Чадаев: украинофобия на польских выборах не означает конец русофобии
14:13 13.10.2023 (обновлено: 11:58 16.10.2023)
© Sputnik / Михаил Киреев
/ Подписаться
Эксклюзив
Скоро завершится парламентская электоральная гонка в Польше. Какие процессы происходят в стране на фоне выборов, как это влияет на Беларусь и существует ли польская угроза - об этом корреспондент Sputnik поговорил с политологом Алексеем Чадаевым.
Основная интрига нынешнего политического сезона в том, удержится ли партия "Право и справедливость" (ПиС) на лидирующей позиции. Напомним, что президент Анджей Дуда – выходец из этой партии, равно как премьер Матеуш Моравецкий и маршал сейма Эльжбета Витек.
ПиС строит свой образ в медийном пространстве как партия традиционных ценностей, а конкурирующая "Гражданская платформа" заигрывает с либеральными настроениями. В лидерах последней – Дональд Туск, у которого за плечами премьерство и работа на посту Европейского совета. ПиСом руководит Ярослав Качиньский, тоже бывший премьер и брат-близнец польского президента Леха Качиньского, погибшего в авиакатастрофе в 2010 году.
Украинская карта
Чадаев обратил внимание, что, помимо традиционного предвыборного конфликта консерваторов и либералов, две основные партии Польши играют на украинской теме.
"С одной стороны панъевропейская антироссийская солидарность, а с другой стороны такая низовая, чисто польская, бытовая украинофобия. Особенно она усилилась в связи с мигрантами", - обрисовал картину политолог.
Не стоит вслед за диванными аналитиками трактовать антиукраинские выпады польских политиков как некое "прозрение". На самом деле, как считает Чадаев, политики в Польше с обеих сторон просто озвучивают то, что принесет им голоса. По этой причине они и позволяют себе украинофобию, а особенно бандерофобию.
Во-первых, это делается в тех рамках, которые не противоречат евроатлантической солидарности. Во-вторых, риторика не идет и против, как выразился эксперт, "столбовой чугунной польской русофобии".
С ЕС или без
Политолог напомнил, что отличие ПиС от "Гражданской платформы" не только в традиционности/либерализме, но и в евроскептицизме и еврооптимизме. Действительно, это хорошо видно, если изучить биографии лидеров.
Например, Туск не только был главой Европейского совета, но и председателем Европейской народной партии – международной политической организации, которая объединяет довольно разношерстные партии стран Евросоюза. Кстати в качестве членов-наблюдателей туда несколько лет назад протиснулись белорусские оппозиционные сообщества. По сути главная идея организации – расширение ЕС и более тесная интеграция в его рамках.
Ярослав Качиньский, напротив, сторонится таких компаний и часто играет на "антибрюссельской" теме. Туск этим пользуется и подливает масла в огонь.
"…У меня все больше оснований не предполагать, а утверждать, что один из политических планов, который уже хорошо подготовлен, Качиньского и правящей партии — вывести Польшу из Европейского союза", - заявил недавно глава "Гражданской платформы".
Именно поэтому итоги выборов станут не только внутрипольским индикатором, но и общеевропейским. Колебания политического маятника от еврооптимизма до евроскептицизма, напомнил Чадаев, характерны для всей Европы. Brexit, пожалуй, - это самое заметное. По его мнению, конкретно в Польше обе крайние позиции окрашены прагматично.
"Удастся ли что-то получить в виде субсидий, преференций, в виде даже репараций от Германии, еще что-то", - объяснил Чадаев.
Если нечто получить удалось, берет верх еврооптимизм.
Жизнь после НАТО
Одна из характерных черт правящей партии в Польше – это милитаризация страны, считает Чадаев.
"Армия уже сейчас становится зримо и ощутимо сильнее германской", - обратил внимание политолог.
