Война с "паркунами" и зимний пробег: владельцы и сервис о нюансах "электричек"

© Sputnik / Евгений Биятов / Перейти в фотобанкРазьем для зарядки электромобиля
Разьем для зарядки электромобиля - Sputnik Беларусь, 1920, 24.01.2024
Подписаться
Эксклюзив
По мнению владельцев электромобилей, вопросы есть не только по технической части самих авто и инфраструктуре зарядных станций, но и к культуре самих водителей, в особенности автомобилей с ДВС.
В Беларуси на протяжении последних лет отмечается бум на электромобили. Многие выбирают "электричку" потому, что она более динамична, кто-то покупает электромобиль из соображений экологии. Некоторые автовладельцы не скрывают, что делают выбор в пользу электротранспорта, потому что хотят попробовать что-то новенькое. Но не только это становится причиной покупки электрокара. Многие выбирают "зеленые" авто за экономию на топливе и техническом обслуживании, хотя при этом тратят на покупку электромобиля изначально больше, чем за схожее авто с двигателем внутреннего сгорания.
Наравне с преимуществами есть и свои минусы. Достаточно открыть чаты в профильных Telegram-сообществах, и можно узнать о вопросах, которые волнуют владельцев "электричек". Это и нехватка зарядных станций в спальных районах, возле торговых центров и на трассах, и постоянные "паркуны" на зарядных станциях из числа машин с ДВС, "застрявшие" на зарядке другие электрокары – вот, что волнует владельцев электромобилей.
Обсуждают еще один важный момент – эксплуатацию "зеленых" машин зимой. В странах, где столбик термометра нередко опускается до минус 20, владельцев электромобилей с приходом сильных морозов волнует вопрос – как долго они смогут ездить на одном заряде батарей. А тех, кто еще только присматривается к "электричкам", интересует, как сильно отличается пробег на одной зарядке зимой и летом.
Чтобы выяснить, какие нюансы есть у электромобилей, и в частности их эксплуатации зимой, корреспондент Sputnik Екатерина Воробьева обратилась к владельцам "электричек" и сотрудникам профильного сервиса.

Слабая инфраструктура в райцентрах

Министр энергетики Беларуси Виктор Каранкевич в ноябре прошлого года заявил, что с каждым годом в стране становится все больше электротранспорта и через несколько лет количество электрокаров может вырасти до 100 тысяч.
В стране уже введено в эксплуатацию и работает более 900 зарядных станций. Однако если в столице их более-менее достаточно, то жители регионов жалуются на недостаточное количество мест, где можно зарядить электромобиль. Житель Борисова Александр (имя изменено по просьбе героя – Sputnik) три года назад пересел с дизельной машины на электромобиль Renault Zoe и рассказывает, что первое время "заправлять" свою "электричку" ездил в соседний город.
"На тот момент в Борисове не было никакой инфраструктуры, я ездил заряжаться в Жодино. А потом мне эта ситуация надоела, и я решил купить зарядную мобильную станцию на 380 вольт 22 кВт. Часто кладу ее в багажник и езжу на большие расстояния. Хотя изначально к моему авто в комплекте шла зарядка на 220 вольт 3,5 кВт, но она долго заряжает", – рассказал Александр.
Чтобы сдвинуть вопрос с мертвой точки и решить вопрос зарядных станций в родном городе, мужчина неоднократно обращался к местным властям. Эти обращения дали свой результат – за три года Белтелеком оборудовал в Борисове пять станций.
"У них очень интересная программа – они развивают зарядки средней и малой мощности. И это хорошо, потому что быстрые зарядки вредны для машины, как правило. Они деградируют аккумулятор быстрее, и он теряет свою емкость. Конечно, если одна-две быстрые зарядки, то ничего страшного не произойдет. Но если вы постоянно пользуетесь быстрой, то могут возникнуть проблемы", – отметил борисовчанин.
По мнению Александра, в городах нужно создавать больше зарядных станций в спальных районах. От этого, по его словам, выиграют все – и владельцы электрокаров, которые смогут поставить машину на медленную зарядку на ночь, и государство, продав электроэнергию потребителю.

Зимой автономность меньше

Мужчина рассказал, что зимой основная проблема возникает из-за морозов – они сильно влияют на пробег машины. Если летом на электромобиле он на одном заряде проезжает 300 километров, то в зимний период – не более 200 км.
"Недавно были морозы минус 20, так машина вообще проезжала только 150 километров. Потому что печка "ест" электроэнергию, аккумулятор мерзнет. А если аккумулятор холодный, он понижает ток зарядки, и из-за этого невозможно быстро зарядить батарею. Вдобавок ко всему моя машина капризная. Если она видит, что заземление плохое, то просто не дает зарядку", – рассказал Александр.
Из-за относительно маленького пробега зимой эксплуатировать "электричку" на дальние расстояния проблематично. Поэтому мужчина придерживается мнения, что покупать электромобиль можно, когда в семье есть уже одна машина.
"Я, конечно, иногда езжу на своем авто далеко, но заранее просчитываю маршрут по зарядным станциям, у меня для этого установлено в телефоне приложение. Причем, я это делаю так, чтобы было перекрестно – чтобы не получилось, что ты доехал до зарядной станции и у тебя закончилась зарядка. И ты потом не понимаешь, как дотянуть до следующей", – поделился собеседник.

