Кина не будет? Минкульт не может определить фильмы, которые нужно снять

Комиссия Министерства культуры сначала выделила деньги кинопроизводителям, а потом отменила свое решение. Будут ли снимать фильмы по книгам Горвата и Мартиновича, пытался узнать Sputnik
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Недавно подвели итоги очередного конкурса на закупку кино Министерством культуры. На конкурс были вынесены четыре лота производства фильмов различной тематики. На создание этих фильмов государство выделило около пяти миллионов рублей.

Надеются на лучшее. Фестиваль кино "Евразия.DOC" планируют провести осенью

По итогам конкурса в трех из четырех номинаций победила ООО "Первая КиноВидеоКомпания". Она получила государственные гранты на производство сериала про "Песняров", фильма по книге Андруся Горвата "Радзiва "Прудок" и сериала "Десять жизней Медведя".

Право на еще одну экранизацию по книге Виктора Мартиновича "Сфагнум" по итогам конкурса получила студия "Демарш-фильм".

Однако компания сценариста Андрея Курейчика "Безбуслоу Артс" и Телевизионный продюсерский центр написали в МАРТ жалобу на результаты тендера госзакупок, который проводило Министерство культуры. 

Через день после этого Министерство культуры отменило итоги конкурса. Выделение денег в настоящее время приостановлено.

Об отношении к происходящему в нашей киноиндустрии Sputnik спросил у участников конкурса и у Министерства культуры.

Курейчик: За эти деньги можно снять не 4, а 12 проектов

"Мы с выпускником нашей Академии искусств молодым режиссером заявляли на конкурс проект про достижения Беларуси в категории "режиссерский дебют". Наш фильм называется "Первокурсники". Эта история про минских студентов-айтишников, которые мечтают сделать какое-то полезное приложение. При этом они влюбляются, ссорятся, это такое лирическое кино наподобие "Я шагаю по Москве", только современное белорусское. До этого мы предлагали его "Беларусьфильму", но там сейчас очень плачевная ситуация", - рассказывает  Курейчик.

Кина не будет? Минкульт не может определить фильмы, которые нужно снять

Его проект не получил государственного финансирования, однако возмущение сценариста вызвали не итоги тендера.

"Проблема, из-за которой я написал жалобу на результаты конкурса, это, на мой взгляд, завышенные цены. По моим оценкам, за сумму, выделенную на четыре лота, можно снять не четыре, а 12 проектов.

На конкурс подавались 17 компаний, а возможность работать получили только две, хотя могли поддержать гораздо больше творческих людей", - уверен Курейчик.

"Битва": вышел в прокат фильм о танцах, снятый по сценарию Курейчика

Сам он участвовал в создании четырех картин в Беларуси, среди них фильмы "ГараШ", "PARTY-ZAN фильм" и другие. Все проекты были сняты без привлечения государственных средств и все  окупились в прокате.

Исходя из собственных затрат, Курейчик не может объяснить, как были сформированы бюджеты, выделенные для производства фильмов минкультом.

"На протяжении многих лет абсолютным монополистом на производство фильмов за бюджетные средства была национальная киностудия, которая выигрывала все конкурсы. Ее нужно было поддерживать изо всех сил, потому что там штат несколько сотен человек, огромные площади, коммуналка, ремонты и прочее. Понимая это, минкульт формировал цену кино с отдельной статьей "внутристудийные затраты". Из-за этого было трудно привлекать российских и других иностранных инвесторов и партнеров, потому что они не понимали, что эта за статья, не имеющая отношения к фильму, но на которую требуют половину бюджета", - объясняет Курейчик.

В этот раз "Беларусьфильм" в тендере на госзакупку кино не участвовал из-за большого количества долгов. Однако с результатами конкурса сценарист все равно не согласен.

"Мы просили на свой проект 165 тысяч долларов. Выиграл проект, который просил в два раза больше денег. Но у меня претензия не к творческим людям, которые выиграли, они все мои коллеги и все очень талантливые. Я не понимаю, как рассчитывался этот бюджет. В Минкульте мне объяснили, что цена не является основополагающим критерием, что на результат влияет мнение комиссии", - недоумевает Курейчик.

Он считает мнение комиссии, сформированной министерством, субъективным. Членами комиссии по госзакупкам кино являются шесть представителей минситерства культуры, включая первого заместителя министра, бухгалтера, финансиста, юриста, также три представителя "Института искусствоведения, этнографии и фольклора имени Кондрата Крапивы", главный редактор журнала "На экранах" и по одному представителю БГАИ, Белтерадиокомпании и директор одного из кинотеатров.

Курейчик о "Лістападзе": делают вид, что большого пласта кино не существует

Говоря о режиссере, с которым сценарист собирался работать над заявленным проектом, он обозначил еще одну проблему.

"На обучение одного режиссера, как мне стало известно в Академии искусств, затрачивается сто тысяч долларов. Для них закупается оборудование, камеры, компьютеры, им выделяют средства на курсовые и дипломные работы. Это очень дорогие специалисты, их набирают редко, выпускают один раз в пять лет. А потом им не дают снимать!", - делится Курейчик.

Он не скрывает, что обрадовался отмене результатов тендера, и надеется, что все проекты ожидают новые конкурсы, которые "будут объявлены по новым правилам".

Среди основных требований к конкурсу, сценарист называет исключение монополии, которое гарантирует добросовестную конкуренцию.

