https://sputnik.by/20230130/belorusskoy-akademii-kinematograficheskikh-iskusstv-i-nauk-byt-1071721612.html
Белорусской академии кинематографических искусств и наук быть
Белорусской академии кинематографических искусств и наук быть
Сможет ли инициатива Никиты Михалкова поднять белорусский кинематограф на новый уровень, выяснял колумнист Sputnik Евгений Огурцов-Кржижановский. 30.01.2023, Sputnik Беларусь
2023-01-30T11:49+0300
2023-01-30T11:49+0300
2023-01-30T12:13+0300
колумнисты
кино
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn11.img.sputnik.by/img/103410/04/1034100464_0:69:1920:1149_1920x0_80_0_0_a6224140632d691ff6c28e53d3750087.jpg
Кино – искусство синтетическое, включающее в себя практически все виды человеческого творчества, а поэтому сложное, доступное не всем даже экономически развитым государствам. Недавно председатель Союза кинематографистов России Никиты Михалкова и его команда предложили создать Евразийскую академию кинематографических искусств как международный консорциум, куда бы вошли страны-члены ЕАЭС.Членами ЕАЭС являются: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия. У всех этих государств есть свои киноакадемии, кроме Беларуси. Поэтому в рамках работы над проектом международного консорциума "Евразийская академия кинематографических искусств" и премии "Евразийской академии кинематографических искусств" Министерство культуры Беларуси по поручению правительства рассматривало вопрос создания Национальной академии кинематографических искусств и наук.О перспективах данного проекта, его влиянии на развитие белорусского кинематографа колумнист Sputnik Евгений Огурцов-Кржижановский побеседовал с лауреатом Государственной премии СССР, кинопремии "Золотой орел", академиком Российской академии кинематографических наук и искусств, режиссером Вячеславом Никифоровым.Академии бывают разными– Вячеслав Александрович, кто как ни вы можете объяснить нам, простым людям, потенциальным потребителям кинопродукции, что это за академия такая, да и про премию не все ясно?– Существуют три типа академий:Цель у них одна – привлекать на добровольной основе общественные объединения и отдельных творческих работников к подготовке проектов решений в области кинематографа, координации усилий, проведению экспертиз, а также конкурсов и фестивалей, а также продвижению научных исследований и организации спонсорства.Вершиной, символом и критерием является премия академии. Нужно ли доказывать, что такая академия – это средоточие высокой компетенции, мастерства и таланта, что может быть отражено в представительном совете по типу современных благотворительных фондов или средневековых ремесленно-цеховых гильдий, где кузнецы, сапожники, ткачи, портные и даже художники решали коллективно свои профессиональные задачи и проблемы. В противном случае госчиновникам самим придется не только руководить, но и плясать, рисовать и снимать кино – шутка, конечно, но оценить работу мастера может только мастер.– Хотите сказать, что создание киноакадемии – не самоцель, а лишь инструмент, который поможет реализовать главную идею проекта – кинопремию?– Именно так, академия должна будет начать с того, чтобы создать концепт и выстроить убедительный имидж кинопремии, а это очень сложный процесс.Традиция не прижилась– Наверное поэтому "Национальная кинопремия Беларуси – 2018" явлением в культурной жизни страны не стала, хотя была красная дорожка, все было ярко, красиво, празднично… Почему тогда традиция не прижилась?– Почему? Наверное, не поверили тому, что премию получили действительно самые достойные фильмы и их создатели? Вот свежий пример. Только что Российская академия определила лауреатов кинопремии "Золотой орел" уже в 21-й раз. А штатовский "Оскар" и вовсе существует уже скоро сто лет! Вот на основании этого опыта я и утверждаю, что выбирать номинантов должны те самые мастера, которые имеют авторитет в каждой из основных авторских профессий. Кто они? Перечисляю: сценарист, режиссер, оператор, художник, композитор, продюсер и актеры.– То есть, при создании национальной академии, по вашему мнению, надо учесть прежний опыт и расширить круг выборщиков, отдав приоритет настоящим мастерам кино, не оставив в стороне и государственные структуры.