Беларусь идет на каботаж с Россией, или Как обстоят дела в грузоперевозках
08:01 13.12.2024 (обновлено: 10:19 13.12.2024)
© Sputnik / Александр КряжевГрузовик на трассе
© Sputnik / Александр Кряжев
Подписаться
Эксклюзив
Со следующего года Россия разрешит большегрузам из Беларуси совершать каботажные перевозки. Фуры, которые будут доставлять в соседнюю страну товар, смогут совершать рейсы и внутри РФ. Что это значит для отечественного бизнеса и экономики?
Новые решения по каботажу с Россией, расширение взаимодействия с азиатскими странами на межправительственном уровне, исчезновение и возобновление очередей на границе с Евросоюзом…События на рынке грузоперевозок развиваются довольно быстро.
Что ждет сферу перевозок в ближайшем будущем? Sputnik поговорил с экспертом о самых значимых событиях на белорусском рынке.
На каботаж!
Каботаж – это автомобильные грузоперевозки от погрузки до выгрузки в пределах какой-либо одной страны, выполняемые перевозчиком из другого государства. В России автокаботаж пока под запретом, однако с 1 марта 2025 года компании из Беларуси и других стран ЕАЭС фактически получат доступ к российскому внутреннему рынку и смогут доставлять грузы не только в одну сторону, но и на обратном направлении совершать несколько рейсов внутри РФ.
Разрешения на каботаж белорусские перевозчики ждут уже давно, и работа над реализацией этой инициативы идет с конца 2022 года.
"Возможность совершать каботажные перевозки сделает для белорусов работу на российских направлениях более рентабельной. В таком случае перевозчик, доставив груз из Беларуси в Россию, на обратном пути сможет сделать еще несколько рейсов между городами РФ – вместо того, чтобы сразу возвращаться порожним", - говорит директор компании представителя "Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси" Татьяна Солдатенко.
Эксперты прогнозируют, что разрешение каботажа в России увеличит выручку Беларуси от экспорта услуг грузового автомобильного транспорта минимум на 4%.
© Sputnik / Инна ГришукЖизнь на обочине: многие дальнобойщики не встретят Новый год в кругу семьи
© Sputnik / Инна Гришук
В вопросах рентабельности работы на российском направлении есть и другие нюансы, над которыми также ведется работа на международном межведомственном уровне. Например, требуется доработка механизмов, которые позволили бы снизить размеры топливных сборов для компаний, выполняющих международные и каботажные перевозки.
Есть проблемы и с допуском белорусских транспортных компаний в российские порты: оформить их можно только через резидентов России, а это дополнительные затраты для белорусов.
© Sputnik / Кирилл ЗыковПорт Мурманска
© Sputnik / Кирилл Зыков
Вместе с тем популярность российского направления среди белорусских перевозчиков не угасает: желающих работать со страной-соседкой превышает количество выданных разрешений. Еще в сентябре международная ассоциация автомобильных перевозчиков "БАМАП" заявила, что дополнительная потребность в российских разрешениях в этом году составляет не менее 5 тысяч бланков.
Прицел на цифровизацию
В ноябре Беларусь и Россия подписали ряд соглашений о сотрудничестве, которые предполагают проведение совместных научных исследований, обмен опытом в области использования инноваций в транспортной деятельности, обеспечения качества и доступности транспортных услуг, сбалансированного развития различных видов транспорта и транспортно-логистической инфраструктуры. В том числе и план мероприятий по совершенствованию автомобильных дорог Союзного государства.
В этом же месяце впервые на межгосударственный уровень подняли вопросы в сфере цифровизации и автоматизации грузоперевозок и смежных с ней сфер. На заседании совместного Белорусско-Российского делового совета стороны выделили главную причину, которая стопорит развитие отрасли и бизнеса. Она заключается в недостаточной автоматизации бизнес-процессов.
"Инструменты цифровизации во всех отраслях могут решить такие проблемы, как нехватка кадров и низкая рентабельность. При этом логистика в этом вопросе шагнула далеко вперед и является примером для подражания. В то время как большинство сфер ощущает острый недостаток в программных продуктах для автоматизации, в логистике они уже разработаны, внедрены и успешно работают", - отмечает Татьяна Солдатенко, принявшая участие в работе делового совета в качестве ведущего эксперта по автоматизации процессов рынка логистики.