"Хотелось бы, чтобы у нас, как у коллег в России, Украине, Казахстане, работала система открытых питчингов (презентация кинопроекта с целью нахождения инвесторов самими  сценаристами, режиссёрами, продюсерами – Sputnik)", - высказывает свое предложение сценарист.

Также он ратует за увеличение количества лотов путем оптимизации ценовых параметров и изменение состава комиссии, отвечающей за проведение конкурса.

Лобкович: под вопросом судьба двух проектов и работа ста человек

Кинопродюсер Виктор Лобкович не скрывает того, что огорчен произошедшим.

"Если ты подаешься на конкурс, это означает, что ты принимаешь правила игры и понимаешь, что не можешь формировать комиссию или регулировать критерии отбора. В связи с отменой результатов конкурса сейчас под вопросом судьба двух проектов, а это работа минимум ста человек", - говорит Лобкович.

Он  не исключает того, что итогом жалоб станет уменьшение бюджетов на госзакупку кино, которая и так, на его взгляд, недостаточная.

Кина не будет? Минкульт не может определить фильмы, которые нужно снять

"На производство кино государство у нас и без того выделяют 5-6 миллионов долларов, при том что еще в 2012 году выделяло 10 миллионов", - уточнил продюсер.

Картина "Внутри себя" стала лучшим игровым фильмом Беларуси 2018 года

Он считает, что цены последнего конкурса были сформированы объективно.

"Министерство культуры отправило всем организациям, которые связаны с кинопроизводством, опрос о том, что бы они хотели снять и с каким бюджетом. Все делали свои ценовые предложения, изучив которые и было сформировано четыре лота", - объясняет Лобкович.

Не согласен он с Курейчиком и в отношении затрат на производство фильмов.  

"Стоимость фильма зависит от сценария. Я сам снимал кино и за сто тысяч долларов. Это может быть камерная драма либо легкий триллер. Команда в таком случае работает "за победу" с минимальными гонорарами. И сам процесс максимально упрощен, нет костюмера, все вынуждены сниматься в своей одежде и прочее. Но если работа историческая, даже относящаяся к 70-80 годам прошлого века, это уже совсем другие затраты", - уверен кинопродюсер.

Его компания известна зрителям по  документальному фильму "Дебют", который был представлен на Оскар от нашей страны, фильмами "Внутри себя", "Следы апостолов" (совместно с "Беларусьфильмом"), клипом "8 марта" и другими проектами.

Бондарь рассказал о ситуации на "Беларусьфильме"

Лабкович не считает результаты последнего тендера и победу своей компании не честными и рассказывает, что до этого они участвовали более, чем в 25 конкурсах минкульта с 2012 года и выиграли финансирование только двух совместных с "Беларусьфильмом" проектов.

При этом работа над вторым "Следы апостолов -2"  до сих пор не завершена из-за долгов киностудии.

"На этом конкурсе есть три критерия оценки,  и деньги - только один из них. Также учитывается  художественная часть и значимость режиссера. Мы подавали проекты, не написанные на коленке за сутки, а над которыми работали по нескольку лет.

Например, над сценарием фильма про Мулявина мы работаем шесть лет, про Медведя – два года, по "Радзiва "Прудок" работы ведутся четыре года. К материалам, представленным на конкурс, мы прикрепили еще и тизер (рекламное сообщение, которое содержит часть информации о продукте, но при этом сам товар полностью не демонстрируется – Spytnik), чтобы комиссия могла увидеть стилистику и подачу материала. Не знаю, кто-то еще прилагал тизер или нет", - рассказывает Лобкович.

Кина не будет? Минкульт не может определить фильмы, которые нужно снять

Он утверждает, что предложенного государством финансирования для реализации проектов все равно не хватит и что компания изначально рассчитывала вкладывать в них и собственные деньги.

"Например, наши российские партнеры оценивают проект про Медведя в полтора миллиона долларов. Министерство культуры могло нам дать 750 тысяч долларов. Еще столько же мы готовы были найти самостоятельно", - делится продюсер.

Киностудия, которую уже давно не любили: как гендиректор меняет "Беларусьфильм"

Он говорит, что независимо от дальнейшего развития событий с выделением государственных средств, заявленные проекты "Первая КиноВидеоКомпания" все равно намерена реализовать.

В то же время продюсер согласен с тем, что в Беларуси нет "институции кино".

"У нас есть Гильдия продюсеров и производителей. И мы давно говорим, что невозможно делать кино через закупки. Это приравнено к тому, как закупить гвозди.

Мы ратуем за открытый конкурс, предлагаем делать питчинги. И в 2014 году у нас проходили питчинги и в комиссии в том числе были драматурги и другие деятели, близкие к кино.  При этом все равно все конкурсы выигрывал "Беларусьфильм", - уточняет Лобкович.

Минкульт: Ждите ответа

Sputnik направил министру культуры Юрию Бондарю ряд вопросов, в том числе и о том, почему были отменены итоги конкурса, как формируется его бюджет, насколько успешными стали проекты, выигравшие конкурс в предыдущие годы, и, наконец, когда и по каким правилам будет проведен новый конкурс.

На момент выхода статьи письменные ответы получены не были. Все попытки поговорить по телефону с первым заместителем министра Натальей Карчевской, которая возглавляет комиссию по госзакупкам кино, были пресечены на уровне приемной министерства.

"Это наше право, выбирать форму ответа, и мы ее выбрали, это будет письменный ответ. Я не собираюсь вам представляться, ждите ответа", - сказали в приемной министра.

Как только будет получен ответ, Sputnik его опубликует.

Читайте также: