Белорусской академии кинематографических искусств и наук быть
11:49 30.01.2023 (обновлено: 12:13 30.01.2023)
© PixabayКинокамера, архивное фото
© Pixabay
Подписаться
Сможет ли инициатива Никиты Михалкова поднять белорусский кинематограф на новый уровень, выяснял колумнист Sputnik Евгений Огурцов-Кржижановский.
Кино – искусство синтетическое, включающее в себя практически все виды человеческого творчества, а поэтому сложное, доступное не всем даже экономически развитым государствам. Недавно председатель Союза кинематографистов России Никиты Михалкова и его команда предложили создать Евразийскую академию кинематографических искусств как международный консорциум, куда бы вошли страны-члены ЕАЭС.
Членами ЕАЭС являются: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия. У всех этих государств есть свои киноакадемии, кроме Беларуси. Поэтому в рамках работы над проектом международного консорциума "Евразийская академия кинематографических искусств" и премии "Евразийской академии кинематографических искусств" Министерство культуры Беларуси по поручению правительства рассматривало вопрос создания Национальной академии кинематографических искусств и наук.
О перспективах данного проекта, его влиянии на развитие белорусского кинематографа колумнист Sputnik Евгений Огурцов-Кржижановский побеседовал с лауреатом Государственной премии СССР, кинопремии "Золотой орел", академиком Российской академии кинематографических наук и искусств, режиссером Вячеславом Никифоровым.
Академии бывают разными
– Вячеслав Александрович, кто как ни вы можете объяснить нам, простым людям, потенциальным потребителям кинопродукции, что это за академия такая, да и про премию не все ясно?
– Существуют три типа академий:
Образовательные, как, к примеру, наша Белорусская Академия художеств, готовит специалистов в области художественного творчества.
Научно-исследовательский тип – как Академия наук.
Общественная Академия – как государственный инструмент для выполнения художественных и благотворительных программ и проектов, финансируемых за счет средств бюджета, и тогда это государственно-общественная Академия, но может быть и полностью общественной (как Российская Академия и "Золотой орел" или как в США "Оскар").
Цель у них одна – привлекать на добровольной основе общественные объединения и отдельных творческих работников к подготовке проектов решений в области кинематографа, координации усилий, проведению экспертиз, а также конкурсов и фестивалей, а также продвижению научных исследований и организации спонсорства.
Вершиной, символом и критерием является премия академии. Нужно ли доказывать, что такая академия – это средоточие высокой компетенции, мастерства и таланта, что может быть отражено в представительном совете по типу современных благотворительных фондов или средневековых ремесленно-цеховых гильдий, где кузнецы, сапожники, ткачи, портные и даже художники решали коллективно свои профессиональные задачи и проблемы. В противном случае госчиновникам самим придется не только руководить, но и плясать, рисовать и снимать кино – шутка, конечно, но оценить работу мастера может только мастер.
– Хотите сказать, что создание киноакадемии – не самоцель, а лишь инструмент, который поможет реализовать главную идею проекта – кинопремию?
– Именно так, академия должна будет начать с того, чтобы создать концепт и выстроить убедительный имидж кинопремии, а это очень сложный процесс.
Традиция не прижилась
– Наверное поэтому "Национальная кинопремия Беларуси – 2018" явлением в культурной жизни страны не стала, хотя была красная дорожка, все было ярко, красиво, празднично… Почему тогда традиция не прижилась?
– Почему? Наверное, не поверили тому, что премию получили действительно самые достойные фильмы и их создатели? Вот свежий пример. Только что Российская академия определила лауреатов кинопремии "Золотой орел" уже в 21-й раз. А штатовский "Оскар" и вовсе существует уже скоро сто лет! Вот на основании этого опыта я и утверждаю, что выбирать номинантов должны те самые мастера, которые имеют авторитет в каждой из основных авторских профессий. Кто они? Перечисляю: сценарист, режиссер, оператор, художник, композитор, продюсер и актеры.
– То есть, при создании национальной академии, по вашему мнению, надо учесть прежний опыт и расширить круг выборщиков, отдав приоритет настоящим мастерам кино, не оставив в стороне и государственные структуры.
– Тут дело в пропорции. Если творцов в будущей академии будет больше половины, а на самом деле их должно быть квалифицированное большинство, то есть две трети, то беспокоиться нечего, потому что продукт низкого качества в призы не попадет никогда, сработает профессиональная этика и имена академиков, запятнать которые они никогда не рискнут. При нарушении этой пропорции, считайте, что это еще одна государственная структура, которая в силу специфики стоящих перед ней задач достичь уровня точности оценки большого коллектива никогда не сможет.
Я понимаю, что создание национальной академии такого уровня – это благо, это признак зрелого кинематографа. Это ли не одна из целей современного государства?
Великолепная семерка
– Благо, если будут соблюдены те самые пропорции, когда качество кинопродукции будут определять те, кто ее производит, то есть та самая великолепная семерка творцов художественных кинокартин, игровых сериалов, короткометражек, анимационных и документальных фильмов?
– Да, такой баланс будет означать движение к высшему уровню как образовательного качества, так научного и представительского, то есть художественного качества. Помните, ставили в СССР на лучшие товары знак качества, и это работало, и товары действительно были великолепными. Знак академии должен быть таким же, чтобы все поверили, что кинопродукт в республике оценен по высшему счету, без вмешательства политической и иной конъюнктуры.
