Библейские сюжеты по всему миру: как белорусы создают настоящие шедевры
11:06 25.02.2023 (обновлено: 16:25 25.02.2023)
© Photo : из личного архива Дмитрия КунцевичаМастерская в Свято-Елисаветинском монастыре Минска
© Photo : из личного архива Дмитрия Кунцевича
Подписаться
Эксклюзив
В Свято-Елисаветинском монастыре вот уже более 20 лет работает мастерская, где бережно хранят и воплощают в жизнь древние традиции византийского мозаичного искусства. Работы мастеров из Минска можно встретить по всему миру – в России, Украине, Греции и даже ЮАР.
Руководитель стенописной мастерской Свято-Елисаветинского монастыря Дмитрий Кунцевич рассказал корреспонденту Sputnik Ольге Деменчук об истории создания мастерской, а также о том, над какими проектами работает творческий коллектив сегодня.
Когда храм только строился
Многие посетители Свято-Елисаветинского монастыря в Минске обращают внимание на величественные своды храма в честь иконы Богоматери "Державная", которые украшены библейскими сюжетами из мелких мерцающих золотистых кусочков смальты.
Над созданием этого художественного полотна кропотливо и с любовью трудились художники-стенописцы Свято-Елисаветинского монастыря. Сегодня коллектив состоит из более чем сорока человек.
© Photo : из личного архива Дмитрия КунцевичаВ команде собрались настоящие профессионалы, которые твердо верят в свое дело
В команде собрались настоящие профессионалы, которые твердо верят в свое дело
© Photo : из личного архива Дмитрия Кунцевича
Они владеют техникой фрески "по-сырому", росписью красками на клеевой основе, "византийской" мозаикой, работают над созданием церковных интерьеров, панно и монументальных работ в экстерьере, разрабатывают церковную утварь, стараются предлагать комплексные решения, которые включают разнообразные виды изобразительных искусств – витраж, скульптуру, шитье, ковку, керамику, инкрустации, разнообразные облицовки стен и полов. Аналогов такой мастерской, где работают не разрозненные мастера, а постоянная большая команда профессионалов, пожалуй, не найдешь нигде в мире.
"Начиналось все в 1998 году, когда еще только строился первый монастырский храм. И мы, студенты Академии искусств и художественного училища, по благословению духовника начали с молитвой приобщаться к церковному искусству. Уже в 2002 году был достроен "Державный" храм Свято-Елисаветинского монастыря, закономерно встал вопрос об украшении храма росписями.
Советом монастыря было решено совместить фреску с мозаикой. Это была наша первая работа, достаточного опыта и мастерства мы не имели, потому ее создание шло параллельно с постижением мозаичного искусства, техники фрески и церковного богословия. Обращались мы ко всем, кто мог хоть чем-то поделиться, научить, показать – художникам из Санкт-Петербурга, Москвы, но основное понимание получили от стенописцев Оптиной пустыни, архимандрита Зинона", – рассказывает руководитель стенописной мастерской Дмитрий Кунцевич.
© Photo : из личного архива Дмитрия КунцевичаПри создании работ важно учитывать каждую мелочь
При создании работ важно учитывать каждую мелочь
© Photo : из личного архива Дмитрия Кунцевича
Мозаика – то, что остается на века
Мозаика – одна из самых древних техник изобразительного искусства, которая получила большое распространение в Древней Греции и Римской империи. Тогда мозаичные полы набирались из цветных мраморов, иногда использовались полудрагоценные лазуриты, малахиты, другие камни.
Языческие мотивы эпосов, мистерий, орнаменты с растительными и геометрическими мотивами были очень популярны в те далекие времена. Яркий пример тому – наследие, сохранившееся в древнеримских Помпеях, десятки метров мозаичных росписей греческих Салоников, Афин, а также Палестины. Все эти работы дошли до нас в прекрасном, практически первозданном состоянии. Ведь камень считается одним из самых долговечных материалов.
В Византии техника мозаики была несколько усовершенствована: ее материалом стала смальта – специальным образом сваренное непрозрачное стекло, по виду скола напоминающее минералы. Цветовую гамму смальты можно варьировать бесконечно: от самых нежных оттенков до такой же степени ярких и насыщенных. К слову, смальта, как и камень, не окисляется, не выцветает и сохраняется в неизменном виде на протяжении тысячелетий.
"Работа мастера начинается с создания эскиза, призванного отразить богословский замысел через сюжет, композицию, художественно-выразительные средства – пластику, линию, цвет. После выполняется предварительный набор панно в материале, в натуральном размере. Работа распределяется между мастерами: кто-то будет выкладывать одежды, кто-то лики, кто-то тексты, орнамент, фоны. На этом этапе детально разрабатывается цветовая палитра всех элементов будущего панно, соответствующая художественному замыслу и интерьерам храма.
© Photo : из личного архива Дмитрия КунцевичаСовременные технологии позволяют ускорить процесс
Современные технологии позволяют ускорить процесс
© Photo : из личного архива Дмитрия Кунцевича
Как для художников, для нас важно бережно перенимать, постигать и использовать в своей работе опыт древних мастеров, памятники искусства которых, дошли до наших времен. Важно также, чтобы работа была современной, имела свой неповторимый характер, обусловленные творческими находками черты, была богословски выверена", – отмечает специалист.
