Как только не называли и не хвалили эту девочку. Маленькая, хрупкая, близорукая Надя Рушева озарила удивительным светом эпоху 1960-х. 31.01.2023, Sputnik Беларусь
Она родилась 31 января 1952 года. Ей перевалило бы уже за 70 лет, но она навеки осталась 17-летней. Ее тувинское имя Найдан означает "вечно живущая" — видимо, в этом есть своя логика. Она запомнилась и осталась вечной в том, что успела сделать за короткие отведенные ей годы.В пятилетнем возрасте она уже создавала оригинальные рисунки, а, заканчивая школу, проиллюстрировала такие произведения Пушкина как "Сказка о царе Салтане", "Медный всадник", "Повести Белкина" и даже "Евгений Онегин".Она рисовала пером. С первого раза. Ничего не исправляла и не подчищала. На полях среди текста делала легкие, небрежные, как бы случайные наброски. Эта мимолетность крепла и переходила на белые листы бумаги. Потом взяла в руки фломастер. Надины рисунки — это в основном графика.Пятиклассница Надя Рушева уже открывала выставку в редакции журнала "Юность". Тогда писатель Ираклий Андроников написал в книге отзывов: "То, что это сделала гениальная девочка, становится ясно с первого рисунка".Через пару-тройку лет Надины рисунки уже изучали в Польше, Чехословакии, Румынии, Индии. В Греции знакомились с ее иллюстрациями "Одиссеи" и "Иллиады". Она стала известным книжным графиком. При жизни 15 персональных выставок. Работала без остановки. Много читала и создавала свои образы литературных героев. Она рисовала не то, что видела, а то, что вообразила.За свою жизнь Надя Рушева создала 12 000 рисунков. Они хранятся в музеях Москвы и Санкт-Петербурга. В 1963 году итальянский писатель Джанни Родари некоторые рисунки Рушевой отправил в Италию и США. Успех был и там. Особенно на темы романов Льва Толстого "Война и мир" и "Анна Каренина". Никто не верил, что эта девочка не училась в художественной школе. Все ее работы были талантливой импровизацией.Дети — тайные взрослыеСпустя совсем немного времени в 1980-х общественность удивлялась и говорила еще об одном чуде искусства поэтессе Нике Турбиной. Первые стихи четырехлетней девочки напечатала "Комсомольская правда". В девятилетнем возрасте у нее в Москве вышел первый сборник стихов "Черновик". Он был переведен на 12 языков. Возможно потому, что предисловие к нему написал поэт Евгений Евтушенко. С его легкой руки девочка Ника попала в Италию на венецианский фестиваль "Поэты и земля" и получила приз "Золотой лев". Девятилетнюю девочку Нику Турбину Евтушенко снял в своем фильме "Детский сад". Все узнали о необычно раннем таланте и по признанию того же Евтушенко "стихи пошли у нее как ливень дождевой". Она вдохновляла поэта, и он писал: "Дети — тайные взрослые".Так это или не так — иной вопрос, но славу ребенка зашкаливало. Поездки, интересные встречи. С Иосифом Бродским, Андреем Вознесенским, Юлианом Семеновым, Арменом Джигарханяном.Теория поколенийЧто способствовало появлению и развитию таких ранних талантов? Есть мнение, что все дети рождаются талантливыми. Надо только это вовремя увидеть и поспособствовать развитию.Существует так называемая теория поколений. Ученые по годам разложили устремления и достижения дедов, отцов и детей и даже дали интересные названия целому ряду закономерностей в воспитании. Эта теория поколения помогает людям лучше понимать друг друга и вовремя предотвращать многие ошибки.Бесспорно, воспитание подростков в период оттепели было другим, чем теперь: чтение книг, выставки. Продуманное на государственном уровне воспитание. Очень важным было личное общение.Развитие творчества — вещь загадочная и глубоко индивидуальная. Как часто сегодня близкие думают о том, что подарить ребенку на праздник, а не о том, как сделать богаче внутренний мир маленького человека. А ведь во многом за это отвечает искусство.Поколение интернета разучилось читать книги. Среди подростков много одинаковых и все меньше вундеркиндов с интеллектуальными способностями в сфере искусства, хотя сегодня возможности для такого развития безграничны.Немаловажно и еще одно обстоятельство — оставленный материальный след в виде рисунков, стихов, книг, фильмов, пьес. Сегодня про вундеркиндов пишут и снимают очень мало.Кстати, писать пьесу о подростках очень трудная и порой непосильная задача. Можно сказать — невыгодная. Ее не возьмут во взрослые драматические театры. Только детские, а их немного. Хочется вернуться к началу и поводу для рассказа о Наде Рушевой.Белорусский спектакль о девочке НадеНадя Рушева умерла в марте 1969 года. Не болела. Ни на что не жаловалась. Собиралась идти в школу. Возле двери потеряла сознание. Врачи констатировали разрыв аневризмы, кровоизлияние в мозг. Сейчас это называется инсульт.