Удержит ли Нацбанк курс белорусского рубля?

Негативное влияние на доверие к белорусской финансовой системе оказывают различные профильные рейтинговые оценки. Есть ли положительные факторы и что ждет национальную валюту – разбирался колумнист Sputnik Николай Левчук.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
В недавно представленном инфляционном обзоре Нацбанка отмечается, что годовой прирост потребительских цен в августе 2021 года составил 9,8%. Еще в июле Национальный банк Беларуси предупредил об ускорении инфляции, скорректировав свой прогноз на 2021 год до уровня 9%.

Финансовый коридор

По оценке Евразийского банка развития (ЕАБР), рост цен, глобальные задержки поставок, подорожавшее продовольствие и сырье на мировом рынке поддерживают повышенные инфляционные ожидания. Снижение урожая зерна в сентябре на 19% может стать дополнительным инфляционным фактором в оставшейся части года. В результате ожидается сохранение годовой инфляции в пределах текущего уровня (9,8%) вплоть до ноября включительно и ее некоторое замедление в декабре.
Изначально власти Беларуси рассчитывали, что инфляция в 2021 году не превысит 5%, но в апреле Нацбанк скорректировал прогноз до 7,5% – и он продержался всего лишь квартал: прогнозируемый регулятором уровень инфляции составил 9%. По итогам 2020 года, инфляция в Беларуси составила 7,4 %. Согласно обобщенным BIK Ratings данным, ближайшей к данному значению оказалась оценка ЕАБР – 5,9%, что ниже итогового на 1,5%. Наиболее позитивный прогноз уровня инфляции на 2020 год принадлежал Минэкономики Беларуси – 4,9 %, наиболее негативный – 11,3% − Всемирному банку.
Дефицит бюджета Беларуси в 2022 году планируется в размере 1,6% >>>
Сравнивать прошлогодние прогнозы на 2021 год не имеет смысла, поскольку в развитие событий вмешались непредсказуемые факторы, связанные с резким усилением санкционного давления на Республику Беларусь. По оценкам МВФ, уровень инфляции в европейском регионе в 2020 году составил 1,2%, снизившись на 0,8 п.п. по сравнению с уровнем 2019 года. В 2021 году ожидается прирост инфляции европейского региона на 0,4 п.п.: она составит около 1,6%. Для Беларуси более показателен уровень инфляции европейских стран, которые МВФ относит к развивающимся. В 2020 году он снизился на 0,1 п.п. и составил 5 %, в 2021 году инфляция в данных странах ожидается на уровне 4,7%.
Финансовые аналитики считают, что пандемия привела к более тесному взаимодействию центральных банков и правительств стран: в ответ на эмиссию банков правительства разрабатывают и предлагают программы стимулирования спроса для гарантии использования выпущенных в обращение денег, что дает возможность успешно регулировать уровень инфляции, позволяя восстанавливать глобальную экономику. Беларусь, избежавшая локдауна, в этом смысле находится в более выигрышной позиции.

