Что не так с маршруточным бизнесом: эксперт о пассажирских перевозках

© Sputnik / Виктор ТолочкоМеждугородные маршрутки в Минске
Междугородные маршрутки в Минске - Sputnik Беларусь, 1920, 27.02.2023
Подписаться на
Эксклюзив
В Минской области на заправочных станциях может появиться устройство, оборудованное приборами для измерения давления и температуры у водителей, а также проверки содержания алкоголя в крови.
После аварии под Смолевичами за маршрутки тщательно взялись налоговая, ГАИ и Транспортная инспекция. Однако следовало бы обратить внимание не только на маршрутки, но и спецтехнику, перевозящую крупногабаритный груз. Таким мнением в беседе с корреспондентом Sputnik Екатериной Воробьевой поделилась председатель Ассоциации профессиональных перевозчиков пассажиров "АППП" Екатерина Станкевич.

"Нельзя не отметить те последствия, которые повлекло это страшное ДТП, которое, безусловно, является трагедией для всех участников. Я понимаю, что погибшие люди находились непосредственно в маршрутке. Но хотелось бы, чтобы обратили внимание и на перевозчиков, которые оказывают услуги по перевозке крупногабаритных тяжелых грузов. Их ответственность на дороге ничуть не меньше, ведь за спиной у водителя больше 20 тонн груза", – сказала Екатерина Станкевич.

Она также отметила, что в обществе накаляется обстановка. Перевозчикам, которые оказывают услуги в регулярном сообщении, начинают поступать предупреждения со стороны операторов о расторжении договора. В перспективе это вынудит ряд перевозчиков работать нелегально. Но это, по мнению Станкевич, приведет лишь к потере контроля со стороны государства. Специалист отметила, что нужно разбираться с недобросовестными перевозчиками.

"Регуляры" платят 8 тысяч, а "нерегуляры" – ноль

Сегодня белорусский рынок пассажирских перевозок поделен на регулярных и нерегулярных перевозчиков. Первые работают по четкому графику и маршруту движения, имеют лицензию и навигационное оборудование. Маршрутки "нерегуляров" могут обслуживать только частные заказы – туристические группы или, например, развозить гостей на свадьбе.
Однако часто нерегулярные перевозчики маскируются под "регуляров", что порождает массу проблем: от неуплаты налогов до некачественного оказания услуги. Результатом такой халатности могут стать человеческие жертвы.
По словам главы ассоциации, в среднем пригородным регулярным перевозчикам обязательные затраты обходятся в 8 тысяч белорусских рублей. И это без учета налогов. А для "нерегулярщика" – ноль.
"Я считаю, что надо усилить "регуляров", поддержать их и добиться социальной справедливости, чтобы все работали в равных условиях. Так, к примеру, на одном из судебных заседаний по делу об административном правонарушении было установлено, что доход одного из индивидуальных предпринимателей за 9 месяцев составил 69 рублей. Им организована и выполняется перевозка пассажиров ежедневно по 5-6 кругорейсов в день. Поверить в такую выручку не то, что сложно – это явный обман государства", – рассказала собеседница Sputnik.
В Беларуси "нерегулярщиков" практически нельзя проконтролировать, так как это нелицензионный вид деятельности. Практически во всем мире допуск к оказанию услуг по перевозке пассажиров очень жестко регулируется со стороны государства. В республике же лицензии остались на международные перевозки (это требования международных перевозок грузов), и на внутриреспубликанские регулярные перевозки пассажиров.
По словам специалиста, уже на протяжении 15 лет в Беларуси не могут побороть такое явление, как нерегулярные перевозки, но те, кто старается работать в строгом соответствии с законодательством, постоянно подвергается контролю.
"К большому сожалению, никто (кроме Министерства транспорта и коммуникаций) не понимает последствий от нелегального извоза пассажиров. Но согласование любых изменений практически невозможно, потому как встречает противостояние иных ведомств. Однако развитие деловой активности не должно идти в разрез с обеспечением безопасности транспортной деятельности", – отметила Екатерина Станкевич.

