Десятого сентября на заседании Союзного правительства двух стран в Минске ожидается подписание программы общей интеграции. По словам посла Беларуси в России Владимира Семашко, в ней остался лишь один неразрешенный момент – тариф на транспортировку газа. Дополнительный импульс интеграции придает договоренность о том, что Беларусь уже к концу года может начать получать компенсацию от российского налогового маневра.
Как известно, с 1 января 2019 года в России ежегодно уменьшаются вывозные таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты, а налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) повышается соразмерно уменьшению пошлины на нефть. В результате к 2024 году НДПИ полностью заместит пошлину, и цена на российскую нефть для Беларуси достигнет мирового уровня. В настоящее время формула ценообразования на российскую нефть для Беларуси представляет собой мировую цену за вычетом экспортной пошлины. К примеру, экспортная пошлина на российскую нефть сорта Urals в декабре 2020 года составляла 42 доллара за тонну.
Как поясняла еще накануне начала налогового маневра заместитель председателя концерна "Белнефтехим" Светлана Гурина, в 2019 году нефть и для российских, и для белорусских НПЗ при средней котировке 70 долларов за баррель подорожает на 21,3 доллара за тонну. Цена нефти будет ежегодно увеличиваться на обозначенную величину. Надо учитывать и то, что если НПЗ приобретают нефть по мировой цене, то соответственно реализуют конечному потребителю нефтепродукты тоже по рыночным ценам.
В налоговом законодательстве Российской Федерации предусмотрели систему адресной поддержки переработчикам нефти, которая позволяет не допустить значительного роста цен на АЗС и при этом компенсировать издержки нефтеперерабатывающей отрасли. Возмещение возрастающих затрат на нефть происходит из бюджета за счет отрицательного акциза на нефтяное сырье. Так называемый демпфирующий акциз позволяет НПЗ России не только сдерживать цены на бензины и дизельное топливо на внутреннем рынке, но и нивелировать доходность поставок моторного топлива на внутренний и внешний рынок.
Для Беларуси, где добывается значительно меньше нефти, чем требуется для загрузки ее перерабатывающих мощностей, бюджетных источников для такой компенсации нет. Поэтому в повестке дня находится создание равных условий работы НПЗ двух стран. Прошлогодние потери от налогового маневра в России оцениваются белорусской стороной в 420–430 миллионов долларов, а общие – до 10 миллиардов. Предполагается, что компенсация этих потерь будет производиться за счет снижения премий к цене нефти, которые получают российские нефтяные компании при поставках в Беларусь.
Формула ценообразования
С газом несколько иная ситуация. Российская формула ценообразования предполагает, что цена на "голубое топливо" складывается из непосредственно себестоимости газа, добываемого на скважине, и стоимости транспортировки. Получается, что в Беларуси транспортировка занимает до 70% себестоимости, а это, по мнению белорусской стороны, является чрезвычайно завышенным. Тогда как в России логистика, включающая транспортировку и хранение, занимает в структуре цены не более 20-30%. Нивелировать этот разрыв можно только через снижение тарифов транспортировки для Беларуси и приведение их в соответствие с внутрироссийскими, чтобы цена была близкой к той, что получается на российско-белорусской границе. Для этого могут применяться инструменты тарифной политики ЕАЭС.
На днях первый заместитель премьер-министра Беларуси Николай Снопков заявил, что программа по созданию единого рынка газа готова. "В основе карты – определение в следующем году однозначных, понятных обеим сторонам принципов и подходов функционирования объединенного рынка газа. Сегодня мы констатируем, что наша цена на газ лучшая по сравнению со всеми странами СНГ и Европейским союзом. Рынок волатилен, поэтому эти принципы должны сформировать правильное реагирование цены в условиях Союзного государства с тем, чтобы у нас сохранялась наиболее комфортная цена", – сказал он.
