Выдающаяся спортсменка Елена Хлопцева принесла своей стране единственное золото в академической гребле на Олимпиаде-80. В том состязании она плыла в двойке с Ларисой Поповой: сегодня признается, что волновалась куда меньше, чем напарница.
Sputnik попросил спортсменку поделиться воспоминаниями об Олимпиаде-80 и расспросил о нынешней жизни – после покорения множества спортивных вершин.
Боялась воды! С чего все началось
В семье Елены Хлопцевой не было спортсменов. Собеседница признается: вершин покорять не стремилась, и жизнь спорту посвящать не собиралась – так получилось.
"Как я пришла в спорт? Просто пошла учиться плавать: за компанию с одноклассницей. Я даже воды боялась, уже не помню точно, как мне удалось перебороть страх – помню только, что на первом занятии в воду так и не зашла, была на бортике. А потом как-то поплыла потихоньку", – скромно рассказывает собеседница.
До гребли, принесшей Елене множество побед, ей и плавание вполне давалось: уже в 13 лет она стала мастером спорта. Способности и перспективы увидел тренер, делится спортсменка: так девочка быстро оказалась в юношеской сборной по плаванию.
"Дети ведь ничего не понимают, приходят – кто за чем: одни развлекаются, другие просто плавать учатся. А я тренировалась, и результат был налицо. Думаю, все взаимосвязано: не будь таланта, я бы, может, и стала мастером спорта, но потом", – рассуждает она.
Про первую зарплату и отказ от плавания
В составе юношеской сборной СССР по плаванию Елене удалось поездить по миру, набраться богатых впечатлений – тогда мало кому был доступен выезд за границу.
"Помню, что на первую зарплату купила что-то маме в подарок. На какие развлечения тратить деньги советским детям? Тогда не было гаджетов и аквапарков, все было во дворе, в перерывах между школой и тренировками", – вспоминает она.
Из плавания Елена Хлопцева ушла (как это часто случается у спортсменов) после того, как пропала возможность заниматься с любимым тренером. Вдаваться в подробности собеседница отказывается, говорит только, что тренера вынудили уехать – вместе с ней исчез и интерес к плаванию.
"Группа распалась: нас стали отдавать то одному, то другому тренеру. А каждый из них все равно занимался в первую очередь со своими спортсменами, а уже потом с теми, кто появился. Меня стали переучивать – сперва в "кроль" отдали, потом в "дельфин".
Мне это не понравилось, интерес пропал, и я бросила", – признается Елена.
Но до отъезда тренер Римма Войцик успела познакомить Елену с тренером по гребле Ядвигой Рутковской: по словам спортсменки, она и не знала до этого, что есть такой вид спорта. Возможно, при других обстоятельствах и занялась бы чем-то другим, размышляет собеседница.
Про (не)детство и дикие нагрузки
"Может, это странно, но я не могу сказать, что жить не могла без спорта. Мне предложили, и я стала заниматься: все как-то буднично. Не было мыслей и мечтаний, как и больших амбиций – все само получалось", – говорит Елена Хлопцева.
По ее словам, в то время не было такого повального увлечения спортом и здоровым образом жизни. У каждого была своя мотивация: Елену вот интересовало в первую очередь общение с интересными людьми в сборной. И все же, чем больше тренируешься, тем интереснее становится – хочется улучшать результаты и побеждать на соревнованиях.
"Тренировки тяжелые были, не без этого. Я бы даже так сказала: удивительно, что выжили. Очень большие нагрузки, работали буквально на износ – сами представьте, на сборах у спортсменов по четыре тренировки в день!" – вспоминает она.
Елена Хлопцева говорит, что и детство у нее было – мол, до девяти-то лет во дворе "росла". Да и в юношестве спортсменка мало переживала, что видится со старыми приятелями изредка, приезжая со сборов.
Бросив плавание в 15 лет, уже в 16 Елена попала во взрослую сборную команды СССР по гребле. Она вспоминает: установочный сбор стартовал осенью, там собиралось много гребцов со всего Союза, а к весне часть отсеивали.
"Меня там прикрепили к тренеру, но на воде чаще приходилось бывать одной. Сказали, что заниматься мной особо некогда – людей к Чемпионату мира готовят. Так что давали задание, а я сама себе тренировалась. Весной отбирали людей в команду: надо было хорошо выступить в одиночке. Я и выступила – так меня стали готовить ко взрослому Чемпионату мира, где я впервые выступила в 17 лет. Кстати, на юношеском побывала на год позже", – делится она.
"Олимпиады боялись, особенно напарница"
Елена Хлопцева вспоминает: к Олимпиаде-80 готовилась усердно. Спортсменка к тому моменту не первый год выступала за команду Союза, неоднократно выезжала на чемпионаты мира – недалеко "маячили" и Игры.
"Изначально готовилась выступать в четверке, целый год почти. А потом решили попробовать в двойке. Конечно, сложно было: нагрузки в сборной команде побольше домашних. Перекусил, отдохнул, потренировался, отдохнул, потренировался, перекусил… И так по кругу. Все сосредоточено на том, чтобы хватало отдыха и было достаточно тренировок. На то они и сборы", – вспоминает Елена.
Вспоминая эмоции в преддверии Олимпиады, собеседница признается: к соревнованиям относилась спокойнее напарницы Ларисы Поповой.
