Субъективизма станет меньше: новый порядок СОП в вопросах и ответах

Проблемные семьи ждет социальное расследование и помощь на более высоком уровне с привлечением специалистов из разных ведомств.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

МИНСК, 30 янв – Sputnik. Субъективизма при признании ребенка находящимся в СОП со вступлением в силу постановления Совета министров должно стать меньше, считает главный специалист управления социальной, воспитательной и идеологической работы Главного управления воспитательной работы и молодежной политики Министерства образования Беларуси Елена Симакова.

"Присутствовал субъективизм при принятии решения о признании детей находящимися в СОП. Совет профилактики школы при всем нашем стремлении пригласить специалистов других ведомств не всегда мог это сделать", – объяснила представитель Минобразования.

Постановление Совета министров №22, которое определяет критерии и порядок признания детей находящимися в социально опасном положении, вводит понятие "социальное расследование", в ходе которого изучают условия в семье, и прописывает статус межведомственного Координационного совета, который в итоге будет принимать решение. Эти шаги и должны обеспечить более объективный подход к принятию решения. Постановление Совмина "О признании детей находящимися в СОП" вступает в силу с 1 февраля.

Sputnik выслушал специалистов и попытался разобраться, что меняется в процессе признания детей находящимися в СОП.

Что такое статус СОП и кому он грозит?

Под "социально опасным положением" понимается обстановка, при которой не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка – в пище, еде, жилье и так далее, а также не обеспечивается его безопасность и надзор за ним, в результате чего он может попасть в криминальную историю, совершить поступки, содержащие признаки административного правонарушения или преступления. Это определение прописано в Кодексе о браке и семье.

С оглядкой на это определение и были переписаны критерии признания ребенка находящимся в СОП. Если в инструкции №47 Минобразования таких критериев было 6, то в новом постановлении Совмина их осталось три, а именно:

  • неудовлетворение родителями основных жизненных потребностей ребенка (оставление без пищи, препятствие получению обязательного общего базового образования), систематическое невыполнение рекомендации медработников по диагностике, лечению, медицинской реабилитации ребенка, что угрожает его жизни и здоровью, и другое);
  • необеспечение родителями надзора за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает правонарушения;
  • ведение родителями аморального образа жизни, злоупотребление своими правами и (или) жестокое обращение с ребенком, в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка.

Принципиально критерии изменились не сильно – их просто скомпоновали и сформулировали немного по-другому, привели в соответствие с Кодексом и браке и семье и другими нормами. С одной стороны, исчезло множество признаков, например, безработица и тунеядство, но они и раньше не были определяющими факторами при признании детей в СОП, утверждает представитель Минобразования.

"Само отсутствие работы не было критерием, а если ребенок посещает школу, отличник, у него все есть, не совершает никаких правонарушений, ребенка не признавали находящимся в СОП", – объяснила Симакова.

Кто может поставить вопрос о СОП?

Выявлять детей в СОП могут учителя, медработники, сотрудники милиции, соцработники, а также другие уполномоченные лица, которые заметят во время выполнения своей непосредственной работы наличие потенциальных угроз для ребенка.

Причем медикам и сотрудникам правоохранительных органов новое постановление наконец четко прописало, когда и на что они обязаны обращать внимание.

Статус детей, находящихся в социально опасном положении, пересмотрят

В частности, если раньше педиатры при визитах в семьи должны были оценивать в том числе и санитарно-бытовые условия, то сейчас они должны сообщать в управление образования об игнорировании родителями медицинских рекомендаций, которое может создать угрозу жизни и здоровью детей.

"Новое постановление четко определило показатели СОП, с которыми предстоит работать медработникам в случаях, если родители систематически не выполняют рекомендации медработников по диагностике, лечению или медреабилитации ребенка, что угрожает его жизни и здоровью. Таким образом, работа медицинских работников четко ограничивается их профессиональной деятельностью", – рассказала главный внештатный специалист Министерства здравоохранения РБ по амбулаторно-поликлинической помощи детям Анна Котова.

Поводом для сигнала может стать ситуация, если ребенку с тяжелой бактериальной инфекцией родители отказываются давать антибиотики, если не следуют рекомендациям медиков в случаях сложных дерматитов. Отказы от прививок поводом для постановки в СОП быть не могут.

Постановление Совмина четко прописало и ситуации, при которых сигнализировать о потенциальном СОП ребенка могут сотрудники правоохранительных органов.

"Наша роль при выявлении сводится к нашей компетенции. Мы будем выявлять детей при проведении профилактической работы с их родителями, если они состоят у нас на учете, при проведении индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними, с которыми мы проводим такую работу. А также если к нам будут поступать заявления граждан о тех или иных действиях их соседей", – рассказал начальник отдела управления профилактики МВД РБ Сергей Яновский.

Ребенок в СОП: заберите меня в приют, хоть йогуртов поем

Кроме того, право выявлять детей в СОП есть у работников образования и соцработников.

Заглянут и в холодильник?

Даже если учитель, сотрудник милиции или медработник заподозрит, что родители недостаточно хорошо заботятся о ребенке, и сообщит об этом в органы опеки, это не значит, что ребенка автоматически признают находящимся в СОП.

Из отдела образования информацию передадут в школу, детсад, в общее учреждение образования, в котором числится ребенок, или, если ребенок нигде не числится, в социально-педагогический центр.

Педагоги инициируют социальное расследование – попытаются разобраться, что происходит в семье, для этого в том числе придут домой. И – да, холодильник тоже проверят.

"Если в семье отсутствует пища или она не подходит для ребенка маленького возраста, то, безусловно, это критерий социально опасного положения. Социальное расследование будет включать в себя посещение семьи, безусловно. А будет ли проверяться наличие или отсутствие продуктов питания, я не могу сказать, что не будет", – рассказала представитель Минобразования.

"Диагноз" СОП: помощь семье или наказание за неблагополучие?

Результаты социального расследования рассматриваются на заседании Совета учреждения образования по профилактике преступности и правонарушений несовершеннолетних. На Совет приглашают родителей, обсуждают, что можно сделать, чтобы исправить ситуацию. Если родители готовы действовать, дело дальше не идет.

Если нет – документы передаются в Координационный совет при местном исполкоме, где с родителями снова проведут беседу. Если и на сей раз родители проигнорируют проблему, принимается решение о признании ребенка находящимся в СОП. Для семьи составляют план действий, за выполнением которых будут следить представители разных ведомств. Если по истечении 6 месяцев этот план выполнен не будет, иными словами, ситуация не улучшится, ребенка могут изъять из семьи.

И во время встреч на Совете профилактике в школе, и в исполкоме, родителям предлагают обратиться за помощью в соцслужбы. Речь может идти о содействии в поиске работы, о консультации по получению адресной или гуманитарной помощи.

Что принципиально меняется?

По сути постановление Совмина узаконивает уже существующую практику, добавляя ей юридического веса.

"С одной стороны, узакониваем существующую положительную практику, с другой стороны, поднимаем уровень Координационного совета и хотим сделать акцент именно на СОП: здесь работайте, чтобы потом не надо было отбирать ребенка", – пояснила представитель Минобразования.

С 1 февраля с родителями обстоятельно будут разговаривать дважды: на Совете профилактике и Координационном Совете, давать, что называется, еще один шанс. Кроме того, Координационный совет, который сейчас по сути лишь рассматривает общие вопросы, сможет принимать решения.

Цель всех этих изменений – активнее работать с семьями, где возможны проблемы, на начальных этапах, не запускать ситуацию, чтобы максимально снизить количество случаев изъятия детей из семьи.

Читайте также: