https://sputnik.by/20251201/rozhdenie-legendy-kak-gonschiki-maz-sportavto-pokoryali-mirovye-ralli-1102070231.html
Рождение легенды: как гонщики "МАЗ-СПОРТавто" покоряли мировые ралли
Рождение легенды: как гонщики "МАЗ-СПОРТавто" покоряли мировые ралли
Sputnik Беларусь
В день рождения легендарной команды вспоминаем в беседе с одним из первых гонщиков ее славный путь от ворот завода до подиумов самых суровых гонок планеты. 01.12.2025, Sputnik Беларусь
2025-12-01T08:01+0300
2025-12-01T08:01+0300
2025-12-01T18:14+0300
маз-спортавто
спорт
авто
новости беларуси
интервью
юбилей
эксклюзив
https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e9/0b/1c/1102082017_0:54:1024:630_1920x0_80_0_0_81fe89f05da5ea2c093a91dabd23fa23.jpg
Днем основания заводской команды считается 1 декабря 2010-го, однако первый международный ралли-рейд для "красных зубров" прошел чуть раньше, и это был "Шелковый путь – 2010". Дебютантам тогда не удалось взойти на пьедестал почета, но уже через два года появились первые серьезные результаты."МАЗ-СПОРТавто" собрала полный комплект наград "Шелкового пути" (две бронзы – 2013 и 2024, серебро-2022 и золото-2023). Есть в активе спортсменов – серебро (2018) и бронза (2020)"Дакара".Вчерашние любители за короткий срок стали профессиональной командой, заявившей о себе на весь мир и потеснившей бессменного российского лидера "КАМАЗ-МАСТЕР".О том, как удалось из заводчан в короткий срок сделать профессионалов, и о трудностях во время гонок поговорили с одним из первых пилотов гоночных МАЗов Александром Василевским.Больших результатов никто не ждалПеречислять достижения гонщика можно долго. Шутка ли? В составе заводской команды он – один из первых пилотов. За свою карьеру Василевский принял участие в 38 гонках национального и международного уровней, в 19 из которых стал призером или победителем.Именно его экипаж первым среди белорусов смог финишировать на "Дакаре", пусть и 31-м. Василевский – один из первых гонщиков, на которого равнялись и равняются в команде по сей день.А началось все с того, что Александр работал на заводе МАЗ водителем-испытателем. В 2009 году гендиректор завода Александр Боровский решил создать гоночный грузовик и команду по ралли-рейдам международного уровня.Опыта гонок у Александра до этого момента не было, поэтому первым пилотом грузовика стал Петр Орсик, который в начале 2000-х успешно выступал на МАЗе в трак-триале. Он отправился на ралли "Шелковый путь-2010".После "Шелкового пути" машину переоборудовали. Стояла задача, что пилотом должен поехать именно работник завода. Выбор руководства пал на Василевского как водителя-испытателя.>>> Белорусские "зубры" бездорожья: гоночная история МАЗ-СПОРТавто в фотографияхАлександр раньше нигде в гоночных соревнованиях не выступал, но с экстремальными видами спорта был знаком. Он – кандидат в мастера спорта по прыжкам с трамплина на лыжах.Предложение руководства принял – и понеслось. Первой гонкой для экипажа Александра стал "Шелковый путь" в 2011 году.Уже в то время появилось понимание, что гоночный грузовик должен быть легким. Началась очередная модернизация к ралли-рейду "Дакар-2012". "Трудились день и ночь", – вспоминает Василевский.Руководство понимало, что больших результатов от только созданной команды ждать не стоит. Главное – финишировать. Ведь даже опытные гонщики нередко сходят с дистанции, что уж говорить о новичках.Белорусский экипаж Александра Полищука сошел с дистанции. Василевский сумел приехать в середине – 31-м."Ныряние" в дюнах"Гонка начиналась в Аргентине – это проселочные дороги, небольшие дюнки, казалось, что ничего сложного нет. Как мы ошибались, буквально через три дня мы переехали в Чили и уже почувствовали "Дакар". Песочница сплошная, огромные дюны. С одной стороны казалось, что они небольшие. Мы подъехали к краю, а там спуск вертикальный метров 300 и небольшие следы", – делится Василевский.Как быть – решали всей командой: вышли из машины, посмотрели вниз, посоветовались и "нырнули".Пески экипажу Александра удалось преодолеть. Правда, из-за неопытности гонщики приехали на бивуак фактически к старту нового этапа ралли. Немного привели себя в порядок и снова в дорогу. Так прошли 14 дней первого "Дакара": трудности, невыносимая жара, недосып, адреналин, пески и финиш.Белорусы после первого "Дакара" набрались опыта и постепенно стали улучшать результаты в ралли-рейдах. А в 2013 году к команде присоединился Сергей Вязович, который впоследствии стал руководителем "МАЗ-СПОРТавто".Экипажи "красных зубров" в 2013-м поехали в Дубай, чтобы научиться работать с песками.Счет на секундыГод от года результаты "МАЗ-СПОРТавто" только росли: и вот белорусы уже борются за пьедестал, тесня лидера "КАМАЗ-МАСТЕР". В 2013-м экипаж Вязовича стал третьим в "Шелковом пути". Затем пришли награды "Дакара". Результат не появился на ровном месте. Это итог тщательной и кропотливой работы всей команды "МАЗ-СПОРТавто".Конструкторы регулярно улучшают гоночные грузовики. А каждый этап гонки тщательно анализируют, просматривают видео, чтобы понять, где можно улучшить результат. Не последнюю роль играет и удача.Гонки снятся до сих порГод назад Василевский завершил карьеру гонщика. Решил, что надо дать дорогу молодым. Хотя признается – по ралли скучает.Работу Василевский продолжил испытателем серийных грузовиков на Минском автозаводе. Там, откуда ушел в гонки. Он признается, его ребята из "МАЗ-СПОРТавто" не забывают: постоянно звонят, советуются.Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!
