С чистого листа: семья из ДНР переехала в Беларусь и открыла успешный бизнес
09:01 27.08.2023 (обновлено: 17:08 28.08.2023)
© Photo : из личного архива Олега МесичаСемья Месичей
© Photo : из личного архива Олега Месича
Подписаться
Эксклюзив
С начала боевых действий на Донбассе в 2014 году сотни семей уехали из региона в Россию. Подальше от взрывов, горя и страха. Есть и те, кто решил связать свою жизнь с Беларусью.
Семья Месичей живет в Минске уже больше восьми лет. Хотя поначалу пришлось нелегко, они встали на ноги, воспитали детей, а глава семьи Олег даже начал успешный бизнес и развивает его. О том, каково начинать жизнь с чистого листа – читайте в интервью Sputnik.
Мы встречаемся с Олегом недалеко от его дома в одном из торговых центров Минска, говорим о настоящем, Беларуси, но то и дело беседа перетекает в воспоминания 2014-2015 годов – время надежд и разочарований. Но обо всем по порядку.
Жизнь до Майдана
Глава семейства Олег родом из Макеевки (пригород Донецка – Sputnik), он талантливый автомеханик. В 1997 году встретил девушку Татьяну и женился, у них родились трое сыновей – Михаил, Алексей и Максим. Поначалу было тяжело, но постепенно построили свой большой дом, обустроили его. Казалось бы, все как у всех: работа, дом, семейные хлопоты, но все это рухнуло в один момент.
О переезде Олег даже не задумывался, свою родину очень любил, но наступил 2014 год – революция на Майдане и война, заставшая всех врасплох.
Месич вспоминает: Майдан жителям Донбасса был неинтересен. Но в феврале 2014 года в регионе начали понимать: мирно решить вопрос юго-востока (на тот момент) Украины не получится.
Противостояние Киеву
Нагнетать ситуацию начали украинские СМИ, различные политики называли жителей Донбасса "недолюдьми", с высоких киевских трибун звучали призывы расселить жителей региона. Такая риторика стала призывом к действию.
"Люди начали баррикадировать госучреждения, готовиться к противостоянию, но в серьезный конфликт никто не верил. Мы выходили на акции протеста, чтобы наши голоса услышали. А в это время над нами летали украинские самолеты, но еще не бомбили, пытались запугать", – говорит Месич.
По его словам, если с заявлениями киевских властей можно было мириться, то последней каплей стало появление в Донецке вооруженных людей.
"Многие начали уезжать в Россию, чтобы избежать украинской мобилизации. Первая волна переселенцев "осела" в Ростове-на-Дону. Их там очень хорошо принимали, местные жители всячески помогали с трудоустройством, съемом жилья. Им более-менее повезло. А в конце 2014-го ситуация поменялась – беженцев стало слишком много, люди ехали вглубь России", – рассказывает Олег.
Первые обстрелы
Поначалу киевский режим разгонял демонстрации людей, которые были не согласны с майданом и курсом нынешней власти. Но руководству Украины этого было мало, начались обстрелы Донбасса.
События тех дней Месич прекрасно помнит, да и забыть такое трудно: вереницы авто – люди уезжали из региона, пытаясь спасти свою жизнь, трупы на улицах – последствия украинской демократии.
Последствия обстрелов на Донбассе
Последствия обстрелов на Донбассе
"Возле донецкого аэропорта была станция технического обслуживания, 7 мая я ремонтировал там свою машину. По счастливой случайности я вовремя оттуда уехал. Уже 11 мая туда было не попасть, ездили только авто, которые вывозили трупы. Националисты просто расстреляли людей", – вспоминает Олег.
Вывез более тысячи человек
По его словам, происходящее не укладывалось в голове, хотелось как-то помочь людям, поворотным в его жизни стал случай.
"Мы на одном предприятии работали с парнем, когда Украина объявила мобилизацию, он собрал вещи и я помог ему уехать в Орел. Он попросил вывезти еще одного человека, дал мой номер телефона, так, благодаря "сарафанному радио", ко мне стали обращаться, а я начал вывозить людей в Россию", – добавляет Месич.
Олегу люди звонили со всей Донецкой области: Торез, Шахтерск, Макеевка. И он ехал, доставлял людей из огня боевых действий прямо в мирную жизнь.
"Я не собирался никогда заниматься таким, просто само все сложилось. Каждый выезд – это страшно, видеть столько военных людей на дороге, у каждого свои вопросы. Тем не менее, все проходило гладко. Хотя любой блокпост тебя подозревает в пособничестве противнику. Приходилось действовать по ситуации", – признается Олег.
Месич вспоминает, раньше подобное он видел лишь в фильмах и не думал, что такое придется пережить самому. Свои поступки каким-то геройством Месич не считает, говорит, было страшно. Но вместе с тем и приходило понимание – "людей ведь вывозить кому-то надо".
Страшнее всего приходилось на украинских блокпостах: если ВСУ находили что-нибудь пророссийское: георгиевскую ленту, обложку от паспорта, то снимали человека с рейса.
"Националисты могли забрать любого не понравившегося им молодого человека, избить до полусмерти и связанного оставить на коленях на обочине дороги возле блокпоста без воды и еды под палящим солнцем. Это все делалось, чтобы все остальные боялись. Страшное зрелище", – повествует Месич.
© Sputnik / Александр ЖибульПокинуть Донбасс было под силу не всем, но Олег старался всеми силами помочь людям выбраться
Покинуть Донбасс было под силу не всем, но Олег старался всеми силами помочь людям выбраться
© Sputnik / Александр Жибуль
Число вывезенных людей, которых удалось вывезти в Россию, Олег не помнит.
"До тысячи человек я еще считал, а потом и перестал. Думаю, за все время тысячи две-три будет. Люди в панике бросали все и уезжали. В один из таких рейсов забрал молодую девушку в Мариуполе в одной ночной рубашке и паспортом в руке – все пожитки, что остались после украинского обстрела", – добавляет он.
Неуважение к русским взращивалось годами
Месич вспоминает, что неуважение к русским людям на западной Украине чувствовалось и раньше, но это были единичные случаи.
"Это у них с Великой Отечественной войны еще тянется, пронести такое не через одно поколение – надо еще постараться. Политические шоу на Украине – разнос русскоязычного населения. Кричали на каждом канале о том, что украинскую культуру и язык душат. Это смешно", – говорит он.
Он вспомнил, как его жена Татьяна занималась научной работой (по профессии она историк) и заявила в 2009 году на одном из форумов о том, что нет никакого притеснения.
"На тот момент к ней подходили, благодарили за смелость. Но, видать, галочку поставили. Уже в 2014 году она была во всевозможных "черных списках", – предположил Олег.
Он объяснил, что в каждом городе были люди, которые "брали на карандаш" пророссийских граждан и докладывали в СБУ.
"Нас предупредили знакомые, сказали, будьте осторожны, за вами слежка СБУ. А чуть позже по телевидению вышел сюжет, в котором фигурировала и Татьяна, которая пела песни военных лет. Сказали, что такие люди позорят Украину", – подчеркивает Месич.
Папа, почему по нам стреляют?
Жизнь в Донецке проще не становилась, с каждым днем обстрелы усиливались, обстановка все больше накалялась.
"Сентябрь, дети пошли в школу, а ВСУ обстреливают города три раза в день из "Градов", как по расписанию. Дети прятались в подвалах вместе с учителями, они только успевали добежать домой и снова начиналось", – вспоминает Олег.
В один из дней младший сын спросил: "Пап, почему нас обстреливают, мы что-то плохое сделали?". Ответить на это Месич не смог и задумался о том, чтобы обезопасить семью, уехать.
