Видео

Пресс-конференция посла России Михаила Бабича на Sputnik

Чрезвычайный и Полномочный посол РФ в Беларуси, спецпредставитель российского президента Михаил Бабич дал в понедельник пресс-конференцию по случаю пятилетия воссоединения России с Крымом. Смотрите онлайн-трансляцию мероприятия.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Как изменился Крым за пять лет
В день пятилетней годовщины присоединения Крыма к России гостем пресс-центра Sputnik Беларусь стал Чрезвычайный и Полномочный посол России в Беларуси Михаил Бабич.

В рамках пресс-конференции в Минске Михаил Бабич рассказал, как сейчас развивается Крым, какие основные направления экономического развития этого региона стоят в приоритете у руководства Российской Федерации, чем живут простые крымчане. Также посол пообщался с журналистами.

Прямую трансляцию пресс-конференции посла Михаила Бабича смотрите на Sputnik.

Хронометраж:

00:35 — Михаил Бабич об историческом аспекте воссоединения России и Крыма 5 лет назад.

30:15 — Михаил Бабич ответил на вопрос "Интерфакса" о позиции Минска в отношении признания статуса Крыма.

– Собирается ли Москва настаивать на том, чтобы Минск официально признал вхождение Крыма в состав РФ?

– Почему-то так и знал, что вас будет интересовать все-таки не Крым, а, ну, как бы Крым и вот как-то рядом с Крымом... Знаете, совсем недавно был "Большой разговор" с президентом Республики Беларусь, Александр Григорьевич Лукашенко его проводил, вы все практически были его участниками. И он на эту тему очень подробно высказался: это высказался президент суверенного независимого государства, который сформулировал государственную позицию, и иных оснований комментировать то, что он высказал, у нас нет, и мы исходим из того, что сказал президент.

31:10 — Посол о логистических коридорах в Крыму.

– Как будет развиваться транспортное сообщение между Беларусью и Крымом и появится ли прямой рейс Минск – Анапа?

– Безусловно, если бы было желание белорусской стороны, то Российская Федерация сделала бы все, чтобы появились и прямые рейсы. Мы понимаем, что это будет иметь последствия для белорусских авиакомпаний. Здесь нужно исходить из объективных реалий на сегодняшний день.

Сейчас не могу сказать в деталях, есть ли ограничение для рейса Минск – Анапа. При этом может быть только одно ограничение – пропускная способность самого аэропорта. Если ограничений нет и аэропорт способен принимать (больше рейсов – Sputnik), а у белорусских авиационных перевозчиков будет желание увеличить количество (рейсов – Sputnik) по этой части, Российская Федерация заявку удовлетворит в объемах возможности самого аэропорта.

Будем развивать другие дополнительные коридоры и возможности. Сейчас, с учетом запуска железнодорожной части моста (между Крымом и материковой частью РФ – Sputnik), эти возможности увеличатся. Здесь в большей степени нужна инициатива самих белорусских властей. Если такой расчет будет произведен и будет такая заявка, российская сторона и я, как представитель президента по торгово-экономическому сотрудничеству, конечно, сделаем все, чтобы эту заявку удовлетворить.

– Как будет выстраиваться связь с белорусской диаспорой Крыма, которая является четвертой по численности среди национальных меньшинств? Сейчас в связи с объективными причинами прямые коммуникации с диаспорой усложнились. 

- Почему они осложнились, оттого, что они стали россиянами? Так у нас, посмотрите, еще 84 субъекта в Российской Федерации есть, и там везде есть белорусские диаспоры. Ни у кого ничего не осложнилось.

– Будут ли особые программы для белорусской диаспоры по поддержанию отношений с исторической родиной?

– Это не может быть инициативой российской стороны. Если у белорусской стороны в этом плане будут какие-то предложения, то они будут реализованы в самой комфортной форме. Мы даже не выделяем крымскую диаспору или (диаспору – Sputnik) в каком-то другом регионе: Самарской области, Владивостоке и так далее.

