В День Победы Sputnik собрал обзор неочевидных и важных текстов, которые должен прочитать каждый, чтобы узнать войну с разных сторон и еще раз почувствовать гордость за наших предков.
Обелиск, установленный в честь трагических событий, небольшие памятные знаки, обозначающие места гибели узников, и кремационная печь – знаменитые "знаки беды" ужасающей трагедии Тростенца. А что известно о самом большом захоронении в лесу, читайте в спецпроекте Sputnik – Жертвы Тростенца: погребенные дважды.
"Хатынь, за которую никто не ответил": что произошло в малоизвестной для большинства белорусов деревне Оле и почему местные жители не хотели вспоминать о трагедии, в которой погибли более тысячи семисот человек, попробовал разобраться Sputnik в истории "Хатынь, за которую никто не ответил: в Беларуси восстанавливают память об Оле.
В апреле 1942 года в лесном урочище Галны фашисты расстреляли более 80 детей из детского гетто, созданного на месте бывшего санатория для детей "Крынки". История мальчика, который смог избежать страшной участи, в спецпроекте Sputnik – Живу за них: история единственного выжившего из детского гетто.
Рассказ бывшей узницы минского гетто о попытках добиться для деревни Поречье "праведного" статуса, сохранив историю бессмертного подвига ее жителей в военное время, читайте в проекте Sputnik – НеПодвиг: история белорусской деревни, где в войну прятали 40 еврейских детей.
Во время оккупации Беларуси фашисты провели более 140 карательных операций: более 600 деревень были сожжены вместе со своими жителями, и 186 из них так и не смогли возродиться. Подробности дела, которое завершилось в 1986 году, но получило неожиданное продолжение, читайте в спецпроекте Sputnik – Гибель Хатыни: тайна без срока давности.
Как Минск выживал в период военных действий и что произошло в тот день, когда в город вошли немцы, Sputnik узнал из рассказа историка Кузьмы Козака и воспоминаний минчан, переживших войну, и объединил услышанное в спецпроект – Работа или смерть: как Минск выживал в оккупацию.
История военного патологоанатома и профессора Юрия Гулькевича, который участвовал в опознании тел Гитлера и Геббельса, а позднее внес огромный вклад в белорусскую медицину. Воспоминания его учеников читайте в специальном тексте Sputnik – Сомнений, что это Гитлер, не было: история минского патологоанатома.