И подчеркивает, что задача мастерской – это создание не имитации или подобия, а "настоящей вещи" с индивидуальным художественным решением, за которым стоит своя история, поиск, обретение – иначе говоря, жизнь. Существенным и, пожалуй, решающим условием для этого, является необходимость личного воцерковления, личной молитвы, духовной борьбы со своим грехом.
От Беларуси до ЮАР
Работы стенописной мастерской Свято-Елисаветинского монастыря востребованы в разных странах мира. В Каменец-Подольском кафедральном соборе на Украине можно увидеть алтарную мозаику фигуры Спасителя и Божьей Матери, которая выполнена мастерами из Минска.
"Также долгое время мы трудились в Тернопольском кафедральном соборе, в Почаевской Лавре, Зверинецком и Ионинском монастырях Киева, других храмах Украины. Для нас очень дорога эта работа, через которую мы можем утверждать общность и единство наших народов.
В Исихастирии Порфирия Кавсокаливита под Афинами мозаичный купол диаметром в одиннадцать метров венчает образ Христа Пантократора. Фигура восседающей на престоле Богородицы в конхе алтаря – тоже труд и молитва наших ребят. Когда-то, читая описание жизни этого преподобного, не мог и представить, что познакомлюсь с его близкими духовными чадами, узнаю об удивительных случаях из их жизни, которые связаны со святым", – продолжает собеседник.
© Photo : из личного архива Дмитрия КунцевичаСбор мозаики – процесс трудоемкий и длительный, работы могут занимать не
один месяц
Сбор мозаики – процесс трудоемкий и длительный, работы могут занимать не
один месяц
© Photo : из личного архива Дмитрия Кунцевича
Одной из ярких совместных работ в России стала роспись в Александро-Невском храме Ново-Тихвинского монастыря в Екатеринбурге. Перед мастерами была поставлена сложная профессиональная задача – за короткий срок необходимо было выполнить роспись трудоемких, многофигурных композиций большого метража.
Вскоре храм должен был освятить Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Писали весь Великий Пост. Порой сталкивались с существенными трудностями. Личный опыт очевидной "профнепригодности", беспрерывно не дающий о себе забыть, доводил до отчаяния, но благодаря молитвам сестер и участию соратников работа была завершена в полном объеме в положенный срок.
"Этот опыт оставил глубокий след в моей душе, он помогает мне в повседневной работе, еще раз научил меня во всем доверять Богу. Я хорошо усвоил, что все то, что вчера было трудным и невыносимым, на следующий день по дару Благодати может стать радостным, выполняться легко до самозабвения. Я уверен, что многие гениальные вещи создавались очень быстро, молниеносно, как бы легко. Это возможно, когда Творец вкладывает в твою руку Свою Силу, а ты в этом случае выполняешь роль проводника, являешься продолжением Его десницы", – обращает внимание Дмитрий Кунцевич.
Довелось потрудиться и для афонского монастыря Дохиар. Команде довелось застать при жизни его настоятеля – старца Григория, божьего человека, который отличался своим радушием и особой любовью к русским. На входном портале монастырских врат Дохиара (времен раннего средневековья) выполнили мозаичные панно Архангелов Гавриила и Михаила, небесных покровителей обители. Сделали еще некоторые существенные для мастерской работы.
© Photo : из личного архива Дмитрия КунцевичаВсе детали тщательно отрисовываются и сверяются
Все детали тщательно отрисовываются и сверяются
© Photo : из личного архива Дмитрия Кунцевича
Мозаику авторства этого коллектива можно встретить даже в ЮАР. В русской церкви равноапостольного князя Владимира в Йоханесбурге, где монтаж панно для часовни помог осуществить работник из ЮАР.
"Ковчег" и эскиз для Оптиной пустыни
В течение последних двух лет мастерская уделяет много времени декорированию недавно открывшегося духовно-просветительского центра "Ковчег", важнейшего с духовной точки зрения объекта для духовника протоиерея Андрея (Лемешенка).
Художественная отделка интерьеров "Ковчега" – это воплощение замысла коллектива стенописной мастерской. По мнению Дмитрия, соборная работа, направленная на проповедь красоты Божией, глубины замысла Его творения, призвана привлечь ко спасению души многих и многих уставших и задыхающихся от пустоты этого мира людей, молодежи.
"Одним из важнейших проектов над которым мы трудимся сейчас, является внутреннее убранство часовни над захоронением убиенных отцов в Оптиной Пустыни, который вскоре будет представлен Патриарху Кириллу на согласование.
Оптина Пустынь – знаковое и дорогое место для нашего коллектива, монастыря. Мы все воспитывались на писаниях святых оптинских старцев, их чтимая икона с частицами мощей хранится в храме обители, также при монастыре есть одноименное братство", – заключает Дмитрий Кунцевич.
>>> Хотите еще больше актуальных и интересных новостей – подписывайтесь на Telegram-канал Sputnik Беларусь
Также на Sputnik:
Лукашенко поблагодарил Церковь за воспитание патриотов
Глава БПЦ прокомментировал инцидент с сожжением иконы перед собором