– Я правильно понял, что если в нашей стране возникнет такая структура по предложенным выше лекалам, то это и будет движением, а пока его не видно. То, что кинопремию в 2018 году получил кинорежиссер Валерий Рыбарев за выдающийся вклад в белорусское киноискусство, ничего не значит, потому что за 30 лет он снял на киностудии "Беларусьфильм" только один фильм. Как это все понять?
– Так и понимайте. Валерий Рыбарев (как и режиссер Рубинчик) в 70-90 годы прошлого века привнес в белорусское киноискусство образцы нового киноязыка, но его никто не воспринял. Ну, как латынь, примерно, она есть, но на ней не говорят. Премию Рыбареву дали, а возможность снять фильм – нет. А режиссеру важнее наград его работа.
– Да вы и сами, Вячеслав Александрович, за те же 30 лет сняли всего три фильма на родной киностудии. Не густо! И премию "за вклад" получили почти как Рыбарев. Академия сможет повлиять на традиционную систему и дать возможность признанным мастерам создавать шедевры?
– Надежда умирает последней. Шансы есть и они реальные. Никита Михалков возглавляет Союз кинематографистов России, и эта общественная структура сотрудничает на равных с государством. У нас такой организации нет. Союз кинематографистов формально как бы есть, но он на кинопроцесс не влияет.
– Киноакадемия и ее продукт кинопремия, смогут поднять уровень белорусской кинематографии или это опять будет мертворожденное дитя?
– В чистом виде академия должна быть чем-то сродни художественному фонду, а академиками обязаны стать, как мне видится, высочайшего уровня признанные мастера кино, такие как документалисты Галина Адамович и народный артист Анатолий Алай, а также Виктор Аслюк – член европейской киноакадемии. Мультипликаторы: Игорь Волчек и Елена Петкевич – член российской киноакадемии. Игровое кино могут представить режиссеры Валерий Рыбарев, Александр Ефремов, Александр Карпов, Дмитрий Зайцев, Юрий Елхов, Андрей Кудиненко.
И актеры не последняя составляющая: Светлана Суховей с ее гильдией, Владимир Гостюхин с его Фондом, Виктор Васильев. Продюсеры: Владимир Карачевский и квота киностудии "Беларусьфильм", Виктор Лобкович, Глеб Шпригов. Киносценаристы и драматурги: Алексей Дударев и его коллеги. Они все прекрасно знают, как варится кинематографический борщ!
– Теперь вспомните, что кино – искусство синтетическое.
– А вы угадали! Конечно, надо включать сюда гениев нашей культуры: великого балетмейстера Валентина Елизарьева, знаменитого фотографа Юрия Иванова, скульпторов Геннадия Буралкина, Ивана Миско и иных великих художников Беларуси.
– Как вы понимаете смысл создания такой структуры в рамках ЕАЭС?
– Такая киноакадемия по своей сути должна быть структурой с элементами гражданского общества, свидетельствующая об уровне кинопроцесса в той или иной стране, входящей в эту конгломерацию. И независимо от того из какой страны окажется фильм-победитель его будут определять все академики. К тому же нельзя сбрасывать со счетов международный аспект, ведь кинопремия ЕАЭС будет определяться мастерами кино как минимум пяти стран. Поможет ли Беларуси конкуренция с кинематографом более сильных стран, таких как Россия и Казахстан, еще не понятно, но до побед пока очень далеко.
Благо для национального кино
– То есть, академии и премии – это национальные филиалы, которые и выдвигают кандидатов на эту общую премию?
– Такая премия, как продукт академии, в первую очередь становится благом для развития кино той или иной страны. Вот поэтому нужна в первую очередь национальная Академия (в самом высоком значении этого слова), а уж потом стран ЕАЭС.
– И все-таки, в чем самая главная задача академии?
– Как измерить неизмеримое, как измерить талант? Вот это и есть задача академии и академиков. Вот вам лакмусовая бумажка для проверки уровня развития кинематографа в стране: "Есть ли у вас признанные социумом киношедевры? Есть ли признанные мастера кино? Кто преподает студентам? Кто профессионально и как часто пишет о кино?" Если вам назовут-таки фильмы и фамилии, а вы их не знаете, то будьте уверены, что настоящего кинематографа здесь, увы, нет!
P.S. 28 января в Москве были подведены итоги кинопремии Российской академии киноискусства и науки. Победителем стал фильм режиссера Алексея Сидорова "Чемпион мира". Академик Никифоров выбрал именно этот фильм в качестве лучшего кинопроизведения. После этой победы по регламенту Сидоров станет академиком Российской академии киноискусства и науки, равно как и остальные победители 20 номинаций. А коль скоро уже 21 раз прошли награждения, то академиков киноискусств в России стало уже где-то под 400 человек, учитывая, что некоторые кинематографисты уже имеют по несколько "орлов"!
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в Дзен.Новости и читайте наш канал в Дзен!
Также на Sputnik:
Представители белорусского кино стали лауреатами фестиваля в Москве
Белорусскому режиссеру Никифорову вручили спецприз от президента
Последний бастион: чем живет Музей белорусского кино?