"Мы все надеялись на то, что (пройдет – Sputnik) месяца два-три – все закончится. Дождались первых Минских соглашений. С середины ноября до Нового года обстрелов не было. Вторые Минские дали относительную тишину в 45 дней. А потом обстрелы возобновились с новой силой. Мы с женой подумали и решили: зачем нашим детям война, пора уезжать", – добавляет Олег.
Новая жизнь
Знакомые звали Месичей в Россию, но у жены Татьяны отец родом из Беларуси.
"Послушали выступление президента Беларуси, который приглашал в республику. Мы приехали в Минск, сняли квартиру", – говорит глава семейства.
Освоиться на новом месте в белорусской столице помогли знакомые, которых когда-то вывез Олег. Времени на раскачку не было, пришлось сразу нырять в работу. Но главное, что получила семья, это тишину и уверенность в завтрашнем дне без взрывов и тревог.
"Для жены работа нашлась на третий день, дети пошли в школу, а я подыскивал варианты, просматривал объявления. Так наткнулся на одно предложение и начал развозить молочную продукцию", – рассказывает Олег.
Дальше – больше. В 2016 году Месич решил сам открыть свое небольшое дело по перевозке хлеба, к тому моменту у него был оформлен вид на жительство.
"Сразу купили одну машину, после продал свою легковую и купил второе авто для работы. Ко мне присоединился старший сын, ему исполнилось 18 лет, он получил водительское удостоверение. Открыли дело и работаем по сей день. Беларусь за восемь лет дала нам гораздо больше, чем Украина за 45", – подчеркивает Олег.
Рабочий день у Олега начинается рано. Загрузить хлеб нужно уже в 05:00, а ездить приходится иногда до поздней ночи. Но такой темп не пугает Месича.
"Бизнес отнимает много сил, это очень тяжелая работа. Но результатом довольны. У нас большого выбора и не было – необходима работа, в тот момент я ее нашел. Сейчас мы занимаемся благородным делом – возим хлеб. Это достойно оплачивается", – обращает внимание Олег.
Он советует людям, которые хотят открыть что-то свое, переступить эту черту, закрыть глаза и пройти точку невозврата, взяв всю ответственность на себя. Семейный бизнес Олег хочет развивать со старшим сыном Михаилом, в планах мужчины и получение белорусского паспорта.
"Жена уже получила (белорусский паспорт – Sputnik), я жду своей очереди. У нас обратно украинского гражданства не хочет никто", – подчеркивает Олег.
Отмечает он и добродушие белорусов. По его словам, когда те узнавали, откуда приехала семья Месичей, поддерживали.
"Кто-то с дачи овощей привезет, солений баночку-другую. Кто чем мог, в общем", – вспоминает мужчина.
Своим жильем семья пока не обзавелась, но уже прикупила участок и дачу в Могилевской области, собрали денег и выбрали "на что хватило". По случаю туда приезжают, работают, облагораживают участок. Олег продолжает ставить цели, одна из главных – купить свое жилье.
"Младший сын поступил в БГТУ по специальности инженер-программист. Сейчас будем помогать ему, продолжим развивать бизнес. Я не лежу, не пью пиво на диване – некогда, нужно поднимать детей", – добавляет Олег.
Приглашает он к себе в гости и знакомых с Донбасса, но пока никто не едет, сетует Олег.
"Пусть сменили бы обстановку, Минск посмотрели, хорошо здесь", – делится он.
Возвращаться в Донбасс Олег не думает – слишком многое уже связано с Беларусью. Но обязательно верит, что после победы будет ездить в гости к родственникам и друзьям в уже мирную Макеевку и Донецк.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!
Также на Sputnik:
Амбразевич рассказал спецпредставителю ООН об оздоровлении украинских детей
Беларусь оздоравливает украинских детей открыто – депутат
В сантиметре от сонной артерии: дети Донбасса о ранениях и мечтах о мире