Нерадивые "паркуны"

В сообществах про электроавтомобили пользователи активно обсуждают еще одну проблему – на месте для зарядки электрокаров припаркованы другие машины. Согласно правилам ПДД, парковка там запрещена. Однако некоторые водители специально игнорируют это требование или делают вид, что не знают об этом.
"Я живу в центре Минска, там более-менее достаточно заправочных станций. Ажиотаж можно увидеть на вокзале в будние дни с 18:00 до 20:00. Причем, 1-2 авто заряжаются, а остальные просто припаркованы. Они для вида суют "пистолет" в порт, чтобы ГАИ не вызывали. А вообще водители автомобилей с ДВС часто включают дурака, типа не знают такого в ПДД", – рассказал водитель электрического кроссовера Kia Niro Андрей.
Несмотря на то, что в некоторых столичных районах не всегда сразу получается поставить машину на зарядку, он доволен своим приобретением.
"Обслуживание электромобиля проще, реже и дешевле, чем авто с ДВС", – рассказал о своем опыте собеседник.
С проблемой занятых мест возле "заправочных" станций сталкивался и житель столицы Роман (имя изменено по просьбе героя – Sputnik), владелец Tesla Model 3.
"Полгода назад я купил эту машину и уже раз пять звонил в ГАИ и сообщал о правонарушении. В итоге либо владелец вскоре приходил и перемещал авто, либо приезжали из ГАИ и оформляли правонарушение", – рассказал мужчина.
За полгода минчанин проехал на своем электромобиле 24 тысячи километров. Летом на одном заряде он может преодолеть 470 км, зимой цифры поскромнее – 280-300 км. Но для него привычное дело, что в зимнее время расход электроэнергии немного выше и поэтому заряжать аккумулятор приходится чаще.
"Если понимать, как работает электромобиль, то никаких открытий не будет", – улыбается собеседник.
Мужчина пользуется как быстрой, так и медленной зарядкой – в зависимости от того, сколько у него в запасе времени. Но признается, что никогда не приезжает разряженным "в ноль" на зарядку. По его словам, зарядных станций не хватает на трассах и парковках торговых центров.
"Количество авто увеличивается, а количество станций на трассах – пока не особо. Например, между Лидой и Гродно все еще ничего нет. На севере страны тоже пустовато. Я считаю, что также нужно добавлять зарядные станции на парковки торговых центров – их или очень мало, или вообще нет. И желательно, чтобы эти парковки были с круглосуточным доступом", – заключил собеседник.
Вадим, владелец китайского электрокара BYD Song Plus, тоже считает, что на основных трассах зарядок недостаточно или они располагаются слишком точечно. Мужчина признался, что нередки ситуации, когда единственная быстрая зарядка долгое время не работает из-за поломки.
"Хотелось бы, чтобы каждые 100-200 км рядом с теми же АЗС были комплексы по 5-10 быстрых зарядок. Для того, чтобы не ожидать в очереди, иначе смысл от путешествий на электромобиле сильно падает. Когда едешь 2-3 машинами, и при этом водители вынуждены ожидать не только случайных попутчиков-электромобилистов, остановившихся на единственной зарядке, но и друг-друга", – уточнил Вадим.
Кроме того, по мнению собеседника, совсем не охвачен вопрос с установкой медленных станций рядом с трансформаторными подстанциями внутри жилых массивов.
"В той же Москве хорошо освоена эта тема: минимум затрат и максимум пользы для жителей близлежащих районов. Хотелось бы, чтобы и у нас так было", – поделился мнением автовладелец.
Доставляют неудобства, по его словам, и не очень сознательные владельцы других авто. Водители электрокаров часто сталкивается с припарковавшимися у станций электромобилями, которые не заряжаются. И это не только автомобили с ДВС, но и другие "электрички", зарядка которых завершилась, но хозяева не торопятся их убрать.
"Культура такова, что приходится вынужденно прибегать к помощи ГАИ, тратя и свое время. Причем, как ни парадоксально это звучит, эвакуатор приносит гораздо больше пользы нерадивому "паркуну". В следующий раз он с большей вероятностью задумается, стоит ли так делать. А когда ГАИ просто звонит владельцу и просит переставить, тот нередко приходит с негодующим по отношению к ожидающему зарядки видом и порой еще и "быкует": чего это, мол, ты меня тут с пригретого местечка решил сдвинуть, я ж первый тут встал", – отметил мужчина.

Что не так с "заправкой"?

