Единственный ученик Пастернака: к 90-летию со дня рождения Андрея Вознесенского
© Sputnik / Анатолий Гаранин / Перейти в фотобанкРусский поэт, прозаик, художник Андрей Вознесенский
© Sputnik / Анатолий Гаранин
/ Подписаться
Есть много людей, которые стихов Андрея Вознесенского не читали, но все его слышали — не могли не слышать.
Андрей Вознесенский родился 12 мая 1933 года в Москве в семье представителя советской техноэлиты.
Его отец Андрей Николаевич был профессиональным гидротехником, директором институту водных проблем АН СССР, участником строительства Братской и Ингурской гидроэлектростанций. Мать Вознесенского Антонина Андреевна Пастушихина была родом из Владимирской области. Жители Владимира считали его своим земляком, а сам Вознесенский считал этот город своей второй малой родиной.
В то время московских потомков советской номенклатуры называли "мажорами", что вполне соотносится и к Вознесенскому с небольшим добавлением — за него никогда и никому не было стыдно.
Вознесенский и Пастернак
Звонок на домашний телефон ввел в оцепенение родителей Андрея Вознесенского — их сына шестиклассника просил подойти к телефону Борис Пастернак. Они поверить не могли в то, что на письмо их сына, отправившего мэтру свои стихи, Пастернак не просто откликнется, а лично позвонит ему и пригласит его в гости на два часа в воскресенье. Сам Вознесенский будет воспоминать об этом как о первом, но самом главном своем поступке, определившем всю его жизнь.
© Sputnik / Перейти в фотобанк23 октября 1958 года обладателем Нобелевской премии по литературе был назван Борис Пастернак
23 октября 1958 года обладателем Нобелевской премии по литературе был назван Борис Пастернак
© Sputnik
/ Первое его впечатление от Пастернака было ошеломительным — сухая, сильная кисть пианиста на фоне абсолютной аскезы в его нетопленом кабинете. Их дружба продлится до самой смерти Пастернака, который по сути в глазах всех признал его своим учеником.
Знаки внимания со стороны Пастернака к юному Вознесенскому были рафинированно тонкими — за столом во время литературных чтений он сидел рядом с Ахматовой. Однажды предложил провести Анну Андреевну, но Вознесенский уступил этот "билет в историю" своему другу Святославу Рихтеру.
Необходимости коммерциализировать отношения с Пастернаком вроде просьбы посодействовать с публикацией стихов не было. Пастернак, неформально, но по факту, признавший в Вознесенском своего ученика, дал ему невозможное для других — рукопожатность в высших слоях творческой советской элиты того времени.
Обсуждал ли Вознесенский вопрос о будущей профессии с Пастернаком, мы не знаем. Известно лишь то, что Борис Пастернак не относил поэзию к разряду профессий. Поэт Евгений Рейн рассказывал, что после чтения своих стихов, Пастернак спросил, кто он по профессии. Тот ответил: "Поэт". На что получил ответ: "Вам нужно иметь ремесло, которое будет вас кормить".
Наверняка он одобрительно отнесся к выбору Московского архитектурного института, тем более, что предмет "строительные конструкции" Вознесенскому там преподавал его брат Александр Пастернак.
Самая известная архитектурная работа Вознесенского совместно с Юрием Коноваловым — часть монумента "Дружба навеки", установленного в 1983 году к 200-летию добровольного присоединения Грузии к России на Тишинской площади в Москве. Последней его работой стал эскиз значка лауреата российской премии "Триумф", который вручается победителям при награждении.
Испытание Хрущевым
В историю советской литературы первая встреча руководителя СССР того времени Никиты Хрущева с творческой интеллигенцией, состоявшаяся 17 декабря 1962 года, вошла под знаком Андрея Вознесенского. Бурная перепалка руководителя страны с молодым поэтом никого не оставила равнодушным. После этого были обличительные статьи в адрес Вознесенского в газете "Правда". Вознесенский среди молодых поэтов был самым советским. Чего стоят только его стихи о Ленине: "Уберите Ленина с денег". В то время многие не уловили основную причину столь бурной реакции со стороны Никиты Сергеевича.
Накануне встречи Вознесенский публично заявил о том, что считает Бориса Пастернака выдающимся русским поэтом, равным Михаилу Лермонтову. Для Никиты Хрущева имя Пастернака было крайне болезненной темой. Пастернаку под нажимом властей пришлось отказаться от присужденной Нобелевской премии по литературе. Все эти перепалки в итоге стоили поэту жизни — он вскорости умер от рака.
Политическую составляющую, больно ударившую по Хрущеву, олицетворяло третье лицо, о котором в то время мало кто знал. Это был Джанджакобо Фельтринелли — член итальянской компартии, миллиардер, который первым на свои деньги издал "Доктора Живаго" в Европе. Хрущев добился его исключения из итальянской компартии, спровоцировав там серьезный кризис. А Фельтринелли с того времени стал финансировать леворадикальные движения и "красные бригады". Хрущев, сам того не понимая, создал все условия для кризиса коммунизма в Западной Европе.
Фельтринелли не оставил без внимания Вознесенского, которого Пастернак считал своим учеником. Через несколько лет после скандала с "Доктором Живаго" он встретил Вознесенского в парижском отеле. Фельтринелли предложил Вознесенскому пожизненный контракт на мировые права. Согласие на условия контракта со стороны Вознесенского означало бы, что он должен был бы стать невозвращенцем. Для него подобное было невозможно.