– Тут дело в пропорции. Если творцов в будущей академии будет больше половины, а на самом деле их должно быть квалифицированное большинство, то есть две трети, то беспокоиться нечего, потому что продукт низкого качества в призы не попадет никогда, сработает профессиональная этика и имена академиков, запятнать которые они никогда не рискнут. При нарушении этой пропорции, считайте, что это еще одна государственная структура, которая в силу специфики стоящих перед ней задач достичь уровня точности оценки большого коллектива никогда не сможет.Я понимаю, что создание национальной академии такого уровня – это благо, это признак зрелого кинематографа. Это ли не одна из целей современного государства?Великолепная семерка– Благо, если будут соблюдены те самые пропорции, когда качество кинопродукции будут определять те, кто ее производит, то есть та самая великолепная семерка творцов художественных кинокартин, игровых сериалов, короткометражек, анимационных и документальных фильмов?– Да, такой баланс будет означать движение к высшему уровню как образовательного качества, так научного и представительского, то есть художественного качества. Помните, ставили в СССР на лучшие товары знак качества, и это работало, и товары действительно были великолепными. Знак академии должен быть таким же, чтобы все поверили, что кинопродукт в республике оценен по высшему счету, без вмешательства политической и иной конъюнктуры.– Я правильно понял, что если в нашей стране возникнет такая структура по предложенным выше лекалам, то это и будет движением, а пока его не видно. То, что кинопремию в 2018 году получил кинорежиссер Валерий Рыбарев за выдающийся вклад в белорусское киноискусство, ничего не значит, потому что за 30 лет он снял на киностудии "Беларусьфильм" только один фильм. Как это все понять?– Так и понимайте. Валерий Рыбарев (как и режиссер Рубинчик) в 70-90 годы прошлого века привнес в белорусское киноискусство образцы нового киноязыка, но его никто не воспринял. Ну, как латынь, примерно, она есть, но на ней не говорят. Премию Рыбареву дали, а возможность снять фильм – нет. А режиссеру важнее наград его работа.– Да вы и сами, Вячеслав Александрович, за те же 30 лет сняли всего три фильма на родной киностудии. Не густо! И премию "за вклад" получили почти как Рыбарев. Академия сможет повлиять на традиционную систему и дать возможность признанным мастерам создавать шедевры?– Надежда умирает последней. Шансы есть и они реальные. Никита Михалков возглавляет Союз кинематографистов России, и эта общественная структура сотрудничает на равных с государством. У нас такой организации нет. Союз кинематографистов формально как бы есть, но он на кинопроцесс не влияет.– Киноакадемия и ее продукт кинопремия, смогут поднять уровень белорусской кинематографии или это опять будет мертворожденное дитя?– В чистом виде академия должна быть чем-то сродни художественному фонду, а академиками обязаны стать, как мне видится, высочайшего уровня признанные мастера кино, такие как документалисты Галина Адамович и народный артист Анатолий Алай, а также Виктор Аслюк – член европейской киноакадемии. Мультипликаторы: Игорь Волчек и Елена Петкевич – член российской киноакадемии. Игровое кино могут представить режиссеры Валерий Рыбарев, Александр Ефремов, Александр Карпов, Дмитрий Зайцев, Юрий Елхов, Андрей Кудиненко.И актеры не последняя составляющая: Светлана Суховей с ее гильдией, Владимир Гостюхин с его Фондом, Виктор Васильев. Продюсеры: Владимир Карачевский и квота киностудии "Беларусьфильм", Виктор Лобкович, Глеб Шпригов. Киносценаристы и драматурги: Алексей Дударев и его коллеги. Они все прекрасно знают, как варится кинематографический борщ!– Теперь вспомните, что кино – искусство синтетическое.– А вы угадали! Конечно, надо включать сюда гениев нашей культуры: великого балетмейстера Валентина Елизарьева, знаменитого фотографа Юрия Иванова, скульпторов Геннадия Буралкина, Ивана Миско и иных великих художников Беларуси.– Как вы понимаете смысл создания такой структуры в рамках ЕАЭС?– Такая киноакадемия по своей сути должна быть структурой с элементами гражданского общества, свидетельствующая об уровне кинопроцесса в той или иной стране, входящей в эту конгломерацию. И независимо от того из какой страны окажется фильм-победитель его будут определять все академики. К тому же нельзя сбрасывать со счетов международный аспект, ведь кинопремия ЕАЭС будет определяться мастерами кино как минимум пяти стран. Поможет ли Беларуси конкуренция с кинематографом более сильных стран, таких как Россия и Казахстан, еще не понятно, но до побед пока очень далеко.