Я понимаю, что психологически еще не привыкли, но Крым – это часть Российской Федерации со всеми вытекающими последствиями. Поэтому для диаспоры, для всех культурных и национальных автономий создаются все условия, чтобы они чувствовали себя предельно комфортно.

36:40 — О товарообороте между Беларусью и Крымом.

– По информации крымских информагентств, в 2017-2018 годах Беларусь вышла на первое место по импорту товаров в Республику Крым. Номенклатура белорусских товаров традиционная – это промышленность, продукция машиностроения, продукция сельского хозяйства, продовольствие. На ваш взгляд, какие еще могут быть точки роста в экономических отношениях между Республикой Беларусь и Крымом? Это ведь дорога с двусторонним движением, в каких еще областях Крым может нарастить свой импорт в Республику Беларусь?

– Боюсь, что потенциальный импорт Крыма в Республику Беларусь, который можно будет нарастить, прямо конкурирует с белорусским товаропроизводителем. Поэтому это вопрос регулировки со стороны белорусских властей. Здесь за этим очень внимательно следят и щепетильно относятся к дефициту и профициту торгового баланса. Поэтому это вопрос таких предпринимательских отношений.

Хочу еще раз повторить эту мысль, она должна "красной нитью" пройти, что в Крыму действуют все законы Российской Федерации. Все возможности есть для инвестиционного развития, для развития торговли, прямых кооперационных и прочих связей. Все, чем Крым будет интересен, понятно, что основная сфера, которая развивается, – это сфера туристических услуг.

Мы огромное внимание уделяем и развитию промышленного потенциала Крыма. Сегодня начинают возрождаться судостроительные заводы, судоремонтные заводы, целый ряд предприятий машиностроительного комплекса. Естественно, развивается агропромышленный комплекс.

Я почему и сказал о конкуренции: нужно смотреть, чего хочет сама Беларусь в этой части. Границы все открыты, возможности все и условия есть. Поэтому только добрая воля двух стран – и полный вперед.

38:50 — Вопрос о белорусско-российских отношениях: будет ли интеграция Беларуси и России настолько тесной, как это произошло с Крымом?

  • Заявления о "крымском сценарии" для Беларуси — провокация

– Вопрос касается российско-белорусских отношений, но подогнать под обозначенную вами тему совсем не сложно. Ведь последние действия и заявления российских властей о необходимости углубления интеграционных процессов в рамках Союзного государства уже трактуют и эксперты, и наблюдатели, и даже здесь, в Минске, белорусские власти как "подготовку нового Крыма". То есть интеграцию настолько тесную России и Беларуси, что это может походить (на включение Крыма в состав РФ – Sputnik). Вы можете прокомментировать такой ракурс, такой взгляд на то, что происходит в последние месяцы в российско-белорусских отношениях?

– Я не буду углубляться в российско-белорусские отношения, но частично на ваш вопрос я отвечу, потому что он лежит на поверхности. Действительно, мы наблюдаем в информационном пространстве попытку проведения подобного рода параллелей. Хочу сказать, что это такой образец совершенно неприкрытой, циничной информационной провокации.

Никакой корреляции между событиями в Крыму 2014 года и нашими взаимоотношениями с Республикой Беларусь даже близко нет.

Я в самом начале разговора сказал о том, что и в 2014 году в Крыму ничего бы не было, скорее всего, если бы не те события и те действия украинских властей и тех, кто ими управлял извне, по отношению к самой Украине и русскоязычному населению. Это спонтанное развитие событий, которое, к счастью, прошло достаточно цивилизованно, по крайней мере, бескровно, без потерь и с хорошим конечным результатом, который мы получили в 2014 году и можем прокомментировать по истечении пяти лет.

Все остальное – это такая информационная диверсия, которая имеет совершенно понятные цели, о которых мы достаточно часто и подробно с вами говорим.

42:00 — Посол ответил на вопрос о межэтнических отношениях в Крыму и предложении вернуть региону историческое название — Таврида.

