Минск и Ташкент связали себя дипломатическими отношениями еще 25 лет назад, и если белорусская сторона поспешила сразу открыть свое посольство в Узбекистане, то партнеры решились на такой шаг лишь в этом году.
Александр Лукашенко и первый узбекский президент Ислам Каримов не испытывали по отношению друг к другу теплых чувств. Это сказывалось и на динамике сотрудничества между странами.
Приход к власти нового президента Шавката Мирзиеева ознаменовал качественно новый этап двусторонних отношений, в которых нашлось место и нефти, и хлопку, и даже стихам Якуба Коласа. Sputnik собрал самое важное из трехчасовых переговоров двух президентов.
Черное и белое золото
Местом встречи и переговоров стала резиденция Куксарой, что в переводе звучит довольно романтично – Голубой дворец. По сложившейся традиции, всех высоких иностранных гостей президент Узбекистана принимает именно в этой резиденции.
Александра Лукашенко встречали как дорого гостя. Перед ним выстроился весь сонм местных вельмож, играли гимны независимых Беларуси и Узбекистана, маршировали солдаты. В общем, обстановка, царившая кругом, намекала, что договориться получится обо всем.
Президенты общались наедине и в присутствии чиновников на протяжении трех часов, а официальные пресс-службы взаимно и в комплементарной форме описывают характер переговоров.
Соблюдая все принятые на Востоке традиции, лидеры не скупились на эпитеты, описывая прогресс, который достигнут в отношениях стран за последние два года. Закончив с протокольными любезностями, они перешли к деловой беседе.
Шавкат Мирзиеев напомнил, казалось бы, очевидную вещь – Узбекистан обладает богатыми недрами. Вслед за этим последовало и конкретное предложение поучаствовать в разработке месторождений нефти.
"Та же нефтегазовая отрасль. У вас наука развивается, а у нас есть скважины", — предельно ясно обрисовал все он.
Не обошли стороной два президента и хлопок – настоящее белое золото, которое обеспечивает валютой Узбекистан. И если узбекский президент предлагал вместе его выращивать и перерабатывать для продажи на рынках третьих стран, то его белорусский коллега был куда конкретнее на словах.
Александр Лукашенко сказал, что узбекский хлопок во времена СССР перерабатывался не где-нибудь, а на комбинате в Барановичах. "Надо вернуться к этому опять и сделать это взаимовыгодным. Мы готовы", — заявил он.
Напротив дворца
Если в эпоху Ислама Каримова в Минске не было достойного дипломатического представительства, то второй президент независимого Узбекистана решил этот вопрос в положительном ключе и быстро. Этот шаг оценил по достоинству и Александр Лукашенко.
"Вы открыли у нас посольство. И мы подберем самое хорошее место напротив Дворца Независимости, если вы рискнете в узбекском стиле красивое посольство, как вы строите здесь дворцы", — предложил белорусский лидер.
После этого растроганный Шавкат Мирзиеев и вовсе признался, что у него была "давнишняя мечта — открыть посольство в Беларуси". И сразу добавил, что открыть его нужно было давно, раз между странами такие дружеские отношения.
"Если будет нужно, пусть у вас будет в центре Европы свой уголок земли, откуда вы можете работать на весь Европейский регион", — горячо поддержал его Александр Лукашенко.
Мечты "по пятьсот"
Беларусь и Узбекистан в последние годы сумели нарастить взаимный товарооборот, но он, по мнению руководства, не отвечает тем возможностям, которыми обладают страны.
Цифра взаимного товарооборота в $1 млрд была взята не с потолка. Шавкат Мирзиеев объяснил этот показатель тем, что самостоятельно проанализировал все и насчитал как раз такой размер потенциальной взаимной торговли. И заверил, что планка будет взята, главное, чтобы чиновники выполнили их с Александром Лукашенко поручения.
"Я мечтал о $500 млн и с этим сюда приехал. Но когда услышал от президента, что не за горами миллиард, подумал: слава тебе, Господи. Если президент об этом говорит, значит, есть цель. Мы к этому готовы", — вызвался белорусский президент.
Минск и Ташкент выстраивают свою внешнюю политику исходя из аксиомы, что лучший фундамент для отношений между странами – это экономика.
"Будет экономика — будут дружеские отношения и все остальное", — пообещал Александр Лукашенко.
Броня крепка, и танки наши быстры
Неудивительно, что в такой располагающей обстановке в хорошем настроении, в еще по-настоящему летней по сравнению с Беларусью атмосфере президенты договорились о модернизации узбекской военной техники.
"На вашей базе можем создавать соответствующие заводы и модернизировать и Су, и МиГ, и БТР, и танки — в этом регионе море этой техники", — отметил белорусский лидер.
Сейчас белорусский военно-промышленный комплекс открыт к предложениям со стороны Узбекистана. Если будет нужно, то специальные комплексы управления будут поставлены для узбекских вооруженных сил.
"Надо будет — более сложную ракетную технику", — отметил Александр Лукашенко. Очевидно намекая на гордость белорусского военпрома – РСЗК "Полонез". Кстати, ракетные комплексы уже стоят на вооружении в Азербайджане. Оружие белорусского производства востребовано в мире.
"Если у вас есть интерес к нашим военным школам и органам государственной безопасности — милости просим, у нас не будет от вас никаких секретов", — заверил Шавката Мирзиеева белорусский президент.
Причем здесь Якуб Колас
Сейчас в Узбекистане живет 19 тысяч этнических белорусов. В годы войны многие белорусы нашли здесь приют после эвакуации, а затем помогали поднимать из руин после страшного землетрясения столичный Ташкент.
Интересно, что среди тысяч эвакуированных белорусов оказался и классик белорусской литературы Якуб Колас. В его честь недавно в Ташкенте вновь назвали улицу и установили памятник.
Шавкат Мирзиеев после переговоров вручил своему коллеге первый экземпляр сборника стихов Якуба Коласа, переведенных на узбекский язык.
"Он воспевал схожесть наших народов, писал о природе Узбекистана, чертах узбекского народа", — отметил президент Узбекистана и заверил, что творчество белорусского литератора ценят и любят на узбекской земле.
Александр Лукашенко подарил в ответ книгу "Беларусь и мусульманский мир" и поблагодарил за увековечение в Ташкенте памяти Якуба Коласа, который, по его словам, является образцовым белорусом.