Благо для национального кино– То есть, академии и премии – это национальные филиалы, которые и выдвигают кандидатов на эту общую премию?– Такая премия, как продукт академии, в первую очередь становится благом для развития кино той или иной страны. Вот поэтому нужна в первую очередь национальная Академия (в самом высоком значении этого слова), а уж потом стран ЕАЭС.– И все-таки, в чем самая главная задача академии?– Как измерить неизмеримое, как измерить талант? Вот это и есть задача академии и академиков. Вот вам лакмусовая бумажка для проверки уровня развития кинематографа в стране: "Есть ли у вас признанные социумом киношедевры? Есть ли признанные мастера кино? Кто преподает студентам? Кто профессионально и как часто пишет о кино?" Если вам назовут-таки фильмы и фамилии, а вы их не знаете, то будьте уверены, что настоящего кинематографа здесь, увы, нет!P.S. 28 января в Москве были подведены итоги кинопремии Российской академии киноискусства и науки. Победителем стал фильм режиссера Алексея Сидорова "Чемпион мира". Академик Никифоров выбрал именно этот фильм в качестве лучшего кинопроизведения. После этой победы по регламенту Сидоров станет академиком Российской академии киноискусства и науки, равно как и остальные победители 20 номинаций. А коль скоро уже 21 раз прошли награждения, то академиков киноискусств в России стало уже где-то под 400 человек, учитывая, что некоторые кинематографисты уже имеют по несколько "орлов"!Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакцииСамые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в Дзен.Новости и читайте наш канал в Дзен!Также на Sputnik:
Sputnik Беларусь
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
2023
Евгений Огурцов-Кржижановский
https://cdnn11.img.sputnik.by/img/103758/94/1037589486_510:0:1977:1467_100x100_80_0_0_1a1c58bf4bbec71472ad82046c44376b.jpg
Евгений Огурцов-Кржижановский
https://cdnn11.img.sputnik.by/img/103758/94/1037589486_510:0:1977:1467_100x100_80_0_0_1a1c58bf4bbec71472ad82046c44376b.jpg
Новости
ru_BY
Sputnik Беларусь
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
https://cdnn11.img.sputnik.by/img/103410/04/1034100464_148:0:1772:1218_1920x0_80_0_0_36701455a75afd6510d38f973e1f0e66.jpgSputnik Беларусь
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
Евгений Огурцов-Кржижановский
https://cdnn11.img.sputnik.by/img/103758/94/1037589486_510:0:1977:1467_100x100_80_0_0_1a1c58bf4bbec71472ad82046c44376b.jpg
колумнисты, кино
Кино – искусство синтетическое, включающее в себя практически все виды человеческого творчества, а поэтому сложное, доступное не всем даже экономически развитым государствам. Недавно председатель Союза кинематографистов России Никиты Михалкова и его команда предложили создать Евразийскую академию кинематографических искусств как международный консорциум, куда бы вошли страны-члены ЕАЭС.
Членами ЕАЭС являются: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия. У всех этих государств есть свои киноакадемии, кроме Беларуси. Поэтому в рамках работы над проектом международного консорциума "Евразийская академия кинематографических искусств" и премии "Евразийской академии кинематографических искусств" Министерство культуры Беларуси по поручению правительства рассматривало вопрос создания Национальной академии кинематографических искусств и наук.
О перспективах данного проекта, его влиянии на развитие белорусского кинематографа колумнист Sputnik Евгений Огурцов-Кржижановский побеседовал с лауреатом Государственной премии СССР, кинопремии "Золотой орел", академиком Российской академии кинематографических наук и искусств, режиссером Вячеславом Никифоровым.
Академии бывают разными
– Вячеслав Александрович, кто как ни вы можете объяснить нам, простым людям, потенциальным потребителям кинопродукции, что это за академия такая, да и про премию не все ясно?
– Существуют три типа академий:
Образовательные, как, к примеру, наша Белорусская Академия художеств, готовит специалистов в области художественного творчества.
Научно-исследовательский тип – как Академия наук.
Общественная Академия – как государственный инструмент для выполнения художественных и благотворительных программ и проектов, финансируемых за счет средств бюджета, и тогда это государственно-общественная Академия, но может быть и полностью общественной (как Российская Академия и "Золотой орел" или как в США "Оскар").
