К 100-летию народного художника Беларуси Леонида Щемелева

© Sputnik / Юрий ИвановНародный художник Беларуси Леонид Щемелев
Народный художник Беларуси Леонид Щемелев - Sputnik Беларусь, 1920, 06.02.2023
Подписаться
Об открытии юбилейной выставки знаменитого белорусского художника рассказывает колумнист Sputnik Евгений Огурцов-Кржижановский.
Когда известный белорусский фотокор Юрий Иванов позвал меня на выставку Леонида Щемелева, сомнений не было никаких, потому что пропустить такое событие в культурной жизни Минска было нельзя по определению. Встретиться решили у скульптора Ивана Якимовича Миско, благо, что Галерея искусств имени юбиляра, где и предполагалось торжественное открытие экспозиции, располагалась буквально в нескольких минутах ходьбы.
Там, среди космического антуража мастерской, мне почему-то вспомнилось стихотворение Сергея Михалкова "В музее Ленина". Ведь по сути дела, поэт через экспонаты выставки описал самые важные моменты жизни вождя.
Народный художник Беларуси Иван Миско, заваривая черный чай, стал размышлять о феномене Щемелева не по сценарию: "Вы поймите, ведь Щемелев чуть ли не единственный живописец в мире, который видел цвет, умел гармонично соединять цвета, не создавая грязь, и являл в своих полотнах красивую цветовую эмоцию. Это великое умение увидеть цвет. Живописец творит цветами в своих картинах. У графика – свет и тени, а скульптор и вовсе видит, а значит и ваяет, исключительно объемами".

Бывают крылья у художников

А в это самое время Юрий Сергеевич Иванов, уже снимал еще одного участника чаепития – композитора Сергея Бельтюкова, того, кто поставил сценическую оперу по Короткевичу "Ладья страданий", премьера которой с большим успехом прошла в Белгосфилармонии и, о которой на Sputnik уже была публикация.
"Краски для художника – это все равно, что инструмент для музыканта. Уже в нашем веке с помощью сверхмощного компьютера по частичкам разложили скрипку Страдивари, используя самые продвинутые технологии: и материалы изготовили, и… скрипка не зазвучала! Вывод? Он прост! Талант мастера, в нем все дело!" – рассказал композитор.
Галерея искусств Леонида Щемелева встретила нас мелодичным звоном колокольчиков и улыбками сотрудниц, как бы вводя гостей в мир художника, такой же высокий и светлый. Экспозиция ста пятидесяти живописных и фотографических работ действительно развертывала перед нами этапы жизни и творчества знаменитого мастера.
Юрий Иванов, взглядом опытного галерейщика, тут же оценил недавний ремонт и черные стены комнат, придающие дополнительный эффект картинам Щемелева с их цветовой гаммой: "Посмотрите, как светится снег на этой картине, даже холод ощущается. А как играет на невидимом солнце позолота православных крестов?!" – сказал он.
И тут же скомандовал: "Все смотрим на эту картину, снимаю!"