Брестская область самая показательная

Самыми проблемными регионами руководитель ассоциации назвала Гродненскую и Могилевскую области. Например, на Гродненщине наблюдается фактически монополизация частными структурами, которые выживают с рынка неугодных конкурентов.
На пригороде уже работают не только микроавтобусы, но и легковые автомобили. За счет массовости они перехватывают значительную часть пассажиров. Поэтому государственным автопаркам остается перевозить только ту группу пассажиров, которая имеет льготы, действующие только в государственных маршрутках.
В Минской области иная ситуация: недобросовестные участники пользуются тем, что перевозчик не может отклониться от расписания и забирает пассажиров на несколько минут раньше регулярных перевозчиков.
По словам Екатерины Станкевич, чаще всего проблемы в сфере пассажирских перевозок отмечаются в богатых городах, где есть крупные промышленные предприятия – Полоцке, Новополоцке, Солигорске, Слуцке, Мозыре, Петрикове, Островце.
"Все нелегальщики идут туда, где больше денег и большой пассажиропоток", – говорит собеседница Sputnik.
Тем не менее, бывают и исключения. Например, единственный город в стране, где "нерегулярщик" работает лучше, чем "регулярщик" – это Борисов. При этом специалист отмечает, что образцовый регион по пассажирским перевозкам – Брестская область.
"В Минске выносится штраф за нарушение в 10 базовых величин, а в Бресте по аналогичным делам – 150 базовых. Понятное дело, что такой штраф более действенный, поэтому в данном случае надо равняться на Брест", – считает Станкевич.

Что предлагает Ассоциация?

Сегодня важно разработать комплекс мер, который позволит минимизировать нелегальные перевозки. Ассоциация уже выступила с инициативой провести совещание в марте. На него планируют пригласить представителей Транспортной инспекции, Инспекции по налогам и сборам, Миноблпассажиртранса, Миноблисполкома, КГК и прокуратуры.
В рамках встречи обсудят комплекс мер, направленных на совокупный подход к решению проблемы. А также проект указа, который сможет уладить вопрос с недобросовестным перевозчикам. Документ предполагает множество новшеств. Так, на каждое транспортное средство, выполняющее перевозки в нерегулярном сообщении, Транспортная инспекция будет выдавать регистрационную карту – допуск к участию в дорожном движении.
Появится карточка допуска и у водителей. Она будет отличаться в зависимости от опыта вождения. Если у человека имеется категория B, два года стажа на легковом транспорте, то он сможет работать в пригородном направлении на автобусе или водителем такси. При категории D и стаже менее двух лет допустят управлять транспортным средством только на пригородных маршрутах. Те, у кого опыт вождения свыше двух лет, смогут работать на дальних перевозках.
Новый указ предполагает и регистрацию самих перевозчиков, которые оказывают услуги после получения соответствующего допуска от медицинских работников.
"Уже давно в работе находится инициатива по размещению на заправочных станциях специальных медицинских устройств, оборудованное приборами, которые будут измерять водителям давление, температуру и проверять содержание алкоголя в крови. У нас сегодня проблема не с алкоголем, а с гипертонией. Основной причиной смертности среди мужчин, в том числе и на дорогах, является повышенное давление", – отметила собеседница.
Также она рассказала, что система будет требовать от водителя подтверждение личности. Это может быть карта сотрудника, табельный номер или распознавание по лицу с применением искусственного интеллекта. Далее на экране отображаются подсказки для каждого действия. Весь процесс осмотра фиксируется и сохраняется с использованием встроенной камеры. Это позволит избежать случаев, когда один человек проходит обследование за другого.
Все данные смогут просмотреть специалисты Транспортной инспекции, перевозчики и медики. В онлайн-режиме карточка осмотра будет доступна также медицинскому работнику, который на основании показателей и видео принимает решение о допуске водителя. Обо всех случаях недопуска ответственные лица незамедлительно извещаются тревожными сообщениями.

На водителя надейся, но сам не плошай

Многие маршрутки оборудованы ремнями безопасности, но пассажиры часто решают не пристегиваться. По мнению Екатерины, это должно стать ответственностью не водителя, а самого человека. Например, в Германии при поездке на большом туристическом автобусе без ремня безопасности полагается штраф 50 евро. И платит его пассажир.

"Если ты используешь транспорт как физическое лицо или водитель такси, то, конечно, можно проконтролировать, все ли пристегнуты ремнями безопасности. А как это можно сделать в транспортном средстве, которое движется строго по расписанию? Как водитель может проконтролировать 18 посадочных мест, если на нем кассовый аппарат, расчеты, а еще нужно следить за дорогой?" – рассуждает собеседница.

То же самое касается и билетов. Нередки ситуации, когда пассажир отмахивается и говорит водителю: "Ай, мне не нужен билет". Но в случае ДТП он не сможет без билета доказать, что находился в маршрутке. А если у него на руках есть билет, то срабатывают оба вида страховки – страхование ответственности перевозчика перед пассажирами и обязательное страхование ответственности владельцев транспортных средств. Благодаря этому пострадавший сможет получить компенсацию.
Глава ассоциации уверена, что пора всем заинтересованным сесть за стол переговоров и решить, кто и какой вклад может внести в решение этой проблемы. Ведь на кону стоят человеческие жизни.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в нашем канале в Дзен!
Также на Sputnik:
ДТП с 11 погибшими под Смолевичами: задержан водитель МАЗа
Кубраков: по ДТП, в котором погибли 11 человек, много вопросов
Лукашенко настораживает работа маршруток и поведение водителей на дорогах
Лента новостей
0