Государственные флаги России и Беларуси - Sputnik Беларусь, 1920, 01.07.2021
Интеграция Беларуси и России
Как сегодня развивается Союзное государство? Какие решения принимаются для улучшения жизни граждан Беларуси и России? Последние новости о сотрудничестве Минска и Москвы читайте в материалах Sputnik.

Профицит и неполное освоение – бюджет Союзного государства обсудили в Витебске

© SputnikПарламентское собрание Беларуси и России
Парламентское собрание Беларуси и России - Sputnik Беларусь, 1920, 18.06.2023
Подписаться
Некоторые вопросы формирования бюджета вызвали у парламентариев Союзного государства горячие споры.
ВИТЕБСК, 18 июн – Sputnik. Конференц-зал Витебского государственного университета стал площадкой для совместного заседания Комиссии Парламентского собрания по бюджету, налогам и финансовому рынку, а также Комиссии по экономической политике, промышленности и торговле Союзного государства.
Как отметили участники заседания, повестка мероприятия получилась насыщенной: было рассмотрено много актуальных и важных вопросов.

Профицит бюджета

В числе главных тем заседания – отчет об исполнении бюджета Союзного государства Беларуси и России за 2022 год и планы на текущий.
Как отметили на парламентарии, доходная часть бюджета СГ в 2022 году составила 4,6052 миллиарда российских рублей, что на 6,3 миллиона выше запланированного. При этом расходная часть бюджета в 2022 году увеличилась на 212,8 миллиона и составила 3,3243 миллиарда. Профицит союзного бюджета в прошлом году – 1,2809 миллиарда.
На заседании подчеркнули, что дополнительные средства в 2022-м расходовались по семи направлениям, среди которых финансирование новых программ Союзного государства в интеллектуальной сфере, мониторинг таможенных операций Таможенного комитета СГ, гуманитарная помощь, в том числе людям, проживающим на территориях ДНР и ЛНР, а также средства на защиту населения и реабилитацию территорий, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС.
На заседании подчеркнули, что исполнение расходной части бюджета составило 3,0524 миллиарда российских рублей или 91,8% к уточненному плану расходов.
Не полностью освоили бюджет Союзного государства и в I квартале 2023 года: на 1 июня удалось использовать 61,3% средств от запланированных расходов.
"У нас на заседаниях комиссий постоянно возникает недопонимание того, что мы должны биться за освоение каждой копейки. Недавно я был на коллегии Министерства сельского хозяйства РФ, и там отчитались, что к 1 июня освоили 98% выделенных бюджетных средств, а это почти 450 миллиардов рублей, притом освоили в одной стране. А мы, получается, не можем освоить за один квартал всего два миллиарда", – прокомментировал на заседании председатель комиссии Парламентского собрания по экономической политике, промышленности и торговле Сергей Митин.
Он подчеркнул: необходимо добиваться 100% использования средств поквартально, а не переносить остатки на следующий квартал или даже год.
Председатель комиссии Парламентского собрания по бюджету, налогам и финансовому рынку Виктор Селиверстов предложил "перебрасывать" неиспользованные деньги с одной статьи расходов на другую. На это члены комиссии ответили, что именно за счет подобных "перебросов" в 2022 году и нашли средства на оказание гуманитарной помощи. Парламентарии отметили, что перераспределение средств по статьям возможно только посредством декрета Высшего госсовета.
В итоге парламентарии решили вопрос об эффективности использования бюджетных средств СГ поднять еще раз на заседании комиссии в конце 2023 года.

Плюс полтора миллиарда

Доходы бюджета Союзного государства на 2023 год запланированы в размере 5,966 миллиарда российских рублей. Около 78% средств (3,9595 миллиарда) предусмотрено на финансирование программ и мероприятий СГ.
Всего планируется профинансировать девять совместных программ, многие из которых связаны с высокотехнологичными разработками, в том числе в оборонной и космической сферах, а также 33 мероприятия, которые в основном являются культурно-образовательными и патриотическими.
На заседании был затронут вопрос о дивидендах от использования интеллектуальной собственности.
"Бюджет Союзного государства небольшой, он меньше бюджета любого из субъектов Российской федерации либо областей Беларуси, поэтому всегда возникает вопрос, на что он должен быть истрачен. Мы стараемся его направлять на уникальные вещи, которые связывают оба государства, например, на развитие холдинга "БелРосАвто", когда на белорусские автомобили ставились российские двигатели", – прокомментировал Sputnik Селиверстов.
Он отметил, что появляется понятие общей собственности, причем не только имущественной, но и интеллектуальной. Например, бюджет Союзного государства уже сейчас может увеличиться почти на 1,5 миллиарда рублей благодаря дивидендам от использования научно-технических разработок.
"Счетная палата РФ обнаружила в тех роялти, которые получили представители и той, и другой страны, деньги от использования разработок Союзного государства. Это первая "ласточка", которая показывает путь, куда идти дальше, на каких программах сосредоточиться. И если мы увидим, как бюджет начнет расти, благодаря его правильному использованию, это будет хорошим стимулом для нас", – отметил собеседник.

Проблема исполнителей и заказчиков

Председатели комиссий отметили, что хотят рассмотреть на сессии Парламентского собрания Союза Беларуси и России предложение, чтобы все комиссии проанализировали, какой эффект достигнут от реализации союзных программ.
"За все время было реализовано около 100 программ Союзного государства на сумму порядка 90 миллиардов российских рублей, причем есть примеры, когда прибыль от внедрения ряда программ была в 10 раз больше вложенных средств", – сообщил Селиверстов.
Собеседник отметил: сейчас работа над новыми союзными программами идет по остаточному принципу – в министерствах сначала делают "свою" часть, а реализацию союзных программ оставляют "на потом".
Кроме того, довольно часто вход в реализацию программ серьезно зарегламентирован и забюрократизирован, и заказчики иногда не могут правильно выбрать исполнителей для проектов.
"Выбор исполнителей зависит от государственного заказчика, у которого есть два пути: либо исполнитель – это структура подчиненная и входит в это министерство или ведомство, либо исполнитель – коммерческая структура", – объяснил Митин.
По его словам, когда заказчик и исполнитель из одного ведомства, то, как правило, все программы идут быстро и без проблем. Например, Министерство обороны, ФСБ, Минздрав, Министерство сельского хозяйства реализовали множество хороших проектов.
Если же исполнение работ поручают коммерческой структуре, то здесь все зависит от того, насколько она заинтересована в результатах. В Союзном государстве есть проблемные проекты, один из которых длится уже четвертый год, при этом на заседаниях многие высокопоставленные чиновники обсуждают, почему программа не реализована, а исполнитель даже не является на обсуждение.
Как отметили собеседники, зачастую исполнитель неправильно назначается из-за незаинтересованности министерства в реализации программы. Такие контракты нужно сразу же разрывать, но при этом должен быть найден ответственный за неудачу.
"Несмотря на чересчур эмоциональное обсуждение некоторых вопросов, мы рассматриваем любое заседание как движение вперед поскольку, решая их, реализуем много полезных программ", – заявил Митин.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!
Также на Sputnik:
ВВП Беларуси вырос впервые с марта 2022 года
Снопков: Беларусь и РФ могут нарастить товарооборот еще на миллиард долларов
Когда Беларусь начнет замещать импорт по союзным программам
Лента новостей
0