Белорусским фирмам в Польше устроят встряску: поляки испугались конкуренции

© Sputnik / Виктор ТолочкоФуры на белорусско-польской границе
Фуры на белорусско-польской границе - Sputnik Беларусь, 1920, 20.02.2023
Подписаться
Польские компании по международным перевозкам боятся, что потеряют восточное направление в грузоперевозках из-за возросшей конкуренции белорусских и украинских фирм в Польше.
ГРОДНО, 20 фев – Sputnik, Инна Гришук. Ассоциации международных транспортных перевозок Польши инициировали комплексные проверки транспортных компаний с капиталом из Беларуси и России, законно зарегистрированных в стране.
Именно они в последний год стали активно занимать восточное направление в грузоперевозках, такая конкуренция не понравилась польскому бизнесу. В ход решили пустить административный рычаг.

Белорусский капитал наступил на интересы поляков

О начале комплексной проверки компаний с белорусским капиталом, зарегистрированных в Польше, сообщили представители Министерства инфраструктуры, говорится в сообщении Ассоциации международных перевозчиков.
На минувшей неделе состоялся круглый стол с участием Мининфраструктуры Польши и представителей нескольких транспортных компаний. Главный вопрос, который там поднимался – как обеспечить безопасность польским перевозчикам и шире – польской экономике.
Представители польских компаний международных перевозчиков говорят, что в последний год после начала СВО и ужесточения санкций в отношении России и Беларуси они столкнулись с сильной конкуренцией со стороны фирм с восточным капиталом.
В первую очередь речь идет о филиалах российских и белорусских транспортных компаний в Польше. Они официально зарегистрированы в стране в соответствии с местным законодательством. В республике в последние годы власти создали условия, способствующие развитию отрасли международных перевозок. Все было хорошо, когда этими условиями пользовались граждане Польши, занявшие значительную долю рынка грузоперевозок в Европе. Но когда фирмы стали на законных в ЕС основаниях регистрировать белорусы или россияне, местный бизнес начал говорить об угрозах польским перевозчикам и экономике.

Конкуренция за российское направление

Представители польского рынка международных перевозок жалуются в местные министерства, указывая, что филиалы белорусских и российских транспортных фирм имеют те же привилегии, что и польские, но пользуются преимуществами, недоступными полякам. Например, им легче нанимать дешевых белорусских водителей, покупать в Беларуси разрешения, необходимые для проезда фур по территории республики.
Главная причина жалоб поляков на фирмы с белорусским капиталом – опасение потерять восточное направление в международных грузоперевозках.
Как пояснил Sputnik представитель одной из транспортных компаний Алексей, российское направление всегда было интересно и выгодно польским перевозчикам. Но с весны прошлого года схемы перемещения товаров из Польши на восток изменились. Главной причиной стал запрет на въезд в ЕС белорусских и российских грузовиков. Ответной мерой с белорусской стороны стало ограничение проезда по Беларуси европейских фур, им разрешено привозить товары в места перецепки-перегрузки у пунктов пропуска на границе.
"Многие российские и белорусские фирмы зарегистрировали филиалы в Польше или берут машины напрокат, чтобы привезти товар из ЕС в Беларусь, а своими же на российских или белорусских номерах везут прицеп с грузом в Россию", – отметил Алексей.
Он добавил, что тревоги польских перевозчиков не напрасны. Из-за европейских санкций многие товары из России запрещено привозить в ЕС, заказов стало меньше. А те, что остались, активно занимают фирмы с восточным капиталом.

Только ли белорусы потеснили польских перевозчиков?

В минувшем году восточный капитал действительно активно увеличивал транспортную отрасль Польши, инвестиции в основном поступали с Украины и из Беларуси. Так, управление международного транспорта Польши в 2022 году выдало рекордное количество лицензий – более 10 тысяч, что в 2,5 раза больше, чем годом ранее, сообщает польский логистический портал.
Согласно статистическим данным, конкуренцию польским перевозчикам составили не только белорусы. Среди 11,5 тысячи вновь зарегистрированных фирм с иностранным капиталом в Польше в минувшем году на первом месте оказались компании с украинскими инвестициями (почти 5 тысяч), на втором – с белорусскими (около 1,8 тысяч). У большинства из них основным видом деятельности являются международные перевозки.
Получается, что теснят польский транспортный бизнес больше украинские перевозчики, чем белорусские. Но внеплановые и комплексные проверки устраивают только белорусам.

Закрытие погранперехода "Бобровники"

Идея устроить комплексные проверки в отношении транспортных фирм с белорусским капиталом в Польше появилась после того, как польская сторона в одностороннем порядке приостановила работу погранперехода "Бобровники". Это еще более уменьшило возможности транспортах компаний осуществлять перевозки из ЕС в восточном направлении. С 14:00 10 февраля 2023 года пункт пропуска перестал оформлять транспорт и людей. Причиной данного шага, по словам главы МВД Польши Мариуша Каминьски, стали интересы государственной безопасности.
На данный момент на белорусско-польской границе остался только один пункт пропуска для грузовых машин – "Козловичи" ("Кукурыки"). Для легкового транспорта – "Брест" ("Тересполь"). В пятницу 17 февраля премьер-министр Беларуси Роман Головченко подписал постановление, ограничивающее въезд фур и грузовиков из Польши на территорию Беларуси. Согласно документу грузовой транспорт, зарегистрированный в Польше, приезжать в Беларусь и возвращаться обратно может только через участок белорусско-польской границы. Постановление вступит в силу после его официального опубликования.
Позже стало известно, что причиной закрытия пункта пропуска "Бобровники" могла стать коррупция среди сотрудников польской таможни. Спустя неделю, 16 февраля, польские правоохранители сообщили о крупнейшей в истории Польши контрабанде сигарет организованной преступной группой – 18,8 млн пачек. Контрабандные партии перевозились через пункт пропуска "Бобровники". Семеро из задержанных членов ОГП оказались сотрудниками данного пункта пропуска. Они получили не менее 400 тысяч злотых взяток за разрешения на контрабанду табака в фурах через границу.
>>> Хотите еще больше актуальных и интересных новостей – подписывайтесь на Telegram-канал Sputnik Беларусь
Также на Sputnik:
Страсти вокруг "Бобровников": репортаж с белорусско-польской границы
Последний вечер работы "Бобровников": что творилось на границе – видео
Временный поверенный Польши вызван в МИД Беларуси из-за закрытия "Бобровников"
Лента новостей
0