Последний бастион: чем живет Музей белорусского кино?

© Sputnik / Евгений Огурцов-КржижановскийМузей кино в Минске
Музей кино в Минске - Sputnik Беларусь, 1920, 27.09.2022
Подписаться
Об истории создания Музея кино, его посетителях и необычной экранной экспозиции рассказал его директор Игорь Авдеев.
Музей истории белорусского кино, расположенный в центре Минска, рядом с Красным костелом, похож на маленький кораблик в бушующем море экономических, политических и иных проблем, захлестнувших мир в последние годы. Но люди идут смотреть классику мирового кино, путешествуют во времени документальных фильмов, смотрят на мир глазами великих режиссеров мирового кинематографа. То есть живут! О проблемах Музея кино и не только беседует с его руководителем Игорем Авдеевым колумнист Sputnik Евгений Огурцов-Кржижановский:
— Игорь Олегович, быть директором такого необычного музея тяжело?
— Чтобы быть точным, моя должность звучит так: заведующий филиалом "Музей истории белорусского кино" ГУ "Национальный исторический музей Республики Беларусь". Должен сказать, что последнее переподчинение нашей структуры было очевидным благом. Руководство Исторического музея смогло увидеть наши проблемы и действенно помочь: модернизирован ряд помещений, закуплено новое проекционное оборудование…
— Знаю, что инициатором создания Музея истории кино был Государственный комитет кинематографии БССР, а что было дальше, я про становление этого культурного предприятия?
— Если коротко, то изначально, с 1966 года, экспонаты будущего музея собирались в центральной башне Красного костела. Когда это здание вернули верующим, экспонаты перевезли на киностудию "Беларусьфильм", где они и оставались до 2001 года. А потом да, переехали на Свердлова 4, в полностью перестроенное здание, где появился комплекс помещений именно для музея кино.
© Sputnik / Евгений Огурцов-КржижановскийДиректор Музея кино Игорь Авдеев
Директор Музея кино Игорь Авдеев - Sputnik Беларусь, 1920, 27.09.2022
Директор Музея кино Игорь Авдеев
— Знаю, что вы сделали заявку и, главное, получили грант фонда президента Беларуси по поддержке культуры и искусства?
— После разработки научной концепции экспозиции музея та же группа ученых отдела кино и телевидения Института искусствоведения, этнографии и фольклора НАН Беларуси (А.В. Красинский, Л.Н. Зайцева и я) подготовила заявку на грант для создания этой экспозиции. Ее первая очередь была сдана к 3 июля 2001 г. Кстати, тогдашний министр культуры Республики Беларусь Леонид Павлович Гуляко оценил наши демонстрационные конструкции "на уровне Изобретения"!
— И с этого времени музей кино начал свою активную деятельность?
— А бланки строгой отчетности, т.е. билеты? Покупка кассового аппарата в условиях, когда ведомственный поначалу музей финансировался из прибыли киностудии, которой в тот период не было, растянулась на полгода и продолжалась бы еще год, если бы ваш покорный слуга на пару с ветераном белорусского кино, художником по костюмам Аллой Грибовой не купили этот аппарат у "Белсчеттехники" за свои кровные и не передали его киностудии по договору дарения для оприходования и постановки на учет в налоговой. Настоящая революция в нашем становлении произошла в 2005 г., когда мы стали филиалом ГУ "Музей театральной и музыкальной культуры".

Что делать, когда мало места?