– Вопрос, на который вы уже отчасти ответили, но я хотел бы, чтобы вы дали четкую оценку динамике межэтнических, межконфессиональных отношений на сегодняшний день в Крыму, как вы их оцениваете. И второй очень коротенький вопрос: как вы относитесь к инициативе Владимира Вольфовича Жириновского переименовать Республику Крым, придать ей старое доброе название Таврида? Спасибо.

– Что касается межэтнических, межнациональных, межконфессиональных отношений, еще раз повторюсь, что это, наверное, ключевой вопрос построения гражданского общества вообще в любом субъекте Российской Федерации, потому что Россия – очень многонациональная страна и у нас очень много нюансов. У нас только 22 национальные республики, чего уже там говорить, ничего в мире подобного не существует. И естественно, когда происходили события в Крыму и мы понимали все риски, которые связаны с запущенностью этого вопроса, многолетней запущенностью этого вопроса в Республике Крым, то самое серьезное внимание было уделено этому вопросу.

Я уже сказал о трех государственных языках, и я вам скажу, что понятие "государственный язык субъекта федерации Российской Федерации", (что Россия – Sputnik) это единственная страна в мире, в которой есть государственный язык субъекта федерации. У нас еще – вот сейчас цифру назвал – 22 республики, 22 субъекта, в которых функционирует более 30 государственных языков. И, соответственно, в Крыму было принято решение: (утвердить – Sputnik) три государственных языка, хотя не простое решение, особенно на фоне тех взаимоотношений с Украиной. Тем не менее оно было принято практически и сразу и предопределило все дальнейшее развитие этой тематики наших отношений.

Максимально было либерализовано законодательство в общественных организациях, созданы условия для появления нужного для людей количества НКО. Вот сколько потребовалось им создать, чтобы самовыражаться, иметь возможность и площадку для самореализации, в том числе в национальном и наднациональном плане, столько и было создано.

И на сегодняшний день приняты все необходимые в рамках субъекта федерации и Крыма, и Севастополя программы национально-культурного развития, развития национально-культурных автономий, учебников, музеев, памятных мест, памятных дат. То есть это огромная программа, которая позволяет реализовать свои и национальные, и конфессиональные предпочтения любому гражданину, который проживает в республике или который собирается там проживать. И спасибо вам за вопрос, еще раз мы сделали акцент на том, что это важнейшая часть государственной работы в отношении Крыма и Севастополя.

Что касается инициативы Владимира Вольфовича, я, знаете, сторонник того, чтобы любые инициативы, связанные с территорией, с землей, происходили с земли. Вот если люди этого захотят, значит, эта инициатива имеет право на жизнь. Если люди этого не хотят, наверное, не стоит им чего-то навязывать. И я думаю, что и в этом вопросе нужно подходить так же. Да, может быть и такое название, тем более оно историческое, должна быть инициатива людей, тогда от этого и будем отталкиваться.

46:09 — Дипломата спросили об организации детского отдыха в крымских здравницах.

– Белорусские дети уже многие годы продолжают ездить на оздоровление в европейские страны, несмотря на достаточно сложные отношения с европейскими странами, с санкциями. Было ли предложение какое-то с российской стороны по оздоровлению белорусских детей в Крыму и прорабатывается ли этот вопрос в целом? 

– Да, вы знаете, это очень-очень важный вопрос. Вы знаете, что буквально несколько недель назад прошла большая встреча президентов в городе Сочи. И целый день был посвящен как раз повестке гуманитарного сотрудничества между Россией и Беларусью. Это были и вопросы образования, и культуры, и развития спорта, и патриотического воспитания. И одно из предложений, которое мы сейчас активно обсуждаем с нашими коллегами из Минкультуры, Минобразования Республики Беларусь, это создание специальных возможностей для белорусских детей для оздоровления.

