Фото

К 80-летию Михаила Пташука: лучшие работы легендарного режиссера

Подписаться
С именем Пташука связана целая эпоха в белорусском кино, среди его самых известных работ картины "Знак беды", "Чёрный замок Ольшанский", "В августе 44-го…".
Будущий кинорежиссер родился 28 января 1943 года в землянке в оккупированной немецкими захватчиками деревне Федюки Ляховичского района Брестской области. Война была в его жизни с рождения и стала главной темой творчества.
Окончив Московское театральное училище имени Бориса Щукина, Пташук поступил на Высшие режиссерские курсы Госкино СССР в мастерской Георгия Данелия.
Дипломная работа Пташука "Про Витю, про Машу и морскую пехоту" (1973) принесла ему два Гран-при международных кинофестивалей и всесоюзную славу. Режиссера пригласили в Госкино и предложили перебраться в Минск. Так началось его многолетнее сотрудничество с Беларусьфильмом.
© СБ. Беларусь сегодня

В своем дневнике Михаил Пташук писал: "Все, что я снял, имеет отношение к истории белорусской литературы ХХ века. И Владимир Короткевич, и Иван Шамякин, и Василь Быков — это уже история. В каждом фильме, снятом по произведениям этих писателей, есть частица меня самого, моей матери, соседей — людей, среди которых я вырос. Если внимательно посмотреть мои фильмы, то можно убедиться, что в каждом из них одна и та же изба по планировке. Читая повесть "Знак беды", я видел свой дом, в котором вырос и из которого так рано ушел "в люди". Мне не надо было ничего придумывать. Все герои двигались по моему федюковскому дому. Мне было легко с ними, я знал каждый их шаг, поэтому мизансцены рождались сами, легко принимались актерами".

В своем дневнике Михаил Пташук писал: "Все, что я снял, имеет отношение к истории белорусской литературы ХХ века. И Владимир Короткевич, и Иван Шамякин, и Василь Быков — это уже история. В каждом фильме, снятом по произведениям этих писателей, есть частица меня самого, моей матери, соседей — людей, среди которых я вырос. Если внимательно посмотреть мои фильмы, то можно убедиться, что в каждом из них одна и та же изба по планировке. Читая повесть "Знак беды", я видел свой дом, в котором вырос и из которого так рано ушел "в люди". Мне не надо было ничего придумывать. Все герои двигались по моему федюковскому дому. Мне было легко с ними, я знал каждый их шаг, поэтому мизансцены рождались сами, легко принимались актерами". - Sputnik Беларусь
1/13

В своем дневнике Михаил Пташук писал: "Все, что я снял, имеет отношение к истории белорусской литературы ХХ века. И Владимир Короткевич, и Иван Шамякин, и Василь Быков — это уже история. В каждом фильме, снятом по произведениям этих писателей, есть частица меня самого, моей матери, соседей — людей, среди которых я вырос. Если внимательно посмотреть мои фильмы, то можно убедиться, что в каждом из них одна и та же изба по планировке. Читая повесть "Знак беды", я видел свой дом, в котором вырос и из которого так рано ушел "в люди". Мне не надо было ничего придумывать. Все герои двигались по моему федюковскому дому. Мне было легко с ними, я знал каждый их шаг, поэтому мизансцены рождались сами, легко принимались актерами".

© Sputnik

Кадр из художественного фильма "Возьму твою боль".

Кадр из художественного фильма "Возьму твою боль". - Sputnik Беларусь
2/13

Кадр из художественного фильма "Возьму твою боль".

© Беларусьфильм (1983)

"Черный замок Ольшанский" по роману белорусского писателя Владимира Короткевича Пташук снял в 1984 году. В Гольшанах, где происходят события романа) их ждали одни развалины. Замок снимали в Украине: в Хотине, в Каменце-Подольском, а улицы и подвалы под костелами — во Львове. В Минске построили всего одну декорацию в павильоне.

"Черный замок Ольшанский" по роману белорусского писателя Владимира Короткевича Пташук снял в 1984 году. В Гольшанах, где происходят события романа) их ждали одни развалины. Замок снимали в Украине: в Хотине, в Каменце-Подольском, а улицы и подвалы под костелами — во Львове. В Минске построили всего одну декорацию в павильоне. - Sputnik Беларусь
3/13

"Черный замок Ольшанский" по роману белорусского писателя Владимира Короткевича Пташук снял в 1984 году. В Гольшанах, где происходят события романа) их ждали одни развалины. Замок снимали в Украине: в Хотине, в Каменце-Подольском, а улицы и подвалы под костелами — во Львове. В Минске построили всего одну декорацию в павильоне.

© Беларусьфильм (1983)

Кинооператор Татьяна Логинова, работавшая с Пташуком над фильмами снимала "Черный замок Ольшанский" и "Знак беды" отмечала, что именно сцены прошлого выразительнее всего получились на экране. Например, та, где главного героя Антона Космича пытают на деревянном колесе.