Событие было столь неожиданным, что почти ежегодно в январе девочку Надю, вечно юную художницу, чье имя озарило целую эпоху, обязательно вспоминают в прессе, на телевидении, проходят выставки ее рисунков, снято несколько документальных фильмов.В 1973 году драматург Анна Родионова написала пьесу "Девочка Надя". Тогда через четыре года после ее ухода, Рушеву хорошо знали, и пьеса стала ставиться во многих театрах. Родионова была известным автором, ей принадлежит сценарий популярного фильма "Карнавал". Но пьеса была слишком необычной по форме. Она скорее подходила для киносценария. Театру же следовало приложить много выдумки, чтобы убедительно показать один день из жизни московской школьницы Нади. Там много стихотворных текстов.Кисти, краски, карандаш.Надя жизнь свою рисует,Музы древние ликуют,Им по нраву город наш.Пьесу взял в работу минский Театр юного зрителя. Режиссер Григорий Боровик название поменял, добавив в произведение более глубокий смысл. Спектакль назывался "Надежда". И это означало, что ничто не забывается. Она ушла. А радость от ее присутствия в этом мире осталась. Осталось ее искусство.Девочку Надю играла талантливая артистка театра для детей Катя Довнер. Это оказалась одной из лучших ролей в ее биографии. Крутился круг на сцене. Надя ходила по улицам, музеям, квартирам близких людей. Вспоминала, размышляла. Вроде бы ничего звездного. Обычная девочка. Как актрисе сыграть уникальный художественный талант школьницы? Придумали. Осуществили. Глаз невозможно было оторвать. Рождалось чувство сопричастности к ее внутреннему миру и таланту. Когда драматург Анна Родионова приехала посмотреть спектакль, она плакала и уверяла, что никто пока не сделал лучше белорусского ТЮЗа. На программке она написала исполнительнице: "Катя! Большое спасибо за Надю. Вы мне очень-очень понравились. Желаю успеха во всем. А. Родионова".И Ника Турбина, и Надя Рушева ушли, но не забыты. Осталась радость от их творчества, которое живет и греет сердца людей доброй памятью и ликующим чувством сопричастности к прекрасному времени.Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в Дзен.Новости и читайте наш канал в Дзен!
Как только не называли и не хвалили эту девочку. Маленькая, хрупкая, близорукая Надя Рушева озарила удивительным светом эпоху 1960-х.
Она родилась 31 января 1952 года. Ей перевалило бы уже за 70 лет, но она навеки осталась 17-летней. Ее тувинское имя Найдан означает "вечно живущая" — видимо, в этом есть своя логика. Она запомнилась и осталась вечной в том, что успела сделать за короткие отведенные ей годы.
В пятилетнем возрасте она уже создавала оригинальные рисунки, а, заканчивая школу, проиллюстрировала такие произведения Пушкина как "Сказка о царе Салтане", "Медный всадник", "Повести Белкина" и даже "Евгений Онегин".
Работы Нади Рушевой "Портрет Катеньки Бакуниной в возрасте шестнадцати лет" (1968 г.), "Лицеисты" (1968 г.) и "А. С. Пушкин в возрасте пятнадцати лет" (1968 г.) на выставке, посвященной 70-летию со дня рождения художницы, в Читальном зале Государственного музея А. С. Пушкина в Москве.
Работы Нади Рушевой "Портрет Катеньки Бакуниной в возрасте шестнадцати лет" (1968 г.), "Лицеисты" (1968 г.) и "А. С. Пушкин в возрасте пятнадцати лет" (1968 г.) на выставке, посвященной 70-летию со дня рождения художницы, в Читальном зале Государственного музея А. С. Пушкина в Москве.
Работы Нади Рушевой "Портрет Катеньки Бакуниной в возрасте шестнадцати лет" (1968 г.), "Лицеисты" (1968 г.) и "А. С. Пушкин в возрасте пятнадцати лет" (1968 г.) на выставке, посвященной 70-летию со дня рождения художницы, в Читальном зале Государственного музея А. С. Пушкина в Москве.
Она рисовала пером. С первого раза. Ничего не исправляла и не подчищала. На полях среди текста делала легкие, небрежные, как бы случайные наброски. Эта мимолетность крепла и переходила на белые листы бумаги. Потом взяла в руки фломастер. Надины рисунки — это в основном графика.
Пятиклассница Надя Рушева уже открывала выставку в редакции журнала "Юность". Тогда писатель Ираклий Андроников написал в книге отзывов: "То, что это сделала гениальная девочка, становится ясно с первого рисунка".
Через пару-тройку лет Надины рисунки уже изучали в Польше, Чехословакии, Румынии, Индии. В Греции знакомились с ее иллюстрациями "Одиссеи" и "Иллиады". Она стала известным книжным графиком. При жизни 15 персональных выставок. Работала без остановки. Много читала и создавала свои образы литературных героев. Она рисовала не то, что видела, а то, что вообразила.
За свою жизнь Надя Рушева создала 12 000 рисунков. Они хранятся в музеях Москвы и Санкт-Петербурга. В 1963 году итальянский писатель Джанни Родари некоторые рисунки Рушевой отправил в Италию и США. Успех был и там. Особенно на темы романов Льва Толстого "Война и мир" и "Анна Каренина". Никто не верил, что эта девочка не училась в художественной школе. Все ее работы были талантливой импровизацией.