И в сочинских, и в крымских наших здравницах в рамках различных наших программ образовательных, воспитательных, патриотических. Это касается и лагерей "Артек", "Орленок", это касается и других наших возможностей, которые сегодня есть в Крыму по созданию условий не только отдыха детей, но и получения дополнительных возможностей и в образовательном, в культурном, и в воспитательном плане. И такого рода предложения со стороны Российской Федерации в ближайшее время будут сделаны.

Кроме того, я скажу, что мы готовим эти предложения к совместным коллегиям, которые будут проведены в апреле и Министерством образования, Министерством культуры. Эти вопросы докладывались президентам в Сочи и были ими одобрены и поддержаны, и я надеюсь, что мы в ближайшее время практически сможем вопросы и задачи реализовать.

48:16 — Посол России в Минске объяснил украинской журналистке, почему посвятил свою встречу с белорусскими журналистами "крымскому вопросу".

– Прежде всего, спасибо за предоставленную информацию, но хотелось бы узнать, для чего вы проводите такую пресс-конференцию, учитывая, что вопрос Крыма – это все-таки российско-украинские отношения, а пресс-конференция на территории Беларуси. 

– Здесь нет ничего удивительного, я тоже в начале нашего разговора сказал, что провожу ее не только я – проводит ее значительное количество руководителей наших дипмиссий за рубежом. Почему мы это делаем – потому что вы знаете, что в отношении крымского вопроса, если можно его так назвать, да и собственно наших взаимоотношений с Украиной в этой связи идет мощнейшая информационная кампания во всем мире, которая в значительной степени фальсифицирует реальное положение, дает недостоверную информацию, микширует фактологией, историческими фактами и так далее. И наша задача – максимально подробно разъяснить (ситуацию – Sputnik) людям не только в России.

В России, кстати, это почти ни у кого сейчас не вызывает сомнений. А наша задача – за пределами России провести широкую информационно-разъяснительную работу, чтобы люди понимали все от начала до конца: и почему эти обстоятельства сложились, и как события развивались, и как сегодня люди живут в Крыму, и что мы собираемся там делать в ближайшее время. И то, с каким добрым отношением, кстати, относимся и к украинским гостям, которые приезжают сейчас в Крым. И я уверен, что чем дальше, тем больше будут приезжать в Крым. И тоже в этом плане не будет никаких ограничений, будем создавать для них самые комфортные условия и возможности. Вот поэтому здесь нет ничего удивительного, это делаю не только я, это делают практически все наши дипломатические миссии.

49:58 — Михаил Бабич о демографической ситуации в Крыму.

– Уважаемый господин посол, не могли бы вы в нескольких словах обрисовать демографическую ситуацию в Крыму: что изменилось за эти годы, в каком ключе, структурно, и главное меня интересует, я думаю, и публику: насколько активно россияне "с материка" хотят переехать на полуостров и как власти полуострова (помогают – Sputnik) – жилье организуют, если есть такие возможности, выделяется ли земля, как это все происходит?

– Я почему заулыбался, когда услышал про демографическую структуру и ее изменения: все-таки, как мне кажется, ну и все с этим согласны, пять лет – конечно, не очень большой срок, чтобы демографические изменения произошли, по понятным причинам. И нам бы хотелось, чтобы это было быстрее. Я не могу сейчас в деталях сказать, какая там динамика и какие тенденции, но я знаю точно одно: что повышение уровня жизни людей способствует изменению в положительную сторону демографической ситуации. А так как все объективные экономические показатели сегодня говорят о том, что уровень жизни людей растет и у этого уровня есть огромный потенциал развития, и я убежден, что к рубежу 2022 года и дальше, действительно, и Крым, и Севастополь – это будут одни из самых сильных в экономическом плане регионов страны, и для этого сегодня все делается, поэтому демографическая ситуация, уверен, будет меняться в лучшую сторону, как, кстати, и по всей России. Просто время нужно чтобы какое-то прошло.

