Sputnik уже рассказывал вам о том, как проходила презентация постельного белья из "шерсти австралийского мериноса" в Витебске: за один комплект продавцы компании "ЛамаГолд" просили около $1500.
К сожалению, у истории есть довольно печальное продолжение: одна из посетительниц все же решилась заключить договор на покупку. За ее плечами – суд, который закончился не в ее пользу, и визит судебных приставов для описи имущества.
Мы выслушали "пострадавшую", а также обратились к компании-продавцу и в Белорусское общество защиты потребителей. Кто виноват и что теперь делать – попытался разобраться Sputnik.
"Сама не поняла, как согласилась"
Жительница Витебска Ирина пошла на презентацию скоротать время с подругой: в SMS-приглашении говорилось о подарках, а еще о том, что приобретать товары не обязательно – можно просто посмотреть.
"Предлагали там постельный комплект из овечьей шерсти: две подушки, одеяло и наматрасник, стоил он около 2,5 тысячи рублей. Конечно, я рассматривала, трогала, а консультанты, полагаю, увидели заинтересованное лицо и насели, причем с двух сторон – людей было совсем немного", – вспоминает Ирина.
Сама не поняла, как согласилась, рассказывает женщина: продавцы приводили самые разные доводы – что цена акционная только сегодня, что качество высокое.
"Конечно, таких денег у меня с собой не было. В итоге под этим прессингом я сказала, что мне подошла бы покупка в рассрочку. Они предложили выгодный кредит, но так как я на тот момент работала неофициально, оформить его на месте не удалось. Условились, что в течение месяца я найду банк (они предоставили список), возьму кредит под небольшие проценты и буду понемногу выплачивать", – поделилась она.
Договор подписали прямо на презентации. Назавтра Ирина засомневалась ("деньги-то сумасшедшие"), однако отказываться не решилась. В результате во всех банках из перечня белоруска получила отказы; лишь в одном ей готовы были предоставить нужную сумму, но на крайне непривлекательных условиях.
"Я позвонила в "ЛамаГолд", объяснила ситуацию: мне просто негде взять деньги, поэтому я хочу вернуть комплект обратно и расторгнуть договор. Офис у них в Гродно, туда и надо было ехать. Они убеждали: ищите подходящий банк, настаивали на других попытках. В итоге специально тянули, пока срок в договоре не истек", – уверена она.
По словам витеблянки, компания игнорировала ее до тех пор, пока не начала капать пеня. Спустя несколько месяцев Ирине позвонили из суда.
"Меня спросили, почему я не явилась на суд. А я ни сном ни духом: почта в любом доме потеряться может, лично в руки я никакую повестку не получала. Сообщили, что решение принято было не в мою пользу", – посетовала она.
Копии решения суда у девушки также нет – "никаких документов из суда в руки не получала". По словам белоруски, из компании ей не звонили ни с напоминаниями, ни с угрозами. А в самом конце минувшего года в дверь Ирины постучали судебные приставы.
"В начале декабря пришли судебные приставы, сказали, что вместе с пеней мой долг превысил уже 3000 рублей, и начали описывать имущество. Я ничего не подписывала – сказала, что буду подавать ответный иск. Так и живу в подвешенном состоянии", – жалуется женщина.
Сейчас Ирина ищет других "пострадавших" на форумах и среди знакомых. Независимо от успеха поисков, ее следующий шаг – подача ответного иска в суд: Ирина боится попросту лишиться квартиры. "Ведь неизвестно, как все это повернется: они же, выходит, имуществом намерены забрать нужную им сумму. Своего я не отдам", – делится страхами женщина.
К слову, на белорусских форумах жалоб на упомянутую фирму немало. Услышав о грядущем проведении презентаций, люди, которые наслышаны о деятельности компании и стоимости товаров, предупреждают друг друга и удивляются чужой доверчивости. По словам некоторых участников обсуждения, вернуть белье в Гродно все же удается. Однако зачастую его приобретают пенсионеры на презентациях в других городах; для них добраться оттуда в облцентр, одумавшись, бывает весьма затруднительно.
Продавец: судебные разбирательства нам совершенно не на руку
Как утверждают представители "ЛамаГолд", компания активно взаимодействует с клиентами до судебного разбирательства.
"По законодательству Республики Беларусь, если в 14-дневный срок возврат товара не был произведен, мы ждем от клиента оплаты по графику в договоре. Если платежи не поступают, мы высылаем претензию: напоминаем клиенту о его обязательствах. Если и тогда человек не платит, то подаем в суд, но, опять же, предварительно созвонившись с покупателем", – рассказали Sputnik в компании.