Вопрос тем более актуальный с учетом того, что без отдельных цифровых решений скоро работать станет просто невозможно. В первую очередь это касается электронного документооборота. К концу года все белорусские ИП обязаны обзавестись электронной цифровой подписью и использовать ее при сдаче налоговых деклараций. А перевозки определенных категорий товаров и торговлю ими уже сегодня необходимо сопровождать электронными накладными.
© Sputnik / Виталий Аньков
/ С 1 декабря этот список расширился 36 новыми товарными группами, среди которых молочная продукция, бакалейные товары, кондитерские изделия, бытовая техника, обувь, синтетические моющие средства и другие.
Рост объемов грузоперевозок с Азией
Внушительными темпами развивается сотрудничество с Китаем: в сентябре транспортные компании оценили необходимую квоту для работы по этому направлению в 20 тысяч разрешений. Сейчас она составляет 10 тысяч.
Экспорт товаров из Беларуси в восточных направлениях в целом серьезно вырос за последние несколько лет – в 22 раза в сравнении с 2021 годом. Но потенциал далеко не исчерпан: для того, чтобы получить доступ к новым перспективным рынкам сбыта, в ноябре белорусской стороной было озвучено предложение расширить перечень международных транспортных коридоров ШОС, в которые включена территория Беларуси. Сейчас страна участвует в шести подобных проектах.
"Белорусские компании продолжают осваивать восточный регион. Однако, на этих направлениях есть сложности. В первую очередь они касаются инфраструктуры, безопасности, прозрачности сделок и платежей. Решение этих вопросов ведется на межправительственном уровне", - констатирует эксперт.
По ее словам, осенью вновь поднимались вопросы установления безразрешительной системы грузоперевозок, введение которой помогло бы снизить затраты на поставки и тем самым повысить рентабельность перевозок. Обсуждение подобных проектов ведется с Ираком, Катаром, ОАЭ, Саудовской Аравией, Пакистаном, Арменией, Таджикистаном, Узбекистаном.
© Sputnik / Константин МихальчевскийГрузовики на дороге
© Sputnik / Константин Михальчевский
В ноябре Беларусь и Пакистан заключили соглашение о международном автомобильном сообщении. Оно предусматривает порядок выполнения международных автомобильных грузоперевозок, условия взаимного освобождения перевозчиков от уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов, связанных с использованием транспортных средств.
"Партнерские отношения между нашими странами углубляются, и планируется, что выработка общих решений поможет снизить достаточно высокую стоимость перевозок на этом направлении в среднем на 15%", - рассказывает Солдатенко.
Очереди на границе с ЕС пропали, но ненадолго
Несмотря на снижение объемов грузоперевозок с Евросоюзом, ситуация с очередями на европейской границе осенью не улучшилась: фурам приходилось простаивать в них от 5 до 10 суток.
"Впрочем, с середины октября на польско-белорусской границе очереди из грузовиков исчезли. Существенно сократились они и на других европейских направлениях. Это связано с тем, что из-за очередного обмена санкциями список разрешенных к перевозке товаров сильно сократился. Однако уже в начале ноября все вернулось на круги своя: вместе с приближением "горячего" сезона для грузоперевозок выросли и очереди у КПП", – комментирует ситуацию директор компании представителя "Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси".
В Государственном таможенном комитете заявили, что решить проблему силами только белорусской стороны невозможно. Но ведомство намерено приложить усилия, чтобы сделать условия ожидания прохождения границы более комфортными. В связи с этим анонсировано, что в этом и следующем годах перед всеми КПП оборудуют дополнительные площадки с торговыми точками и сантехническим оборудованием, а также заработает электронная очередь для пересечения границы.
© SputnikОчереди грузовиков на границе Беларуси и Польши
© Sputnik
Новый порядок пересечения границы уже введен на контрольно-пропускном пункте "Козловичи". Теперь водители могут зарегистрироваться в одном из восьми установленных мест в Бресте или Брестском районе и отслеживать свой статус на сайте оператора зоны ожидания, не находясь в "живой" очереди.
Систему регистрации в электронной очереди ввела и Литва. Она заработала с декабря и обязательна для всех фур, которые выезжают из страны через белорусскую или российскую границу. Это значит, что все грузовики перед тем, как ехать на контрольно-пропускные пункты, обязаны забронировать временной слот для прохождения границы. Можно зарегистрироваться и на месте, но только на следующий доступный временной интервал.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!