По поводу переезда. Знаете, миграционный поток положительный, сальдо положительное. Если на бытовом уровне сказать: то, что я слышу от своих друзей, знакомых, – огромный интерес. Другое дело, вы правильно подметили сейчас, что для этого нужно создавать и условия для приобретения жилья, а жилье сегодня, стоимость жилья, начинает расти. Прямая пропорция: чем выше популярность той или иной территории, тем выше стоимость жилья, ничего с этим не сделаешь, так устроен рынок, поэтому нужно принимать дополнительные решения экономические, административные, для того чтобы действительно создавать условия для переезда. Но очень важно понимать: для того чтобы люди переезжали, должна быть создана инфраструктура. Хуже будет, если все поедут, а условия для этого не созданы. Это и дискредитация самой работы, которая там проводится, и осложнение жизни для коренного населения, чего тоже не хотелось бы допускать.

Поэтому, если мы говорим о том, что Крым – это такая всероссийская здравница, то, прежде всего, конечно, будут строиться (и строятся сегодня в огромном количестве) санатории, дома отдыха, специальные базы отдыха и так далее. То есть любая предпринимательская инициатива в этом плане очень активно поощряется, и в этом есть меры государственной поддержки. Очень активно развивается ведомственный сектор, потому что наши крупные корпорации, наши крупные компании, министерства и ведомства очень активно сегодня инвестируют в развитие санаторно-курортной базы.

Знаете, глава Крыма Сергей Аксенов именно такую политику и проводит. Он, как челнок, ездит по регионам, разговаривает с каждым губернатором и каждому губернатору говорит приблизительно одно и то же: пожалуйста, выбирай место, выбирай площадку, забирай либо какой-то недострой, либо какое-то, так сказать, "старье", которое есть, либо бери какой-то чистый участок земли и, пожалуйста, строй для своего региона. Так же для руководителей компаний и так далее. Такая его работа дает очень большой эффект. Я знаю просто отзывы наших губернаторов, которые очень активно развернулись к этой работе, и сегодня многие из них кто уже строит, кто сейчас буквально находится в стадии принятия решения. Тут вопрос, чтобы земли всем хватило, потому что, еще раз повторю: уже 6,5 миллиона туристический поток, и динамика там плюс 10-15 процентов в год, тут надо понимать, что емкость имеет свои ограничения пока.

54:35 — Об инвестициях в Крым и интересе белорусского бизнеса к региону.

– Вы сейчас говорили об инвестициях в Крым. Поскольку мы являемся одним Союзным государством, входим в Таможенный союз, есть ли какая-то информация об интересе белорусского бизнеса, белорусских инвесторах в Крыму?

– Как раз я, отвечая на ваш вопрос, и не отвечу на вопрос, что я специально не готовился к этой пресс-конференции в отношении Беларуси. Она имела другое значение. Я не смогу ответить на ваш вопрос.

Как к специальному представителю президента по торгово-экономическому сотрудничеству, ко мне такого рода вопросы не поступали от белорусского бизнеса, от руководителей Беларуси. Поэтому в моем представлении либо все хорошо и так развивается хорошо, либо пока все находятся в стадии принятия решения.

Но повторю мысль, что как только такой интерес возникнет или такого рода запрос возникнет, конечно, мы сделаем все для того, чтобы его в полной мере реализовать.

55:37 — Михаил Бабич по просьбе Sputnik прокомментировал "дипломатическую пикировку" с белорусским МИД.

– Я спрашивал по поводу заявления МИД Беларуси, где о вас как о политике, после было высказано нелицеприятно достаточно и комментировалось ваше интервью последнее РИА Новости. Как вы на это отреагируете?

– Еще раз повторю, что я дал достаточно много комментариев по этому поводу. И не только я – и российский МИД, и так далее. Но давайте так, чтобы подытожить, я отвечу на ваш вопрос. Все равно вы не успокоитесь, все будете везде на всех углах этот вопрос задавать.