Цель у них одна – привлекать на добровольной основе общественные объединения и отдельных творческих работников к подготовке проектов решений в области кинематографа, координации усилий, проведению экспертиз, а также конкурсов и фестивалей, а также продвижению научных исследований и организации спонсорства.
Вершиной, символом и критерием является премия академии. Нужно ли доказывать, что такая академия – это средоточие высокой компетенции, мастерства и таланта, что может быть отражено в представительном совете по типу современных благотворительных фондов или средневековых ремесленно-цеховых гильдий, где кузнецы, сапожники, ткачи, портные и даже художники решали коллективно свои профессиональные задачи и проблемы. В противном случае госчиновникам самим придется не только руководить, но и плясать, рисовать и снимать кино – шутка, конечно, но оценить работу мастера может только мастер.
– Хотите сказать, что создание киноакадемии – не самоцель, а лишь инструмент, который поможет реализовать главную идею проекта – кинопремию?
– Именно так, академия должна будет начать с того, чтобы создать концепт и выстроить убедительный имидж кинопремии, а это очень сложный процесс.
Традиция не прижилась
– Наверное поэтому "Национальная кинопремия Беларуси – 2018" явлением в культурной жизни страны не стала, хотя была красная дорожка, все было ярко, красиво, празднично… Почему тогда традиция не прижилась?
– Почему? Наверное, не поверили тому, что премию получили действительно самые достойные фильмы и их создатели? Вот свежий пример. Только что Российская академия определила лауреатов кинопремии "Золотой орел" уже в 21-й раз. А штатовский "Оскар" и вовсе существует уже скоро сто лет! Вот на основании этого опыта я и утверждаю, что выбирать номинантов должны те самые мастера, которые имеют авторитет в каждой из основных авторских профессий. Кто они? Перечисляю: сценарист, режиссер, оператор, художник, композитор, продюсер и актеры.
– То есть, при создании национальной академии, по вашему мнению, надо учесть прежний опыт и расширить круг выборщиков, отдав приоритет настоящим мастерам кино, не оставив в стороне и государственные структуры.
– Тут дело в пропорции. Если творцов в будущей академии будет больше половины, а на самом деле их должно быть квалифицированное большинство, то есть две трети, то беспокоиться нечего, потому что продукт низкого качества в призы не попадет никогда, сработает профессиональная этика и имена академиков, запятнать которые они никогда не рискнут. При нарушении этой пропорции, считайте, что это еще одна государственная структура, которая в силу специфики стоящих перед ней задач достичь уровня точности оценки большого коллектива никогда не сможет.
Я понимаю, что создание национальной академии такого уровня – это благо, это признак зрелого кинематографа. Это ли не одна из целей современного государства?
Великолепная семерка
– Благо, если будут соблюдены те самые пропорции, когда качество кинопродукции будут определять те, кто ее производит, то есть та самая великолепная семерка творцов художественных кинокартин, игровых сериалов, короткометражек, анимационных и документальных фильмов?
– Да, такой баланс будет означать движение к высшему уровню как образовательного качества, так научного и представительского, то есть художественного качества. Помните, ставили в СССР на лучшие товары знак качества, и это работало, и товары действительно были великолепными. Знак академии должен быть таким же, чтобы все поверили, что кинопродукт в республике оценен по высшему счету, без вмешательства политической и иной конъюнктуры.
– Я правильно понял, что если в нашей стране возникнет такая структура по предложенным выше лекалам, то это и будет движением, а пока его не видно. То, что кинопремию в 2018 году получил кинорежиссер Валерий Рыбарев за выдающийся вклад в белорусское киноискусство, ничего не значит, потому что за 30 лет он снял на киностудии "Беларусьфильм" только один фильм. Как это все понять?
– Так и понимайте. Валерий Рыбарев (как и режиссер Рубинчик) в 70-90 годы прошлого века привнес в белорусское киноискусство образцы нового киноязыка, но его никто не воспринял. Ну, как латынь, примерно, она есть, но на ней не говорят. Премию Рыбареву дали, а возможность снять фильм – нет. А режиссеру важнее наград его работа.