Кинооператор Татьяна Логинова, работавшая с Пташуком над фильмами снимала "Черный замок Ольшанский" и "Знак беды" отмечала, что именно сцены прошлого выразительнее всего получились на экране. Например, та, где главного героя Антона Космича пытают на деревянном колесе.   - Sputnik Беларусь
4/13

Кинооператор Татьяна Логинова, работавшая с Пташуком над фильмами снимала "Черный замок Ольшанский" и "Знак беды" отмечала, что именно сцены прошлого выразительнее всего получились на экране. Например, та, где главного героя Антона Космича пытают на деревянном колесе.

© Беларусьфильм (1983)

"Ну и, конечно, гениально сыгравший душевно больного Лопотуху Геннадий Гарбук, - вспоминала Логинова. - Помню, как снимали сцену: ручная камера, я в толпе, массовка вошла в раж - эмоциональный Пташук кричит: "Еще! Еще!" А меня с камерой буквально несет эта слабоуправляемая толпа".

"Ну и, конечно, гениально сыгравший душевно больного Лопотуху Геннадий Гарбук, - вспоминала Логинова. - Помню, как снимали сцену: ручная камера, я в толпе, массовка вошла в раж - эмоциональный Пташук кричит: "Еще! Еще!" А меня с камерой буквально несет эта слабоуправляемая толпа". - Sputnik Беларусь
5/13

"Ну и, конечно, гениально сыгравший душевно больного Лопотуху Геннадий Гарбук, - вспоминала Логинова. - Помню, как снимали сцену: ручная камера, я в толпе, массовка вошла в раж - эмоциональный Пташук кричит: "Еще! Еще!" А меня с камерой буквально несет эта слабоуправляемая толпа".

© "КП в Беларуси" / из архива Татьяны Логиновой

Для съемок по повести Быкова "Знак беды" выбрали родные места Пташука, снимали под Барановичами на нежилом хуторе. Сначала решили, что в картине должны играть только белорусские актеры. И если с Геннадием Гарбуком вопросов не было — он идеально подходил на роль Петрака, то Степаниду искали долго. В какой-то момент ассистент режиссера по актерам предложил московскую актрису Нину Русланову.

Для съемок по повести Быкова "Знак беды" выбрали родные места Пташука, снимали под Барановичами на нежилом хуторе. Сначала решили, что в картине должны играть только белорусские актеры. И если с Геннадием Гарбуком вопросов не было — он идеально подходил на роль Петрака, то Степаниду искали долго. В какой-то момент ассистент режиссера по актерам предложил московскую актрису Нину Русланову.   - Sputnik Беларусь
6/13

Для съемок по повести Быкова "Знак беды" выбрали родные места Пташука, снимали под Барановичами на нежилом хуторе. Сначала решили, что в картине должны играть только белорусские актеры. И если с Геннадием Гарбуком вопросов не было — он идеально подходил на роль Петрака, то Степаниду искали долго. В какой-то момент ассистент режиссера по актерам предложил московскую актрису Нину Русланову.

© "КП в Беларуси" / из архива Татьяны Логиновой

Пташук писал: "Я всегда говорю, что артисты растут на больших ролях, а режиссеры — на большой литературе и выдающихся артистах. Все мои фильмы заселены прекрасными актерами: Олег Ефремов, Александр Абдулов, Нина Русланова, Геннадий Гарбук, Владимир Гостюхин, Виктор Проскурин и, конечно же, люди, с которыми я снял свои любимые фильмы. Уже только одно общение с ними доставляет удовольствие, потому что у этих талантливых людей свой угол зрения не только на профессию, но и на роль и фильм в целом. Не скрою, я много раз оказывался не готов к общению с ними, но они приучили меня готовиться к этим встречам, придумывать варианты решения той или иной сцены".

Пташук писал: "Я всегда говорю, что артисты растут на больших ролях, а режиссеры — на большой литературе и выдающихся артистах. Все мои фильмы заселены прекрасными актерами: Олег Ефремов, Александр Абдулов, Нина Русланова, Геннадий Гарбук, Владимир Гостюхин, Виктор Проскурин и, конечно же, люди, с которыми я снял свои любимые фильмы. Уже только одно общение с ними доставляет удовольствие, потому что у этих талантливых людей свой угол зрения не только на профессию, но и на роль и фильм в целом. Не скрою, я много раз оказывался не готов к общению с ними, но они приучили меня готовиться к этим встречам, придумывать варианты решения той или иной сцены". - Sputnik Беларусь
7/13

Пташук писал: "Я всегда говорю, что артисты растут на больших ролях, а режиссеры — на большой литературе и выдающихся артистах. Все мои фильмы заселены прекрасными актерами: Олег Ефремов, Александр Абдулов, Нина Русланова, Геннадий Гарбук, Владимир Гостюхин, Виктор Проскурин и, конечно же, люди, с которыми я снял свои любимые фильмы. Уже только одно общение с ними доставляет удовольствие, потому что у этих талантливых людей свой угол зрения не только на профессию, но и на роль и фильм в целом. Не скрою, я много раз оказывался не готов к общению с ними, но они приучили меня готовиться к этим встречам, придумывать варианты решения той или иной сцены".