В 2020 году Беларусь покупала российский газ по цене 127 за тысячу кубометров. Цена на 2021 год (128,5 доллара) хоть и несколько выросла по сравнению с предыдущим, но в любом случае значительно ниже, чем предусмотрена формулой, которая зафиксирована в межправительственном соглашении 2011 года. Способность разрешить традиционно болезненные противоречия в газовой сфере между двумя странами является индикатором поступательности и необратимости процесса интеграции.
Показательно, что текущий уровень цен на газ для Беларуси был установлен как раз в ходе урегулирования очередного газового спора в 2017 году. Тогда была достигнута договоренность о постепенном снижении цены для Беларуси, в результате чего она упала с 143,54 доллара до 127 за тысячу кубометров в 2019 году. В ходе переговоров между "Газпромом" и Беларусью была зафиксирована та же цена на январь-февраль 2020-го, а до конца года договоренность была продлена по итогам встречи президентов Владимира Путина и Александра Лукашенко. В результате республика получила ту цену, которой с небольшим повышением оперирует и сегодня.
Переговорные позиции
Для президентов общие переговоры в Москве далеко не первые в текущем году. В июле они договорились о том, что в 2022 году цена на газ для Беларуси также не будет индексирована и сохранится на уровне 2021-го, то есть 128,5 доллара. Тогда как в Европе в этом году она составляет в среднем около 400 долларов. То есть база для решения нефтегазовых вопросов была заложена еще в июле. Именно та встреча на высшем уровне позволяет оценить и нынешние переговорные позиции.
Если ее коротко резюмировать, то президент России Владимир Путин рассматривает Беларусь в качестве надежного и стабильного партнера в области экономики. Так, в 2020 году товарооборот между странами несколько снизился (на 17%) из-за пандемии коронавируса, но за первые 4-5 месяцев 2021 года значительно вырос – более чем на 37%. Несмотря на внешнеполитические санкционные вызовы, Беларусь своевременно и в полном объеме обслуживает все кредиты. Внешний долг страны сократился на 2,5%, а золотовалютные резервы, по данным Нацбанка, на 1 августа составляли 7,442 миллиарда долларов (в эквиваленте), что значительно превышает уровень, необходимый для обслуживания внешнеторговых операций. Промышленное производство выросло более чем на 16%, являясь драйвером увеличения ВВП.
Президент Беларуси Александр Лукашенко исходит из того, что экономика республики сильно привязана к экономике России, при этом наработанные еще во времена СССР кооперационные связи были сохранены и приумножены. Не в последнюю очередь это произошло благодаря российским инвестициям. Финансовая поддержка из РФ является опорой стабильности белорусской кредитно-денежной политики. Небывалое военно-политическое и санкционное давление Беларусь сумеет выдержать только в союзе с Россией.
По расчетам белорусских и российских экономистов, кооперация с Россией формирует более 50 % ВВП Беларуси, а отказ от Союзного государства приведет к одномоментному падению ВВП Беларуси на 25 %. В 2020 году на долю России приходилось 47,9% всего товарооборота Беларуси, в том числе – 45,2% экспорта (в 2019-м – 41,5%) и 50,2% импорта (в 2019-м – 55,8%). Беларусь по итогам прошлого года вошла в тройку крупнейших торговых партнеров России.
Как показывает опыт, ситуативный подход к интеграции не имеет перспективы и лишь размывает союзные достижения. Очевидная экономическая взаимозависимость подкреплена военно-стратегическим союзом двух стран. Российско-белорусская договоренность о создании трех учебно-боевых центров совместной подготовки военнослужащих и намерения поставок в Беларусь ЗРК С-400 еще больше, чем экономические инициативы, свидетельствуют о том, что союзнические отношения созрели для того, чтобы подняться на новую высоту.
Читайте также:
Головченко и Мишустин обсудили торгово-экономическое сотрудничество
Лукашенко рассказал, сколько нефти нужно Беларуси для безбедной жизни
Макей о дорожных картах: договоры надо исполнять