Уровень системных рисков

Негативное влияние на доверие к белорусской финансовой системе оказывают различные профильные рейтинговые оценки. Так, пересмотр финансового прогноза на "негативный" рейтинговым агентством Fitch в конце прошлого года произошел под знаком возможной уязвимости, обусловленной низкими международными резервами, необходимыми для таргетирования инфляции, и слабым банковским сектором. По мнению агентства, усиление политических волнений может создать дополнительное давление на международные резервы и привести к оттоку депозитов, что повышает риски для макроэкономической и финансовой стабильности.
Доля правды здесь только в том, что панические настроения являются негативным фактором для любой финансовой системы, а агентства, подобные Fitch, льют воду на мельницу инфляционных ожиданий как населения, так и контрагентов, сотрудничающих с белорусскими предприятиями. Попытка как ресурсного, так и информационного раскачивания национального банковского сектора укладывается в логику внешнеполитического давления на Республику Беларусь, против отдельных банков которой действуют секторальные санкции.
Экономика Беларуси в 2022 году вырастет на 2,9% >>>
Между тем международные резервы страны в настоящее время поддерживаются на стабильно высоком уровне. По данным Национального банка Беларуси, на 1 сентября 2021 года они составили 8 496,7 млн долларов США в эквиваленте. За август 2021 года золотовалютные резервы увеличились на $1 054,3 млн долларов США (на 14,2 %) после роста в июле на 33 млн (на 0,4 %). Согласно Основным направлениям денежно-кредитной политики на 2021 год объем международных резервных активов на 1 января 2022 года должен составить не менее 6,0 млрд долларов США. Это означает, что у Нацбанка на сегодня есть необходимые инструменты для удерживания инфляции в прогнозных значениях.
По официальным данным, ключевые показатели финансовой стабильности в Беларуси в первом полугодии 2021 года находились в приемлемых диапазонах. Обеспечивалась платежеспособность и ликвидность банков. Покрытие нормативным капиталом принятых банками рисков в первом полугодии 2021-го оставалась на высоком уровне. Достаточность нормативного капитала по банковскому сектору составляет 18,3% и существенно превышает минимально допустимый уровень. Сохранялась устойчивая работа страхового сектора, лизинговых организаций и сектора иных финансовых посредников. Было обеспечено стабильное и бесперебойное функционирование платежной системы страны. То есть уровень системных рисков пока не заходит в "красную зону". Однако повышение стоимости кредитов свидетельствует о нервной реакции банковского сектора на внешнее санкционное давление.

В зоне недооцененности

Заметное влияние на уровень инфляции в стране оказывает финансовая ситуация в России, на которую приходится самая большая часть торгового оборота Беларуси, а вес российского рубля в ее корзине валют составляет 50%. За 2020 год уровень инфляции в Российской Федерации снизился на 1,3 п.п. и составил 4,9%.
Что будет с пенсиями белорусов >>>
Между тем, в нынешнем году инфляция в России в начале сентября поднялась до 6,74% и может к концу месяца достигнуть пикового значения 7%, а потом пойдет на спад. По оценке ЕАБР, на цены продолжают давить внешние факторы. Проинфляционное воздействие сохраняется со стороны повышенных инфляционных ожиданий и роста зарплат в России. В итоге ожидаемая годовая инфляция здесь находится в диапазоне 6,7–7,1%.
Очевидно, что подписание "дорожных карт" с Россией окажет стабилизирующее влияние на финансовую систему Беларуси. Нельзя сбрасывать со счетов и позитивный фактор Китая, где по состоянию на 1 июля белорусские коммерческие банки открыли 9 корреспондентских счетов в китайских юанях. Расчеты в юанях, других национальных валютах – прививка от санкционного воздействия на финансовый сектор, один из инструментов дедолларизации.
США предсказали экономическую катастрофу: что будет с долларом? >>>
По словам заместителя председателя правления Национального банка Республики Беларусь Дмитрия Калечица, важным инструментом, позволяющим абсорбировать внешние шоки и не накапливать дисбалансы внутри страны, является плавающий курс белорусского рубля, который находится в настоящее время в зоне недооцененности. С середины прошлого года приоритет отдан контролю роста денежного предложения как наиболее эффективному механизму сдерживания инфляции в условиях высоких негативных ожиданий экономических агентов. Банкам оказывается необходимая поддержка, позволяющая им удовлетворять платежеспособный спрос на ресурсы со стороны экономики.
Инфляция, превышающая 10% в год, оказывает замедляющее действие на рост экономики. Надо полагать, власти страны постараются сделать все возможное, чтобы по итогам 2021 года удержать ее в названных пределах. В сложившихся условиях оснований для резкого колебания курса белорусского рубля нет, его установившийся баланс отражает долговременные интересы и экспортеров, и импортеров.
Читайте также:
Банки повышают ставки по вкладам: куда выгоднее вложить деньги?
В Беларуси появился еще один неожиданный фактор инфляции
"Налички" в белорусском обороте стало меньше