– Да вы и сами, Вячеслав Александрович, за те же 30 лет сняли всего три фильма на родной киностудии. Не густо! И премию "за вклад" получили почти как Рыбарев. Академия сможет повлиять на традиционную систему и дать возможность признанным мастерам создавать шедевры?
– Надежда умирает последней. Шансы есть и они реальные. Никита Михалков возглавляет Союз кинематографистов России, и эта общественная структура сотрудничает на равных с государством. У нас такой организации нет. Союз кинематографистов формально как бы есть, но он на кинопроцесс не влияет.
– Киноакадемия и ее продукт кинопремия, смогут поднять уровень белорусской кинематографии или это опять будет мертворожденное дитя?
– В чистом виде академия должна быть чем-то сродни художественному фонду, а академиками обязаны стать, как мне видится, высочайшего уровня признанные мастера кино, такие как документалисты Галина Адамович и народный артист Анатолий Алай, а также Виктор Аслюк – член европейской киноакадемии. Мультипликаторы: Игорь Волчек и Елена Петкевич – член российской киноакадемии. Игровое кино могут представить режиссеры Валерий Рыбарев, Александр Ефремов, Александр Карпов, Дмитрий Зайцев, Юрий Елхов, Андрей Кудиненко.
И актеры не последняя составляющая: Светлана Суховей с ее гильдией, Владимир Гостюхин с его Фондом, Виктор Васильев. Продюсеры: Владимир Карачевский и квота киностудии "Беларусьфильм", Виктор Лобкович, Глеб Шпригов. Киносценаристы и драматурги: Алексей Дударев и его коллеги. Они все прекрасно знают, как варится кинематографический борщ!
– Теперь вспомните, что кино – искусство синтетическое.
– А вы угадали! Конечно, надо включать сюда гениев нашей культуры: великого балетмейстера Валентина Елизарьева, знаменитого фотографа Юрия Иванова, скульпторов Геннадия Буралкина, Ивана Миско и иных великих художников Беларуси.
– Как вы понимаете смысл создания такой структуры в рамках ЕАЭС?
– Такая киноакадемия по своей сути должна быть структурой с элементами гражданского общества, свидетельствующая об уровне кинопроцесса в той или иной стране, входящей в эту конгломерацию. И независимо от того из какой страны окажется фильм-победитель его будут определять все академики. К тому же нельзя сбрасывать со счетов международный аспект, ведь кинопремия ЕАЭС будет определяться мастерами кино как минимум пяти стран. Поможет ли Беларуси конкуренция с кинематографом более сильных стран, таких как Россия и Казахстан, еще не понятно, но до побед пока очень далеко.
Благо для национального кино
– То есть, академии и премии – это национальные филиалы, которые и выдвигают кандидатов на эту общую премию?
– Такая премия, как продукт академии, в первую очередь становится благом для развития кино той или иной страны. Вот поэтому нужна в первую очередь национальная Академия (в самом высоком значении этого слова), а уж потом стран ЕАЭС.
– И все-таки, в чем самая главная задача академии?
– Как измерить неизмеримое, как измерить талант? Вот это и есть задача академии и академиков. Вот вам лакмусовая бумажка для проверки уровня развития кинематографа в стране: "Есть ли у вас признанные социумом киношедевры? Есть ли признанные мастера кино? Кто преподает студентам? Кто профессионально и как часто пишет о кино?" Если вам назовут-таки фильмы и фамилии, а вы их не знаете, то будьте уверены, что настоящего кинематографа здесь, увы, нет!
P.S. 28 января в Москве были подведены итоги кинопремии Российской академии киноискусства и науки. Победителем стал фильм режиссера Алексея Сидорова "Чемпион мира". Академик Никифоров выбрал именно этот фильм в качестве лучшего кинопроизведения. После этой победы по регламенту Сидоров станет академиком Российской академии киноискусства и науки, равно как и остальные победители 20 номинаций. А коль скоро уже 21 раз прошли награждения, то академиков киноискусств в России стало уже где-то под 400 человек, учитывая, что некоторые кинематографисты уже имеют по несколько "орлов"!
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в Дзен.Новости и читайте наш канал в Дзен! Представители белорусского кино стали лауреатами фестиваля в Москве
Белорусскому режиссеру Никифорову
вручили спецприз от президентаПоследний бастион: чем живет Музей белорусского кино?