Пока это кажется неважным, поскольку обе страны в НАТО. И все-таки Германия не может не учитывать, что рядом вооружается сосед. Более того, политики Польши начинают делать заявления о репарациях за Вторую мировую войну.
Более того, Чадаев предложил задуматься, над тем, сохранится ли НАТО через 10-15 лет. Может быть такой сценарий, когда в США резко обострились внутренние противоречия из-за выборов, вплоть до гражданской войны. На этом фоне мигранты из Мексики массово прорываются через недостроенную стену. В это вмешиваются боевики мексиканских наркокартелей…
В такой ситуации США на какое-то время будут погружены в собственные проблемы и не будут заниматься НАТО, где тоже немало внутренних противоречий (например Турция – Греция). Без Вашингтона блок развалится.
Тем более, как считает эксперт, основная цель НАТО – это "защита от русской угрозы".
"Ни для чего другого этот блок вообще не годится как структура, как организация", - уверен Чадаев.
Хотя он согласен с тем, что в современных условиях НАТО – это еще и торговый альянс для продвижения продукции определенных военно-промышленных компаний.
Спасет ли ТЯО
Беларусь не в НАТО, и сейчас у страны намного больше оснований беспокоиться, чем у Германии. Тем более, что польский реваншизм – это не только претензии к немцам, но и мечта о "крэсах", то есть Западной Беларуси.
"У Беларуси есть все основания рассматривать Польшу как едва ли не самый главный фактор нестабильности в регионе", - подчеркнул Чадаев.
В Польше есть люди, которые позиционируют себя как оппозиционных белорусских боевиков. Насколько реальна эта сила, знают спецслужбы, но Чадаев согласен с тем, что под брендом таких группировок в Беларусь теоретически могут засылать диверсионные группы.
Яркий пример – украинская атака Белгородской области под флагом "Русского добровольческого корпуса". Инфоресурсы этой организации признаны в Беларуси экстремистскими, а сам "корпус" в РФ официально считается террористическим формированием.
Несмотря на очевидность того, что Киев стоит за спиной этой группировки, использует ее символику, в западных СМИ пытались представить террористическую атаку Белгородской области как внутрироссийские разборки. Никто не мешает Польше сделать то же самое.
Чадаев ответил также ответил на вопрос, насколько защищает Беларусь от вторжений наличие российского тактического ядерного оружия (ТЯО).
"От группировок под такими флагами оно точно не защищает. Оно является сдерживающим фактором и спасает от таких вещей как объявление войны, нападения регулярной армии, оккупации под каким бы то ни было предлогом", - уверен эксперт.
На его взгляд, от прокси-подразделений страну защитят прокси-подразделения или ЧВК.
Война беспилотников
Чадаев в последнее время активно занимается проектом "Дронница". Помогает развивать сообщество операторов боевых дронов и в целом эту индустрию. Не без его участия в данную сферу привлекаются айтишники, инженеры и другие специалисты.
Напомним, что в августе Минобороны Беларуси сообщало об инцидентах с беспилотниками. Например, был задержан оператор дрона, который пытался запустить летательный аппарат над воинской частью. Еще раньше был нашумевший инцидент в Мачулищах. Можно ли от такого застраховаться в дальнейшем?
По словам Чадаева, технологии беспилотников быстро развиваются, как и средства противодействия. Идет классическое соревнование "брони и снаряда".
"Антидронка – это динамический процесс. Не надо думать, что ты один раз выстроил защиту, изобрел универсальное решение и все. Против каких-то очевидных угроз это работает, потом появляется новое, и нужно модернизировать защиту", - пояснил политолог.
Причем тенденции в "беспилотье" таковы, что большую самостоятельность в управлении дронами дадут искусственному интеллекту (ИИ).
Это смертельно опасно для всех сторон, но это - единственный способ защиты от нынешних антидронных технологий. Их основа в том, чтобы перерезать канал связи между оператором и машиной. У дрона с ИИ такой уязвимости нет, поэтому технологии будут идти в эту сторону.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!