Дети — тайные взрослые
Спустя совсем немного времени в 1980-х общественность удивлялась и говорила еще об одном чуде искусства поэтессе Нике Турбиной.
Первые стихи четырехлетней девочки напечатала "Комсомольская правда". В девятилетнем возрасте у нее в Москве вышел первый сборник стихов "Черновик". Он был переведен на 12 языков. Возможно потому, что предисловие к нему написал поэт Евгений Евтушенко. С его легкой руки девочка Ника попала в Италию на венецианский фестиваль "Поэты и земля" и получила приз "Золотой лев".
Девятилетнюю девочку Нику Турбину Евтушенко снял в своем фильме "Детский сад". Все узнали о необычно раннем таланте и по признанию того же Евтушенко "стихи пошли у нее как ливень дождевой". Она вдохновляла поэта, и он писал: "Дети — тайные взрослые".
Так это или не так — иной вопрос, но славу ребенка зашкаливало. Поездки, интересные встречи. С Иосифом Бродским, Андреем Вознесенским, Юлианом Семеновым, Арменом Джигарханяном.
Теория поколений
Что способствовало появлению и развитию таких ранних талантов? Есть мнение, что все дети рождаются талантливыми. Надо только это вовремя увидеть и поспособствовать развитию.
Существует так называемая теория поколений. Ученые по годам разложили устремления и достижения дедов, отцов и детей и даже дали интересные названия целому ряду закономерностей в воспитании. Эта теория поколения помогает людям лучше понимать друг друга и вовремя предотвращать многие ошибки.
Бесспорно, воспитание подростков в период оттепели было другим, чем теперь: чтение книг, выставки. Продуманное на государственном уровне воспитание. Очень важным было личное общение.
Развитие творчества — вещь загадочная и глубоко индивидуальная. Как часто сегодня близкие думают о том, что подарить ребенку на праздник, а не о том, как сделать богаче внутренний мир маленького человека. А ведь во многом за это отвечает искусство.
Поколение интернета разучилось читать книги. Среди подростков много одинаковых и все меньше вундеркиндов с интеллектуальными способностями в сфере искусства, хотя сегодня возможности для такого развития безграничны.
Немаловажно и еще одно обстоятельство — оставленный материальный след в виде рисунков, стихов, книг, фильмов, пьес. Сегодня про вундеркиндов пишут и снимают очень мало.
Кстати, писать пьесу о подростках очень трудная и порой непосильная задача. Можно сказать — невыгодная. Ее не возьмут во взрослые драматические театры. Только детские, а их немного. Хочется вернуться к началу и поводу для рассказа о Наде Рушевой.
Белорусский спектакль о девочке Наде
Надя Рушева умерла в марте 1969 года. Не болела. Ни на что не жаловалась. Собиралась идти в школу. Возле двери потеряла сознание. Врачи констатировали разрыв аневризмы, кровоизлияние в мозг. Сейчас это называется инсульт.
Событие было столь неожиданным, что почти ежегодно в январе девочку Надю, вечно юную художницу, чье имя озарило целую эпоху, обязательно вспоминают в прессе, на телевидении, проходят выставки ее рисунков, снято несколько документальных фильмов.
В 1973 году драматург Анна Родионова написала пьесу "Девочка Надя". Тогда через четыре года после ее ухода, Рушеву хорошо знали, и пьеса стала ставиться во многих театрах. Родионова была известным автором, ей принадлежит сценарий популярного фильма "Карнавал". Но пьеса была слишком необычной по форме. Она скорее подходила для киносценария. Театру же следовало приложить много выдумки, чтобы убедительно показать один день из жизни московской школьницы Нади. Там много стихотворных текстов.
Кисти, краски, карандаш.
Надя жизнь свою рисует,
Музы древние ликуют,
Им по нраву город наш.
Пьесу взял в работу минский Театр юного зрителя. Режиссер Григорий Боровик название поменял, добавив в произведение более глубокий смысл. Спектакль назывался "Надежда". И это означало, что ничто не забывается. Она ушла. А радость от ее присутствия в этом мире осталась. Осталось ее искусство.
Девочку Надю играла талантливая артистка театра для детей Катя Довнер. Это оказалась одной из лучших ролей в ее биографии. Крутился круг на сцене. Надя ходила по улицам, музеям, квартирам близких людей. Вспоминала, размышляла. Вроде бы ничего звездного. Обычная девочка. Как актрисе сыграть уникальный художественный талант школьницы? Придумали. Осуществили. Глаз невозможно было оторвать. Рождалось чувство сопричастности к ее внутреннему миру и таланту.
Когда драматург Анна Родионова приехала посмотреть спектакль, она плакала и уверяла, что никто пока не сделал лучше белорусского ТЮЗа. На программке она написала исполнительнице: "Катя! Большое спасибо за Надю. Вы мне очень-очень понравились. Желаю успеха во всем. А. Родионова".
И Ника Турбина, и Надя Рушева ушли, но не забыты. Осталась радость от их творчества, которое живет и греет сердца людей доброй памятью и ликующим чувством сопричастности к прекрасному времени.