"Она гораздо больше переживала. У нее уже был опыт выступления на Олимпийских играх, она была постарше и загребная – больше ответственности. Передо мной стояла задача поддерживать ее во время гонки, успевать все. Так все и вышло", – делится она.
Хлопцева говорит, что в то время все в "соцлагере" были сильнейшими: румыны, болгары, и особенно немецкая команда, которая забирала почти все призы на чемпионатах мира.
"Так вот у нас выступали чемпионки Олимпийских игр-76 из Болгарии и чемпионки мира 1979 года – немки. А сами мы, собственно говоря, в двойке в первый раз на больших соревнованиях выступали, потому что до этого только внутрисоюзные были. Очень ответственно, конечно", – признается спортсменка.
Какой была победа
На победе Елена Хлопцева подробно не останавливается: "все и так написано". По информации НОК, в предварительном заезде на Олимпийских играх в Москве у двойки Хлопцева-Попова не было никакого тактического плана. Но сначала румынская лодка пересекла створ спустя две секунды, а после на секунду отстала и немецкая.
В целом, во время финального состязания советская двойка сразу ушла со старта быстрее других и лидировала до финиша: победа получилась убедительная.
Тот момент не забылся и спустя много лет, признается спортсменка. "Мы вздохнули с облегчением, что выиграли, – все-таки напряжение было очень большое. Радовались безумно, тем более, что наша медаль оказалась единственным золотом СССР в академической гребле. Было приятно, что столько усилий и времени не ушли впустую", – улыбается Елена Хлопцева.
Говорит, толком не отмечали: сразу после соревнований отправились на пресс-конференцию, а потом – в деревню.
"Мы особо не праздновали: Олимпиада продолжалась, на следующий день люди тоже выступали, а мы жили в домах, в которых надо было соблюдать тишину и порядок, чтобы никому не помешать. Но, естественно, поздравляли нас все", – рассказывает олимпийская чемпионка.
По ее словам, Олимпиада запомнилась и многим другим, не только волнением и эйфорией после победы: участниками в разных необычных костюмах, выступлениями артистов – впечатлений хватало. А потом с победой ребят приняли дома восторженные родители.
"Спросите о награде? Мне дали премию за Олимпийские игры, а еще возможность без очереди приобрести автомобиль. Премия была четыре тысячи (из них 800 рублей подоходного налога). Не могу сказать, много это или мало, но "Волга" стоила 12. Я ее купила в итоге, правда, через несколько лет", – говорит Хлопцева.
Сперва устала и бросила, потом пришлось уйти
"Впервые я бросила греблю в 1985-м. Устала, сил не было никаких. Главный тренер сборной СССР предложил мне отдохнуть, поездить со сборной в каком угодно качестве. И я год отработала со своей командой массажисткой (у меня и "корочка" была). Тоже непросто было: ребята двухметровые, попробуй отмассируй. Тренер рассчитывал, что я передохну – вернется желание грести. А я вышла замуж и родила ребенка", – откровенничает чемпионка.
Вернуться в греблю Елену Хлопцеву уговорили лишь через 2,5 года: она оказалась в паре с Екатериной Ходотович. А в последний раз выступила на Олимпийских играх в Барселоне, уже за сборную команду СНГ: в сильной парной четверке, которая привезла на родину бронзовые медали.
"А дальше мы стали каждый по своим местам готовиться. Я думала, что если выступала 18 лет за сборную СССР, везде попадала и отбиралась, медали домой привозила, то и в сборной Беларуси смогу еще лет десять запросто тренироваться. У меня на тот момент вполне хватало еще и сил, и желания. Как оказалось, все не так просто: закончилось все печально.
Из-за конфликта (я не стану называть фамилий) нам стали буквально вставлять палки в колеса: не давали бензина на катер перед чемпионатом, не разрешали гоночную лодку с веслами брать… Никто нас не хотел понимать, в том числе прежнее руководство спорткомитета. Мне стремиться было уже некуда, а унижаться не хотелось. Тогда еще молодую Катю Ходотович я подбадривала, мол, все впереди. Она пересела в одиночку, а я решила завязать с греблей", – вспоминает она.
На тот момент у Елены уже была семья: спортсменка решила, что дома – лучше, чем где-либо. Сегодня она с удовольствием работает тренером в бассейне: учит плавать детей и взрослых.
"Мне нравится инструкторская работа. О тренерстве и подготовке детей к соревнованиям я и не думала: мне их жалко. Я помню, каково это: разве могу, испытав на себе, заставлять ребенка плыть, когда он говорит "я не могу"? Да и разъездов я не хотела", – признается Елена Хлопцева.
Она до сих пор общается с теми самыми интересными людьми из олимпийского прошлого, которые и были для нее одним из главных удовольствий. К примеру, с Ларисой Поповой, напарницей из победной лодки на Олимпиаде-80, раньше даже ездили друг к другу в гости – и теперь частенько созваниваются.
Читайте также:
- "Олимпийка", штроксы и ветровки: как Олимпиада-80 изменила моду в СССР
- "Опасные" вопросы и йогурты: чем запомнилась Олимпиада-80 переводчицам
- За 101 километр: как Минск избавлялся от путан перед Олимпиадой-80