Конечно, можно было глупостью ответить на глупость, хамством ответить на хамство, ну и вы понимаете, что нам есть что по этому поводу сказать. Но разве это признак большого ума был бы или признак высокого уровня дипломатических способностей в этой части? Разве наши российско-белорусские отношения в целом: их масштаб, их перспектива, их историческое значение – стоят того, чтобы мы сейчас вступали в какую-то кухонную перебранку, которая возникла на ровном месте?.. И мы дождемся, пока коллеги объяснят, что их так в этом плане возбудило.

Я бы здесь сказал о двух других моментах. Несколько раз, и совсем недавно, президент Беларуси Александр Григорьевич Лукашенко сказал очень правильную вещь: что в мире очень много участников, людей, групп, государств, которые хотели бы, ждут, предпринимают определенные усилия для того, чтобы два братских народа, два самых близких союзника на чем-нибудь поссорились. Нефть, газ, колбаса, молоко… Может быть, какая-нибудь информационная провокация, которая реализуется с известной частотой. Я в этой части хочу заверить всех: и вас, и тех, кто пытается такого рода усилия предпринимать как извне, так и внутри, – что не дождутся. Такого, конечно, никогда не будет.

Мы в куда более сложных обстоятельствах находили компромиссные, оптимальные решения и в дальнейшем будем находить не только компромиссные решения, а лучшие из возможных в интересах наших народов. Это первое.

И второе. Знаете, действительно возникает вопрос: откуда такая истерика, с чего бы вдруг?

Один из основных моментов состоит в том, что кое-кому, кое-где, не буду пока называть фамилии, в какой-то момент почему-то показалось, что посол — это такой Ванька-встанька: сходил на прием, сказал какие-то красивые слова, отправил куда-то какую-то ноту, кого-то встретил, проводил. И эти люди или забыли, или в силу высокого своего профессионализма никогда и не знали, что, в соответствии с международными законами и национальными законодательствами, посол — это высший официальный представитель своего государства, аккредитованный в государстве пребывания, который отвечает за обеспечение реализации внешнеполитического курса, суверенитета, независимости, территориальной целостности своей страны. В этом его главная миссия, в этом его главное предназначение. Это не я придумал, это прописано во всех международных законах. И если это хороший посол, то он должен быть не только дипломатом – он должен быть и политиком, и экономистом, и аналитиком. История знает массу примеров, когда и военным. Если твоей стране нужно, чтобы посол на какое-то время стал бухгалтером, а когда это еще хороший бухгалтер или подающий надежды бухгалтер, то это гарантирует твоей стране, что ее не обсчитают, не ошельмуют, а, наоборот, экономические взаимоотношения со своим партнером будут прозрачные, понятные не только для чиновников, но и для граждан всех государств, которые в этих отношениях принимают участие.

В этой связи оценка белорусского МИДа для нас – это очень высокая оценка, которая подтверждает, что с бухгалтерией мы все-таки разобрались. И, соответственно, такое признание для нас дорогого стоит. Мы готовы как по бухгалтерским вопросам, так и по любым другим поделиться с коллегами нашими знаниями – и тогда у нас точно никаких вопросов не останется.

— Господин посол, скажите, пожалуйста, когда вы делаете те или иные заявления, в какой роли вы их делаете – посла либо специального представителя президента Российской Федерации? В частности, этот вопрос касается заявлений, которые прозвучали на прошлой неделе.

— А какие заявления прозвучали на прошлой неделе?

— Я имею в виду ситуацию с белорусским МИДом.

— А я не делал никаких заявлений. Заявления делал белорусский МИД. Но, отвечая на суть вашего вопроса, в каком качестве – в соответствии с указами президента Российской Федерации. Есть два указа, две компетенции – Чрезвычайного и Полномочного посла и специального представителя, и в зависимости от возникающих вопросов я решаю их в соответствии со своим функционалом.

– В данной ситуации комментарии были в какой роли?

– В какой ситуации?

– В ситуации с белорусским МИДом вы все же давали комментарий как посол или как спецпредставитель?

– Я отвечал на позицию и на заявление белорусского МИДа. Я никаких специальных заявлений по этому поводу не делал.