Секрет долголетия

А разговор о волшебной палитре Щемелева не прекращался. Искусствовед Борис Крепак высказался однозначно: "Да просто он один такой и других нет. Талант он и есть талант!" Иван Миско возразил, и аргументировал свою мысль так: "Успех художника вижу в педагогах! Только мастер может определить уровень мастерства и научить студента тому, что умеет сам. Не назначать поголовно преподавателей студентам, а сам ученик должен выбрать себе учителя. Вот тут бы мы и увидели реальные рейтинги мэтров мнимых и настоящих! Тогда и авторитет, и осмысленность такой школы будет реальным и действенным. Да и учиться будут лучше, когда сами сделают свой выбор у кого, а значит и чему учиться. Правда, чиновникам это не сильно понравится".
Миско, войдя в преподавательский раж продолжал: "В 60-70-е годы прошлого века Леонид Щемелев был страшно популярным живописцем в Беларуси. Его картины буквально рвали с руками. Особенно почитаем, он был среди молодежи, а ведь сам фронтовик, кавалерист, сержант в его-то тогдашние годы. Потом он с тех картин, которые ушли, вторые экземпляры делал, чтобы в Беларуси все осталось. Вот так я обозначаю его патриотизм".
© Sputnik / Юрий ИвановНародный художник Беларуси Леонид Щемелев
Народный художник Беларуси Леонид Щемелев - Sputnik Беларусь, 1920, 06.02.2023
Юрий Иванов, держа фотоаппарат в руках, не прекращая фотосъемки рассказал, как увидел в эти самые годы одну из работ Щемелева, она висела в художественном музее, а мимо шли маститые художники, чьи картины были какими-то грязно-коричневыми, в отличии от светлоокой живописи Леонида, и один из них, глядя на полотно, тогда еще малоизвестного художника, бросил: "Эмбрион!" Что бы он сказал сегодня?
Рядом с Иваном Миско и искусствоведом Борисом Крепаком образовался кружок, из глубин которого то и дело звучало: "Так увидеть цвет! Дал же бог! Ведь не грязный цвет. И солнце зимнее, именно зимнее, это чувствуется… подбор краски – это как музыкальный слух… Картины светятся… Так не бывает! Вот смотри, здесь Минск, Троицкое предместье и Свислочь… какая удивительная вода, она небом окрашена..."
"Вот тут спросили, чем Щемелев от других художников отличается? Послушайте, а то забуду. Вот вы покупаете в художественной лавке краски. Один и тот же набор, стандартные 12 цветов и палитра та же, а цвета разные. Это как слух у великих гениев, так видеть тонко и глубоко цвет – дано немногим. Леониду было дано", – отметил Миско.
Искусствовед Крепак: "Вот тут спросили, чем Леонид Дмитриевич от других художников отличается? Да он всех пережил! Шагала пережил на полгода. Пикассо было 94 года, Коненкову исполнилось 96, а Щемелев 98 лет прожил! А почему? Да потому, что человек был хороший, что Бог дал ему творить во благо людей дальше!"

Друзей моих прекрасные черты

А на втором этаже галереи показывали видеофильм о юбиляре. Меня зацепила фотография бравого кавалериста с сержантскими погонами. Оказалось, что тут целая история таится, как Леонид Щемелев был призван в первый же год войны, сначала учился и служил в пехоте, но после ранения, будучи подготовленным конником, сумел попасть в кавалерию. Закончил войну в 4-м Кубанском казачьем корпусе, под седлом у него был гнедой жеребец с именем Буковый, которым он гордился и любил.
Когда поступил в художественное училище, то летал от счастья, а потом, получив двойку по математике, впал в неистовство, когда его оставили на второй год. Тогда студент Щемелев написал письмо самому Ворошилову, и… конник защитил конника.
И еще одно испытание ждало будущего народного художника – диплом. Вот его-то комиссия и не хотела принимать, посчитав живописное полотно слишком большим по размеру, мелким по теме, а сам автор обвинялся в формализме. Даже его любимый учитель, профессор Цвирко, не смог защитить ученика. Буквально в последний момент реально спас Щемелева председатель ГЭК из Москвы знаменитый Иогансон, один из основателей соцреализма в изобразительном искусстве, который отмел все обвинения комиссии, и диплом студент Щемелев защитил.
© Sputnik / Юрий ИвановНародный художник Беларуси Леонид Щемелев
Народный художник Беларуси Леонид Щемелев - Sputnik Беларусь, 1920, 06.02.2023

Увековечили память

Торжественную часть открыл первый замминистра культуры Беларуси Валерий Громада, зачитав поздравительный адрес и высоко оценив вклад юбиляра в развитие искусства и культуры республики. Заместитель Министра связи и информатизации Республики Беларусь Анна Рябова объявила о почтовом проекте, который состоит из конверта с оригинальной маркой и специального памятного штемпеля, который приурочен к столетнему юбилею художника.
После этого представители двух министерств, а также начальник управления культуры Мингорисполкома Виталий Брель и вдова художника Светлана Щемелева в торжественной обстановке произвели процедуру погашения почтовой марки и конверта.
Выставка работ народного художника Беларуси в Городской художественной галерее произведений Щемелева представлена в девяти залах. Одна из ключевых частей экспозиции – портреты близких и родных людей Леонида Щемелева. Музами в его творчестве были супруга и дочка. В галерее показали и мастерскую художника, личные вещи. Экспозицию к 100-летию со дня рождения художника завершает его недописанная живописная работа "Лето", как миг между прошлым и будущим.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в Дзен.Новости и читайте наш канал в Дзен!
Также на Sputnik:
Девочка-планета: феномен Нади Рушевой
Мастер сурового стиля: вспоминаем работы Савицкого в день 100-летия художника
Как Зембин объединил Пикассо, Шагала и Ленина - репортаж
Лента новостей
0