новости беларуси
Sputnik Беларусь
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Sputnik Беларусь
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_BY
Sputnik Беларусь
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e9/0b/1c/1102082017_57:0:968:683_1920x0_80_0_0_c67316022a1c1b5940c5ffa701b9466c.jpgSputnik Беларусь
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
маз-спортавто, спорт, авто, новости беларуси, интервью, юбилей, эксклюзив
маз-спортавто, спорт, авто, новости беларуси, интервью, юбилей, эксклюзив
Рождение легенды: как гонщики "МАЗ-СПОРТавто" покоряли мировые ралли
08:01 01.12.2025 (обновлено: 18:14 01.12.2025) В день рождения легендарной команды вспоминаем в беседе с одним из первых гонщиков ее славный путь от ворот завода до подиумов самых суровых гонок планеты.
Днем основания заводской команды считается 1 декабря 2010-го, однако первый международный ралли-рейд для "красных зубров" прошел чуть раньше, и это был "Шелковый путь – 2010". Дебютантам тогда не удалось взойти на пьедестал почета, но уже через два года появились первые серьезные результаты.
"МАЗ-СПОРТавто" собрала полный комплект наград "Шелкового пути" (две бронзы – 2013 и 2024, серебро-2022 и золото-2023). Есть в активе спортсменов – серебро (2018) и бронза (2020)"Дакара".
Вчерашние любители за короткий срок стали профессиональной командой, заявившей о себе на весь мир и потеснившей бессменного российского лидера "КАМАЗ-МАСТЕР".
О том, как удалось из заводчан в короткий срок сделать профессионалов, и о трудностях во время гонок поговорили с одним из первых пилотов гоночных МАЗов Александром Василевским.
Больших результатов никто не ждал
Перечислять достижения гонщика можно долго. Шутка ли? В составе заводской команды он – один из первых пилотов. За свою карьеру Василевский принял участие в 38 гонках национального и международного уровней, в 19 из которых стал призером или победителем.
Именно его экипаж первым среди белорусов смог финишировать на "Дакаре", пусть и 31-м. Василевский – один из первых гонщиков, на которого равнялись и равняются в команде по сей день.
А началось все с того, что Александр работал на заводе МАЗ водителем-испытателем. В 2009 году гендиректор завода Александр Боровский решил создать гоночный грузовик и команду по ралли-рейдам международного уровня.
"Задача была поставлена, в то время весь Минский автомобильный завод работал на то, чтобы создать спортивный автомобиль. Все было в новинку, учились сами, не привлекая сторонних специалистов, все делали силами конструкторов МАЗа", – вспоминает Василевский.
Опыта гонок у Александра до этого момента не было, поэтому первым пилотом грузовика стал Петр Орсик, который в начале 2000-х успешно выступал на МАЗе в трак-триале. Он отправился на ралли "Шелковый путь-2010".
"Ехали чисто на серийном автомобиле: никаких доработок. Результатов тогда больших никто не ждал. Финишировали – уже хорошо", – рассказывает Александр.
После "Шелкового пути" машину переоборудовали. Стояла задача, что пилотом должен поехать именно работник завода. Выбор руководства пал на Василевского как водителя-испытателя.
Александр раньше нигде в гоночных соревнованиях не выступал, но с экстремальными видами спорта был знаком. Он – кандидат в мастера спорта по прыжкам с трамплина на лыжах.
Предложение руководства принял – и понеслось. Первой гонкой для экипажа Александра стал "Шелковый путь" в 2011 году.
"Мы участвовали в гонке, но в классе "быстрых техничек", сопровождая основной экипаж. Проехали неплохо для первого раза. Как мы думали, так и получилось: стартанули и финишировали. А уже на биваках походили, пофотографировали машины конкурентов. Как они собраны, какие узлы и агрегаты стоят. Первая машина весила более 13 тонн, для сравнения сейчас вес "капотника" составляет менее 10 тонн", – уточняет Василевский.