— По поводу экспозиции площадью в 140 квадратных метров… Не мало ли для почти 100-летней истории белорусского кино?
— Разумеется, тогдашними средствами линейно-плоскостного типа всех ярких киноявлений было не отразить. Никаких мультимедийных средств, планшетов же еще не было. И мы, чтобы никого из мастеров не обидеть и соблюсти объективность, заложили в экспозиционный план принцип ротации - по срокам, по датам менять содержание экспозиции несколько раз в год, чтобы все значимые работы и их создатели предстали перед посетителями музея в полном объеме.
— А денег-то хватило?
— Получили всего треть от необходимого, поэтому реализовали экспозиционный план фрагментарно. Но и этого хватило, чтобы с 2002 года начать систематическое обслуживание посетителей музея на возмездной основе. И надо сказать, что за первый год наши доходы увеличились в разы. Мы привлекали уникальностью. Чего стоит, допустим, наша первая выставка "Поэтический аргумент". Представлялись костюмы и реквизит к фильму в постановке Юрия Елхова "Анастасия Слуцкая", знакомство с которыми в 90% случаев заканчивалось желанием сразу же посмотреть сам фильм в кинозале музея. Эта связка успешно работала почти год. Еще дольше - в случае с экспонированием материалов уникального кукольного фильма режиссера Михаила Тумели "Волшебная свирель".
— И кто чаще всего приходит в музей?
— С учетом ретропоказов более половины наших посетителей за эти годы – это "заслуженные кинозрители", т.е. взрослые люди, совершенно разные по социальному положению, возрасту и полу. Женщин, конечно, больше, но это общемировая тенденция.
И наша профильная задача включать в современный культурный контекст все лучшее, что было сделано в истории кино, удивительным образом совпадала с их желанием еще раз испытать те чувства и эмоции, которые много лет назад вызвали просмотры тех или иных классических фильмов, теперь "памятников кинокультуры". Знаете, что в первые 10 лет вызывало у нас основные скандалы и жалобы? Отсутствие билетов на объявленные показы! Ведь на программы типа "Трофейное кино" зрители приезжали и из других городов. А билеты часто расхватывали на весь месяц в первые дни их продажи. Удовлетворяя спрос на киноклассику, мы показали за 20 лет около 250 разнообразных юбилейных, персональных, тематических, жанровых ретроспектив, почти треть которых организовывалась по заказам "почтенной публики".
© Sputnik / Евгений Огурцов-КржижановскийЭкспозиция Музея кино
Экспозиция Музея кино - Sputnik Беларусь, 1920, 27.09.2022
Экспозиция Музея кино
— Ретропоказы - довольно традиционная форма работы, так работают все музеи кино мира. Но ведь есть и мероприятия, связанные с юбилейными и иными знаковыми датами в истории белорусского кино?

Музей как дом кино

— Для этого мы составляем ежегодный кинокалендарь и пунктуально за ним следуем. Вот недавно 80-летие Вячеслава Никифорова отметили. Людей пришло немало, и это была элитная публика с заслугами перед страной и обществом. Также заинтересованно ранее проходили юбилейные показы фильмов Игоря Волчека, Валерия Рубинчика, Льва Голуба…
— Не кажется ли Вам, Игорь Олегович, что наш музей кино дополнительно исполняет еще одну важную функцию, кроме просветительской и учебной? Он, в отсутствии Дома кино, стал местом общения кинематографистов, местом встреч, дискуссий, обсуждений новых работ, задумок: то есть того "высокохудожественного трепа", из которого рождаются порой истинные шедевры. Я ошибаюсь?
— Можно сказать и так. Это действительно чуть ли не единственное место общения белорусских кинематографистов, когда мы проводим творческие вечера с приглашением наших, российских и зарубежных мастеров кино.

Подготовка к столетию белорусского кино

— В конце 2024 года страна отметит весьма солидную дату: 100-летие белорусского кино! Чем порадуете публику?
— Да, столетие чего бы то ни было можно отметить только один раз в жизни. Другого шанса нет. Поэтому готовиться надо уже сейчас. Предстоит подготовить годовую программу показов нашей киноклассики, минимум две выставки для показа в Москве, одна из которых должна экспонироваться в Центральном музее кино России.
— Это будет чисто ваша экспозиция?
— Тут важно понять, что из сугубо ведомственной структуры, когда мы были лишь "эскизом будущего музея", мы сначала в 2005 году стали филиалом Государственного музея театрального и музыкального искусства, а в 2014 – филиалом Национального исторического музея Республики Беларусь. Изменения статуса резко повысили наши возможности и результативность работы.
Появился даже международный вектор: наши выставки "под новой крышей" освоили не одну зарубежную площадку, принося имиджевые дивиденды.
— Заграница – это хорошо, а в своей республике?
— Относительно недавно выставка "А улыбка осталась…" (по материалам анимационного фильма "Марк Шагал. Начало") успешно экспонировалась в Витебске и Лиозно. А сейчас уже почти полгода выставка к юбилею художника-аниматора Аллы Матюшевской показывается в Несвиже, вызывая устойчивый интерес посетителей. А это, как известно, один из туристических центров республики, куда едут люди буквально со всего мира.
- И все-таки, если можно, вернемся к мероприятиям по подготовке к 100-летию белорусского кино. Кроме показов и выездных выставок что еще?
— Должна обновиться основная экспозиция музея. Накопились материалы, появились новые технические и технологические возможности. Произошла цифровизация. Теперь на единицу площади мы с помощью интерактивных средств можем больше и качественней представить шедевры белорусских мастеров кино: как, что, когда и где происходило, то есть на более высоком уровне решать главные задачи музея. В случае одной из наших коллекций – киноплакатов 1920-х – 1930-х годов – эти современные подходы уже реализованы.