По словам собеседников агентства, решение о том, кто же прав, принимает непосредственно суд; если в постановлении сказано, что человек должен оплачивать полученный на руки товар по договору, с компании "сняты какие-то вопросы".
"За действия суда мы ответственности не несем: можем только позвонить и сказать, что деньги по-прежнему не перечисляются. Тогда суд решает, как воздействовать на человека; так же взимают средства, когда люди, например, не платят алименты", – говорят в "ЛамаГолд".
Представители утверждают, что возврат товара осуществляется беспрепятственно: назад не принимают только б/у и в целом стараются решать проблему "мирным путем".
"Бывает, идем навстречу и забираем часть комплекта (если пользовались, допустим, только подушкой, а одеялом и наматрасником – нет). Мы же сами понимаем, что человек впоследствии, возможно, не будет платить (...). А бывает даже такое, что принимаем товар свыше срока, установленного законом. Нам эти судебные разбирательства совершенно не на руку, потому что такими слезами эти деньги нам возвращаются, что нам проще вернуть товар", – откровенничают в компании.
В суд "ЛамаГолд" обращается, по словам собеседников, исключительно в конфликтных ситуациях: если человек пытается вернуть товар, который уже использовал, или просто "категорически не идет на контакт".
Оповещения клиентов, утверждают здесь, никто не избегает. "Перед тем как подавать в суд, мы звоним человеку точно: некоторые думают, что претензия – это ничего серьезного. А когда касается суда, их это начинает волновать, и они начинают оплачивать. Суд ведь и сам приглашает человека на слушания".
Критических ситуаций, когда ради оплаты товара у клиентов изымали имущество (а тем более недвижимость), в компании не помнят. "Чаще из зарплаты удерживают, пенсии, любых денежных поступлений (...). Но это работа судебных приставов, я не могу сказать, что они могут сделать с конкретным покупателем", – уверяет собеседница.
Необходимость возврата непосредственно в Гродно (по юридическому адресу) в "ЛамаГолд" объясняют тем, что компания зарегистрирована в реестре как субъект неторгового объекта: в Беларуси отсутствуют другие представительства.
"Но, если какие-то частные случаи – человек пожилой или какие-то проблемы со здоровьем, – все решаемо, на основании заявления могут быть сделаны какие-то поблажки. Бывает даже, что по месту жительства забираем товар. Но каждый конкретный случай рассматривается индивидуально", – уверили в компании.
Перед тем как достать кошелек, считайте до десяти
Подобные случаи белорусы называют "законным мошенничеством": зачастую привлечь такую компанию к ответственности и отстоять свои права очень непросто, поскольку отношения продавец-покупатель выстроены в соответствии с действующими нормативными актами.
В Белорусское общество защиты потребителей периодически обращаются покупатели продукции "ЛамаГолд". По словам председателя Анны Суша, при прямых продажах не используются какие-то незаконные методы воздействия.
"Компания имеет право продавать, а потребитель – покупать или отказываться. "Попадаются" обычно социально уязвимые группы населения: в основном пожилые люди. Они приходят на презентацию, где их угощают кофе или чаем и красиво преподносят некий товар, неверно оценивают свои финансовые возможности и дают согласие на покупку. А в некоторых случаях прямо на месте подписывают договор на кредит с сотрудником компании "ЛамаГолд", который якобы выступает представителем банка", – рассказывает Суша.
В любом случае по закону, поясняет председатель Общества, у покупателя есть две недели на то, чтобы одуматься и решиться на возврат товара. А чтобы попытка возврата в срок была зафиксирована, эксперты советуют обращаться к продавцам телеграммой.
Ирине потребуется доказать, что она изъявила желание вернуть товар раньше, чем прошло 14 дней с момента его покупки. По мнению эксперта, за оценкой сложившейся ситуации, как и за помощью в ее решении, Ирине стоит обратиться к специалисту Общества.
"Речь здесь не только о компании "ЛамаГолд": есть еще посуда, моющие пылесосы, лечебные стельки… Даже обслуживание компьютеров на дому: людей и без презентации, просто придя к ним в квартиру, убеждают подписать годовой договор на дорогостоящие услуги. Мы советуем не впускать таких людей и не предоставлять им места для работы", – предостерегает эксперт.
Посещать подобные презентации тоже небезопасно для бюджета. По словам Анны Суша, возвращая товар, стоит также требовать расторжения договора.
"Бизнес научился работать и продавать, а люди не научились покупать и говорить "нет". Перед тем как достать кошелек, досчитайте до десяти и подумайте, действительно ли вам нужен этот товар, разумна ли его стоимость и подъемна ли она для вашего бюджета", – посоветовала председатель Белорусского общества защиты потребителей.