Примерная стоимость, по которой можно продать "бэушный" катализатор, зависит от количества в нем драгметаллов, а также от марки и состояния авто. Порой он стоит дороже самого транспортного средства, однако многие автовладельцы и не догадываются о существовании ценной штуковины под днищем своей "ласточки".
Кто и где принимает катализаторы, и почему сдавать их на переработку – выгодное для республики дело, выяснял Sputnik.
Как сдать катализатор?
Минское предприятие БелВТИ, входящее в структуру министерства ЖКХ, известно переработкой отработавшей бытовой электротехники. С января этого года оно стало заниматься и катализаторами. Ежедневно десятки людей сдают эту деталь, получая взамен неплохую сумму наличных. Принимают катализатор в любом состоянии – разрушенном, оплавленном, раздробленном, измельченном, прожженном. Извлеченный катализатор взвешивают и далее помещают в большую бочку, где он измельчается до однородной порошковой массы.
"Бывает, привозят целые банки с глушителем, бывает, отдельно срезанный "каталик". В мастерской мы срезаем соты катализатора, которые содержат драгметаллы и измельчаем. Потом специальным прибором измеряем процент содержания в нем металлов", - вводит в специфику дела приемщик катализаторов Павел Казакевич.
Он говорит, что катализатор лучше всего сдавать после 150-200 тысяч км пробега, когда тот потеряет все свои функции. После этого двигатели с экостандартом Евро-5 или Евро-4 опускаются в классе до Евро-2. Пройти техосмотр в Беларуси даже при таком классе не проблемно, в отличие от Европы, где без нового катализатора к участию в дорожном движении не допустят.
Вот таким прибором проверяют содержание драгметаллов в автомобильных катализаторах
© Sputnik / Станислав Лобатый
Отчего зависит стоимость катализатора?
Ограничений по количеству сдачи катализаторов нет – можно хоть целую фуру привезти, уверяют сотрудники БелВТИ. Цены привязаны к Минфину и зависят от тех цифр, что покажет рентгенофлуоресцентный анализ получившейся после измельчения детали порошковой фракции. К примеру, в одном из недавно сданных катализаторов были родий – 402 ppm, палладий – 304 ppm и платина – 2229 ppm. Один ppm равняется 0,001 тысячной грамма. Затем с помощью незамысловатой формулы проводится оценка агрегата, после чего владельцу на руки выдаются деньги.
Есть два типа катализаторов – керамические и металлические. В компании принимают только керамические, поскольку процесс переработки металлических сложнее.
Специалисты отмечают, что самый за дорогой катализатор, который был сдан на предприятие, БелВТИ выплатило 3400 рублей, и тот весил всего 200 граммов. Снят был с гибрида Toyota Prius. Поскольку Япония очень требовательна к экологическим характеристикам автомобилей, содержание драгметаллов у "японцев" больше, чем, например, у "немцев" или "американцев".
"Средний бюджет катализаторов, снятых с бензиновых авто – от 300 до 600 рублей. Раньше цены доходили до 1000, но сейчас они крайне нестабильны", - поясняет заместитель начальника цеха по переработке электрооборудования БелВТИ Владимир Мишенин.
Причем разбежка цен может быть большая – от нуля до пары тысяч долларов. "Пустые" катализаторы – то есть без драгметаллов – могут иногда быть и в новых авто. Причин несколько: использование присадок в топливе, спортивный стиль езды, неоригинальные запчасти. А бывает, что катализаторы вырезают недобросовестные работники СТО или гаражные мастера – увы, выявить визуально это невозможно.
"Внутренности" катализатора рядом с уже потерявшим всяческую ценность его корпусом
© Sputnik / Станислав Лобатый
"Без вскрытия и анализа не поймешь, есть катализатор в машине или его нет. Можно просверлить маленькую дырочку в банке глушителя – если посыплется порошок, значит катализатор на месте", - советует Павел Казакевич.
Самые ценные катализаторы – в старых авто
Иногда даже старые машины могут удивить стоимостью отработавшего катализатора. Сотрудники предприятия рассказывают, что иногда люди приезжают с банкой "просто сдать", чтобы не захламлять гараж. А потом обнаруживают, что банка-то волшебная и стоит 270 рублей.
"Приезжали ребята, которые купили BMW Е39 1995 года за 2 тысячи долларов. Сдали катализатор. Угадайте, сколько стоил? 1800 рублей! Парни долго приходили в чувство потом. А недавно клиент привез "каталик" от старого Lexus. В итоге получил 1400 рублей на руки", - вспоминают работники.
Переработка – в Бельгии и Германии
"Мы собираем емкости с "драгоценным" порошком и отправляем их по договору за границу. В Беларуси переработки отходов катализаторов нет, поскольку это очень дорого. С точки зрения оборота – нерентабельно. Печь же не может стоять. В противном случае нужно организовывать такой суперприток катализаторов в Беларусь, чтобы завод был загружен", - рассуждает Мишенин.
Сами сотрудники БелВТИ называют себя "горняками" в миниатюре, так как тоже добывают драгметаллы, а вот и их оборудование
© Sputnik / Станислав Лобатый
Если говорить о производственных мощностях, то, по его словам, Беларусь должна собирать катализаторы со всех соседних республик, если вопрос о создании завода все же встанет. По ориентировочным оценкам одна только модернизация подобного предприятия может стоить порядка 650 млн долларов.
"Такие заводы есть в Бельгии, Германии, Италии и России. Но в России последнее время отказываются брать катализаторы на переработку", - добавляет он.
Тысячи долларов ежемесячно
Заниматься катализаторами – дело довольно выгодное. Даже в масштабах республики. По законодательству, если драгметаллы вывозятся из страны на переработку, они должны быть возвращены обратно. То есть назад идет уже чистая платина, палладий и родий. С одного килограмма катализатора может быть получено от 0,4 до 2 граммов чистого металла после переработки.
"Все это передается в госфонд, а госфонд за то, что мы привезли металл в республику, выплачивает деньги нам. Если гипотетически, мы – горнодобывающая компания, которая занимается добычей драгметаллов для страны. Берем из мусора и добываем то, что ценится", - объясняет замначальника цеха по переработке электрооборудования.
Он говорит, что за полгода работы предприятие выделило драгметаллов на сотни тысяч долларов.
"Исходя из эмпирического понимания, с 1 тонны получается около 1,5 кг платины, где-то 1,2 кг палладия и порядка 240 грамм родия. В месяц выходит переработать порядка 400 кг, тогда как один кило обходится в среднем в 100 долларов. И уже 40 тысяч долларов идет государству", - продолжает собеседник.
Однако рынок драгметаллов очень нестабильный, из-за чего цены находятся в постоянной турбулентности. Порой за сутки они могут измениться на 10-20% в разные стороны.
Ювелиры тоже в деле
В июле нынешнего года Совмин определил порядок сбора у населения отработанных автомобильных катализаторов и лямбда-зондов в качестве лома и отходов драгоценных металлов. Эти запчасти у населения могут закупать юрлица и "ипэшники" при наличии специальных разрешений на деятельность, связанную с драгметаллами и драгоценными камнями. Хорошая новость для ювелиров: теперь они тоже смогут заниматься скупкой и переработкой катализаторов.
Читайте также:
Крик души автовладельца: где бы ни чинил машину – постоянно проблемы
МАЗ поставит на свою технику отечественные двигатели и коробки передач
Первую тысячу белорусских электромобилей ожидают к концу года