Белые пятна истории белорусского кино

— А вот научная составляющая музея, она есть?
— Конечно. Белых пятен в истории нашего кино достаточно. Ту же коллекцию киноплакатов к ранним белорусским фильмам (предмет нашей особой гордости) мы восстанавливали на протяжении 12 лет. Так получилось, что к моменту открытия музея в стране не осталось ни одного образца киноплакатного искусства того периода. А ведь плакат в то время имел огромное значение в плане популяризации фильмов, их кассового и зрительского успеха. Реклама шла сугубо через киноплакат, т.е. для большинства кинозрителей это был единственный источник информации о новых фильмах.
— Ну и что, стерли "белое пятно" с плакатов 20-х годов? (Для справки. Первоначально текст с изображением назывался художественной афишей, а потом ее начали называть плакатом и это название у музейщиков сохранилось до сих пор. Афиша – это сугубо текстовая рекламная продукция.)
— Да, находили наши плакаты в фондах библиотек и архивов Москвы, Санкт-Петербурга и Киева, а потом перетягивали их сюда. Использовались очень сложные механизмы, т.к. никто не хотел просто так отдавать. Зато теперь посетители экспозиции в специальной зоне углубленного изучения материала могут через интерактивное приложение совершить "путешествие" в мир кино 1920-х – 1930-годов. Кнопку нажал и смотри-читай. Круто?
— Здорово, ничего не скажешь.
— Мы ведь проводим не только обзорные, но и углубленные экскурсии, даже для одного человека, который может задать сколько угодно вопросов, и ты должен на все дать исчерпывающий ответ.

Кадры решают все

— И каков ныне штат музея?
— Увы, я и еще одна сотрудница на полставки (не считая кассира, смотрителя, коменданта и уборщицы).
— А кто же всю профильную работу делает: экскурсии ведет, кино показывает и так далее?
— Ваш покорный слуга и полставочница, кто же еще? Тут к месту будет сделать одно отступление. Казалось бы, для создания уникального культурного объекта сделано так много. Сколько людей принимало участие в его судьбе!? Сколько эмоций, душевных и физических сил потрачено, чтобы получить все то, что сегодня работает и дает людям радость и знания, возможность перенестись в прошлое, чтобы понять настоящее и заглянуть в будущее!? Чтобы потенциал музея раскрылся полностью, и те возможности, которые дает статус филиала Национального исторического музея, были бы реализованы, остается сделать один шаг.
— И вы знаете, что надо для этого сделать?
— Расширить штат музея до хотя бы до шести научных сотрудников, чтобы у нас возникла минимальная структура и движение шло бы одновременно по всем направлениям музейной работы. Фактически, последние годы мы только выполняем план платных услуг, не доведя экспозицию до задуманного уровня. Был бы у нас штат, как в музее театральной и музыкальной культуры, мы бы сделали гораздо больше. Потенциал же позволяет! Выставочная, экскурсионная, фондовая должна вестись не от случая к случаю, а постоянно. Для этого нужно распределение обязанностей, т.е. больший штат.
— Игорь Олегович, а вы уверены, что минчане и гости города действительно нуждаются в таком музее как ваш?
— Во-первых, во всех странах мира с богатой историей собственного кинопроизводства музеи кино являются украшением культурного ландшафта, а в некоторых странах их насчитывается в разных городах по 3 - 5 и даже 7! Очевидно, что музеи кино – это гордость страны, ее престиж и достоинство. Посмотрите, что представляет собой Центральный музей кино России. Шикарное здание на территории ВДНХ со множество просмотровых, экспозиционных и выставочных залов, плюс фильмотека, депозитарий… Почти сотня сотрудников. Завидно, конечно! Во-вторых, загляните в журнал отзывов, которые оставляют наши посетители…
— И все-таки, чего в первую очередь не хватает нашему музею кино?
— Лозунг "Кадры решают все" с повестки не снят. Музей кино имеет свою специфику, его сотрудник должен быть специалистом-музейщиком и киноведом одновременно.
— Таких специалистов, как я знаю, в Беларуси не готовят?
— Пока нет, но на базе факультета экранных искусств нашей Академии вполне можно набрать группу из шести человек и подготовить нужные кадры по специальной программе. Преподаватели для этого есть. А недостающих пригласили бы для прочтения спецкурсов с истфака БГУ. Пока выпускники других вузов, которые приходят к нам, не задерживаются больше двух лет и уходят: кто петь и танцевать, кто преподавать. Почему? Не знают предмета – историю кино, основы кинопроизводства. К тому же практика требует от сотрудников быть не только киноведом, знать музейные технологии, но и владеть иностранными языками, основами графического дизайнера… Взять таких, так сказать, по объявлению практически невозможно!
— А были у вас периоды, когда складывался более дееспособный коллектив?
— Когда в штате было два с половиной научных сотрудника, мы обслуживали ежегодно почти 25 тысяч посетителей!

