домовой". У славянских народов – это дух дома, покровитель семьи. У белорусов – домовик. Но статусы у домового и шамотилы разные, хотя тот и другой все равно нечистая сила. Это такой домашний чертенок: маленький, рыжий, очень шаловливый. Духи бывают злые и добрые. Шамотила – добрый и шуршащий.
Талантливый драматург предложил сказку необычную. Сказки для взрослых без морализаторства писали Н. Некрасов, А. Толстой, М. Салтыков-Щедрин. В обычных детских сказках стираются границы между реальной жизнью и волшебством. В "Шамотиле" волшебства нет. Для взрослых потусторонний мир особый, философский. В этой притче присутствует взгляд на взрослых как на детей, которые сохранили свое естество, но приобрели знания и задумываются над смыслом жизни.
Конечно, это абсолютно взрослый спектакль в детском театре. Недаром в нем участвуют все три возрастные и заслуженные тюзовские артисты, которые давно уже не изображают зайчиков и волков. В каком-то смысле эту новую работу театра тоже можно назвать альтернативной. Возможно, первая сказка для взрослых даст начало появлению новых театральных проектов.