Уже в то время появилось понимание, что гоночный грузовик должен быть легким. Началась очередная модернизация к ралли-рейду "Дакар-2012". "Трудились день и ночь", – вспоминает Василевский.
Руководство понимало, что больших результатов от только созданной команды ждать не стоит. Главное – финишировать. Ведь даже опытные гонщики нередко сходят с дистанции, что уж говорить о новичках.
Белорусский экипаж Александра Полищука сошел с дистанции. Василевский сумел приехать в середине – 31-м.
"Гонка начиналась в Аргентине – это проселочные дороги, небольшие дюнки, казалось, что ничего сложного нет. Как мы ошибались, буквально через три дня мы переехали в Чили и уже почувствовали "Дакар". Песочница сплошная, огромные дюны. С одной стороны казалось, что они небольшие. Мы подъехали к краю, а там спуск вертикальный метров 300 и небольшие следы", – делится Василевский.
Как быть – решали всей командой: вышли из машины, посмотрели вниз, посоветовались и "нырнули".
"Ну а что? Назад все равно дороги для нас нет. Мы приехали на другой континент на гонку, а не на какую-то прогулку. В итоге первый спуск нас получился. Пришлось постоянно подруливать, чтобы машина не перевернулась. Только скорость сбрасываешь, ощущение, как будто уже задняя часть поднимается. Вот мы спустились, а в салоне тишина. Встал вопрос: вниз спустились, а как нам сейчас подняться наверх?" – с улыбкой вспоминает пилот "МАЗ-СПОРТавто".
Пески экипажу Александра удалось преодолеть. Правда, из-за неопытности гонщики приехали на бивуак фактически к старту нового этапа ралли. Немного привели себя в порядок и снова в дорогу. Так прошли 14 дней первого "Дакара": трудности, невыносимая жара, недосып, адреналин, пески и финиш.
"Эти пески мне запали в душу, я их полюбил. Если с ними дружить, они тебе помогут", – делится Василевский.
Белорусы после первого "Дакара" набрались опыта и постепенно стали улучшать результаты в ралли-рейдах. А в 2013 году к команде присоединился Сергей Вязович, который впоследствии стал руководителем "МАЗ-СПОРТавто".
Экипажи "красных зубров" в 2013-м поехали в Дубай, чтобы научиться работать с песками.
"Неделя тренировок там очень помогла команде. Нам человек объяснил, как нужно правильно грузовик копать без лопаты, если ты где-то засел в песках. Нам рассказали, что автомобиль никогда в жизни не засядет полностью. Он вперед или назад немного, но будет наклонен, соответственно, там и нужно копать. Машина наклонилась, сели и поехали", – рассказывает про тренинг Василевский.
Год от года результаты "МАЗ-СПОРТавто" только росли: и вот белорусы уже борются за пьедестал, тесня лидера "КАМАЗ-МАСТЕР". В 2013-м экипаж Вязовича стал третьим в "Шелковом пути". Затем пришли награды "Дакара". Результат не появился на ровном месте. Это итог тщательной и кропотливой работы всей команды "МАЗ-СПОРТавто".
Конструкторы регулярно улучшают гоночные грузовики. А каждый этап гонки тщательно анализируют, просматривают видео, чтобы понять, где можно улучшить результат. Не последнюю роль играет и удача.
"Очень важна удача и везение. Вот я могу сказать, что каждый год какие-то приключения случаются в нашей команде. То колеса камни порежут, то машина сломается. А это потеря времени. Если раньше в борьбе за первую тройку мест отрыв составлял часы, то сейчас счет идет на секунды, как в ралли легковых авто", – говорит Василевский.
Год назад Василевский завершил карьеру гонщика. Решил, что надо дать дорогу молодым. Хотя признается – по ралли скучает.
"Очень долго я и прокручивал у себя в голове, что делать. Было принято решение выйти из-за руля и дать дорогу молодежи. Мне уже стало сложнее переносить эти гонки, бессонные ночи. Зашел к начальнику команды Вязовичу, побеседовал с ним. Он не хотел меня отпускать, спросил, может есть какая-то обида на кого. А у меня со всеми отношения прекрасные. Просто решил, что уже хватит. Так я покинул команду", – добавляет он.
Работу Василевский продолжил испытателем серийных грузовиков на Минском автозаводе. Там, откуда ушел в гонки. Он признается, его ребята из "МАЗ-СПОРТавто" не забывают: постоянно звонят, советуются.
"Говорят: "Иваныч, вот как тут сделать?" Я им подсказываю, они прислушиваются. Конечно, приятно. А я переживаю за них. Гонки мне еще, бывает, снятся, а я еще надеюсь, что на полигоне мне дадут проехать на новом капотнике", – говорит с улыбкой Василевский.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!