С наступлением холодов Вадим столкнулся с проблемой старта быстрой зарядки своего электромобиля в одной из крупных сетей электрозаправок. По его словам, она начинается и в большинстве случаев отключается через непродолжительное время.
"Предположительно, это происходит из-за того, что батарея в электромобиле не прогрета, а станция хоть и начинает с небольшой скорости, но пытается быстро "разогнать" зарядную сессию, не улавливая сигнал электромобиля о необходимости более щадящего режима. После чего электромобиль, получая ток выше запрашиваемого, требует вообще прекратить зарядку – чтобы не испортить неразогретую батарею", – рассказал Вадим.
Поначалу, добавляет собеседник, техподдержка отвергала эту проблему, отвечая обращающимся, что виноват сам автомобиль. Но со временем в этой сети все-таки научились дистанционно в ручном режиме запускать зарядную сессию с ограниченным током для прогрева батареи, а через 10-15 минут – подымать мощность.
"Обратил внимание, что данная проблема почему-то проявляется только у одного оператора. Наверняка, все решаемо, и я с нетерпением ожидаю, когда все их зарядки будут работать в нормальном автоматическом режиме. Значительно более мелкие конкуренты ведь с этим справляются", – поделился собеседник.

Нарекания к бюджетным "электричкам"

В одном из столичных автосервисов рассказали, что из общего числа машин, поступающих на ремонт и обслуживание, электромобили составляют порядка 10%. Основные проблемы связаны с батареей. Их функционирование специалисты сравнивают с работой смартфона: если выйти на мороз, аккумулятор быстро разряжается. Тоже самое происходит и с "электричкой".
"Электроавтомобили можно эксплуатировать при наших температурных режимах. Но нужно учитывать, что запас хода будет уменьшаться при сильных морозах. Потому что идет большое потребление энергии на обогрев как внутри салона, так и антифриза, который греет батарею. Зимой он должен греть ее, а летом – охлаждать, то есть держать температурный баланс", – рассказал сотрудник СТО "Автоэлектрики" Евгений.
Он также отметил, что мощность батареи зависит от производителя и класса автомобиля. Чем дороже машина, тем надежнее аккумулятор. Много нареканий, по его словам, возникает к бюджетным китайским электромобилям.
"Китайских автомобилей много, но они не совсем живучие. Это если мы берем бюджетные машины – там батареи не очень хорошего качества и запас хода совсем маленький. Но есть и хорошие "китайцы" – например, модели BYD и Zeekr", – отметил Евгений.
По мнению специалиста, в ближайшем будущем китайских авто в Беларуси станет намного больше. Поэтому автосервисы изучают информацию, но отмечают, что ее не хватает.
"Китайские сайты многие схемы переводят очень плохо, а документации на автомобиль приходит мало", – подчеркнул собеседник.
Возникают вопросы и по электромобилям Nissan первого поколения, добавил Евгений. У этих машин батарея без охлаждения и, соответственно, летом она перегревается. Также у этой модели маленький запас хода.
Что касается быстрой и медленной зарядки, то, по словам Евгения, мнения в этом вопросе расходятся. Но он склоняется к тому, что медленная зарядка лучше, потому что при ней идет балансировка самой батареи и это увеличивает срок ее службы.
В целом, по наблюдениям Евгения, белорусы осторожничают в плане покупки электрокаров и не спешат переходить на эти авто.
"Многие понимают, что может возникнуть проблема с запчастями. Если европейский автомобиль, то из-за санкций не все запчасти приедут из Европы, к примеру. Либо дороговизна этих запчастей. Сами электрокары тоже недешевые. Поэтому многие выберут себе автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, который будет более доступный по цене и по запчастям", – заключил Евгений.

Какой белорусы видят отечественную "электричку"?

Тема создания отечественного электрокара подымалась и во время недавней рабочей поездки президента Беларуси Александра Лукашенко на завод "БелДжи" в Борисовском районе. Глава государства поставил задачу к 1 января 2025 года выйти на производство электромобилей.
Sputnik поинтересовался у владельцев "электричек", как они относятся к идее создания отечественного электрокара и каким бы они хотели видеть его.

"Любое разнообразие и конкуренция – это лучше, чем ничего. А потребитель пусть выбирает", – отметил владелец китайского электромобиля.

По мнению автовладельца, отечественный электрокар должен быть современным, с активным круиз-контролем, умными помощниками водителя, открытой операционной системой на планшете и емкой батареей – хотя бы на 500 км. Что касается цены, то идеальным вариантом, по мнению мужчины, была бы стоимость в пределах 70-80 тысяч белорусских рублей.
Еще один автовладелец поделился мнением, что с учетом белорусского климата батарея должна иметь жидкостную систему терморегуляции. При этом он считает, что не нужно зацикливаться на огромной емкости батареи – важна энергоэффективность и развитая сеть зарядок.
"В идеале в машине должна быть карта доступных зарядок и прокладка маршрута через них", – поделился мнением собеседник.
Одним из самых главных вопросов, на который, по мнению мужчины, следует обратить внимание – это подогрев салона и антифриза в холодное время года.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!
Лента новостей
0