Феномен кинематографа как искусства широких масс

— Однако, господин заведующий, музей не производит впечатления проблемного предприятия. Вы очень умело скрываете недостаток кадров. Я посмотрел "Книгу отзывов" - хвалят музей и география лайков довольно обширная: множество российских городов, белорусы и даже Австралия.
— Руководителей по нынешним временам не принято хвалить, но, честно говоря, я восхищен, как заведующий с одной полставочницей управляется со столь сложным хозяйством. Я сейчас просто перечислю основные объекты музея. Для посетителей 7 дней в неделю открыты:
на 1 этаже – кинозал на 40 мест, где группам и в индивидуальном порядке демонстрируются
фильмы, различные ретроспективы и ретропрограммы на основе музейного кино(видео)фонда;
на 2 этаже – экспозиционный зал (140 м2), где размещена постоянная экспозиция, проводятся
экскурсии;
на 3 этаже – выставочный зал (90 м2), где организуются разнообразные персональные
тематические художественные выставки.
К слову, на третьем этаже сейчас экспонируется выставка к юбилею Марка Шагала на основе мультипликационного фильма "Марк Шагал. Начало". Это выставка уже побывала в ряде стран. Что же касается главного помещения музея (его кинозала), то он стилизован под ретрокинотеатр прошлого века — это своеобразное "сердце музея", где пульсирует жизнь и, как с космодрома корабли, улетают зрители в прошлое под стрекотание старенького кинопроектора.

Хранитель ценностей белорусского кино

— В книге отзывов не только вас хвалят, но и говорят о необычности музея. В чем она?
— В наличии второй, экранной, экспозиции, которая требует не меньше усилий, чем предметная. В этом специфика и сложность музея кино, но и его привлекательность. Цифровая эпоха нам помогает, но все равно объем работ велик: требуется ежемесячно составлять программу показов, снабжать включенные в нее фильмы научными аннотациями, находить качественные копии фильмов, готовить кинопроекционную аппаратуру и управлять ею во время показа, произносить вступительное слово перед сеансом. Одним словом, это полноценная работа минимум для одного научного сотрудника. Если мы хотим, чтобы было не стыдно за конечный результат!
— Игорь Олегович, я знаю, что вы из киношной семьи, и ваш отец, тот самый легендарный кинооператор Олег Авдеев, который снял, в частности, культовую картину "Девочка ищет отца", ставшую синонимом зрительского успеха и до сих пор находящуюся в первой тройке лидеров белорусского кинопроката, многие другие фильмы. А мама — известнейшая в стране кинокритик, доктор искусствоведения, профессор Бондарева Ефросинья Леонидовна – гроза бездарностей и ленивых студентов. Сами-то как в кино оказались?
— Отец частенько приводил меня на съемочную площадку. Иногда снимался в массовке. Как сейчас помню, платили по полтора рубля за съемочный день. Потом был журфак БГУ, заводская многотиражка и, наконец, "Чырвоная змена" отдел культуры. Откуда и поступил в аспирантуру при Институте искусствоведения этнографии и фольклора Академии наук Беларуси. Тогда же появилась идея создания каталога-справочника "Все белорусские фильмы", реализации которой я и посвятил много лет: первый том появился в 1996, второй - в 2000 году. Каталогизация кинофонда была тогда модным трендом мирового масштаба. К тому же, как показало время, весьма полезным. Продолжение этой работы прервали заботы о музее кино…
Вместо эпилога: мне кажется, что сама судьба вела Игоря Авдеева в музей кино, давая по жизни столь разнообразные знания и умения. Знаменитая кинематографическая семья, журфак и киноведческая аспирантура со стажировкой во ВГИКе, работа над каталогом белорусских фильмов сделали из него профессионала с большой буквы. Однако совершенно прав Игорь Олегович: если в ближайшее время не решить проблему кадров, то последний бастион белорусского кино падет и вместо близкой победы многолетние труды обратятся в ничто. Сизиф в очередной раз не докатит свой камень до вершины. А людям этот музей нравится, в него ходят и его любят, а значит – белорусское кино будет жить!
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в Дзен.Новости и читайте наш канал в Дзен!
Лента новостей
0