Будучи в турне в Австралии Вознесенский из газет узнал о гибели итальянского миллиардера, который в составе "красной бригады" пошел взрывать линию электропередач под Миланом. Полетев без визы в Италию, в самолете Андрей Вознесенский напишет о нем прощальное стихотворение.
Когда совпало все
История создания спектакля "Юнона и Авось" в московском Ленкоме — это история о том, когда совпадает все: автор, режиссер, композитор, актеры и Божий промысел.
Ставить предложенную Марком Захаровым рок-оперу "Слово о полку Игореве" Вознесенский не захотел, предложив режиссеру прочитать свою поэму "Авось!" о русском путешественнике Николае Резанове и его романе с юной Кончитой — дочерью коменданта Сан-Франциско. С композитором Алексеем Рыбниковым были дописаны арии и сцены, в штат театра Захаров взял рок-группу "Аракс".
А накануне сдачи спектакля его запретили в Московском управлении культуры. В тот вечер Вознесенский и Захаров остановились у Елоховского собора на Кузнецком мосту. Зашли в храм, поставили свечки у иконы Казанской Божьей матери. Вознесенский купил три образка и отвез их Караченцову и Шаниной. Наутро оперу разрешили.
© Sputnik / Евгений РыбчинскийЕлена Шанина в роли Кончиты и Николай Караченцов в роли графа Резанова в спектакле "Юнона и Авось" Московского театра им. Ленинского комсомола.
Елена Шанина в роли Кончиты и Николай Караченцов в роли графа Резанова в спектакле "Юнона и Авось" Московского театра им. Ленинского комсомола.
© Sputnik / Евгений Рыбчинский
Премьерных показов было два — первый состоялся в декабре 1980 года в церкви Покрова в Филях, а премьерный показ в театре прошел 9 июля 1981 года при полном аншлаге, несмотря на сезон отпусков.
Будучи в Париже, Вознесенский рассказал об опере Пьеру Кардену, дал посмотреть любительскую съемку спектакля. Карден был поражен. В то время московский Ленком был абсолютно невыездным. В Париж театр смог уехать на гастроли только после личного обращения французского кутюрье к Юрию Андропову.
О Пьере Кардене, подарившем Вознесенскому три смокинга, поэт напишет: "Звери созданы Богом в меховых шубах. И только голый, мерзнущий человек вынужден исправлять несовершенства Создателя. Каждое платье, джинсы, фрак — это укор и вызов Богу. Карден создает красоту не в галерее — он делает из толпы произведение искусства".
"Летающий мужик"
Дружба с председателем колхоза "Советская Белоруссия" в Каменецком районе Брестской области дважды Героем Социалистического Труда Владимиром Бедулей связывала Андрея Вознесенского не одно десятилетие. Бедуле он посвятил свою поэму "Летающий мужик": "Ему при Иоанне шапку сдуло, но не поклон, не хулиганский шик — Владимира Леонтьича Бедулю бы назвал "Летающий мужик".
© Sputnik / Юрий ИвановПредседатель колхоза "Советская Белоруссия", дважды Герой Социалистического Труда Владимир Бедуля
Председатель колхоза "Советская Белоруссия", дважды Герой Социалистического Труда Владимир Бедуля
© Sputnik / Юрий Иванов
С легкой руки Вознесенского в гостях у Владимира Бедули в советское время побывал практически весь музыкально-поэтический бомонд того времени.
В СССР фестиваль "Песня года" с момента своего основания в течение 20 лет проводился только в Москве. Исключение этому правилу было сделано только однажды. Финал фестиваля "Песня-87" был проведен в Доме Культуры "Рясны" – в этой деревне находилась центральная усадьба колхоза "Советская Белоруссия".
В этом колхозе при содействии Андрея Вознесенского произошло и другое музыкальное событие, аналогов которому до сих пор нет. На сцене колхозного дома культуры свой фортепианный концерт давал пианист, который входит в семерку лучших исполнителей в истории, — Святослав Рихтер.
Судьба его хранила
Андрей Вознесенский не раз признавался, что ему много раз спасали жизнь. В 1946 году инженер плодосовхоза в Одоеве спас его, уже захлебнувшегося и потерявшего сознание в водовороте. Вознесенский так вцепился в него, что у того долгое время был синяк. Затем был сделавший ему операцию хирург Рябинкин, который запомнился Вознесенскому клинышком воробьиной бородки. Казахский поэт Олжас Сулейменов спас жизнь ему и самому себе, когда резко превысил скорость — машина, перелетев кювет приземлилась на мягком лугу. Вознесенского спасли незнакомые ресторанные друзья, с которыми он засиделся, опоздав на самолет, который разбился с его сданным чемоданом.
Вознесенскому всегда везло на людей. Это была его судьба, которая всегда хранила его, чтобы он смог сказать то, что является и сегодня для нас главным — вера, надежда, любовь.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!
Также на Sputnik:
Детский доктор мира – к 90-летию Леонида Рошаля
Предвосхитивший время: к 90-летию со дня рождения Бориса Стругацкого
Его "Экипаж" – это мы все: режиссеру Александру Митте 90 лет!