© Беларусьфильм (1988)

В 1989-м на экраны вышел "Наш бронепоезд". События фильма разворачиваются в майские дни 1966 года. Николай Дмитриевич Кузнецов, ветеран Великой Отечественной войны, выезжает с семьей на природу. Там они встречают другую семью отдыхающих и решают расположиться вместе. Неожиданно глава другого семейства узнает в Николае Дмитриевиче бывшего лагерного охранника.

В 1989-м на экраны вышел "Наш бронепоезд". События фильма разворачиваются в майские дни 1966 года. Николай Дмитриевич Кузнецов, ветеран Великой Отечественной войны, выезжает с семьей на природу. Там они встречают другую семью отдыхающих и решают расположиться вместе. Неожиданно глава другого семейства узнает в Николае Дмитриевиче бывшего лагерного охранника. - Sputnik Беларусь
8/13

В 1989-м на экраны вышел "Наш бронепоезд". События фильма разворачиваются в майские дни 1966 года. Николай Дмитриевич Кузнецов, ветеран Великой Отечественной войны, выезжает с семьей на природу. Там они встречают другую семью отдыхающих и решают расположиться вместе. Неожиданно глава другого семейства узнает в Николае Дмитриевиче бывшего лагерного охранника.

© СБ. Беларусь сегодня

В 1989 году Михаил Пташук организует Белорусскую независимую студию при Союзе кинематографистов республики и становится ее художественным руководителем.

Режиссер создал более 30 фильмов, но знаковой стала работа над лентой "В августе 44-го...".

В 1989 году Михаил Пташук организует Белорусскую независимую студию при Союзе кинематографистов республики и становится ее художественным руководителем. Режиссер создал более 30 фильмов, но знаковой стала работа над лентой "В августе 44-го...". - Sputnik Беларусь
9/13

В 1989 году Михаил Пташук организует Белорусскую независимую студию при Союзе кинематографистов республики и становится ее художественным руководителем.

Режиссер создал более 30 фильмов, но знаковой стала работа над лентой "В августе 44-го...".

© СБ. Беларусь сегодня

Военная драма "В августе 44-го", снятая в 2000 году по мотивам романа Владимира Богомолова "Момент истины", стала общепризнанным белорусским блокбастером. Фильм белорусско-российского производства рассказывает о деятельности контрразведки и розыске шпионов на территории Беларуси в конце войны. Замечательный актерский состав (Владислав Галкин, Евгений Миронов, Алексей Петренко и другие) и мастерство режиссера сделали киноленту культовой.

Военная драма "В августе 44-го", снятая в 2000 году по мотивам романа Владимира Богомолова "Момент истины", стала общепризнанным белорусским блокбастером. Фильм белорусско-российского производства рассказывает о деятельности контрразведки и розыске шпионов на территории Беларуси в конце войны. Замечательный актерский состав (Владислав Галкин, Евгений Миронов, Алексей Петренко и другие) и мастерство режиссера сделали киноленту культовой. - Sputnik Беларусь
10/13

Военная драма "В августе 44-го", снятая в 2000 году по мотивам романа Владимира Богомолова "Момент истины", стала общепризнанным белорусским блокбастером. Фильм белорусско-российского производства рассказывает о деятельности контрразведки и розыске шпионов на территории Беларуси в конце войны. Замечательный актерский состав (Владислав Галкин, Евгений Миронов, Алексей Петренко и другие) и мастерство режиссера сделали киноленту культовой.

© Беларусьфильм (2000)

"Это было безумие, просто безумие. Даже офицеры говорили, что у них на учениях легче, чем у меня на съемках. Около 800 солдат привозили к 7 утра, всех надо было переодеть и выдать оружие. Колонна растягивалась на 1,5 километра. И вот представьте, сколько занимало времени, чтобы снять один дубль, потом развернуть всю эту армаду и вернуть на исходные позиции! И так две недели - да еще и жара стояла невероятная, не только люди не выдерживали - машины ломались. А надо заметить, что для съемок со всего бывшего Советского Союза собрали 24 единицы ЗИЛ-157. В первый же день, как только за руль "полуторки" посадили актера, он умудрился врезаться во впереди идущую машину. Поэтому пришлось отказаться от актера и посадить в кабину каскадера. К концу съемочного дня из 70 машин "в живых" оставалось только 20. Их ремонтировали и привозили снова", - рассказывал Пташук.

"Это было безумие, просто безумие. Даже офицеры говорили, что у них на учениях легче, чем у меня на съемках. Около 800 солдат привозили к 7 утра, всех надо было переодеть и выдать оружие. Колонна растягивалась на 1,5 километра. И вот представьте, сколько занимало времени, чтобы снять один дубль, потом развернуть всю эту армаду и вернуть на исходные позиции! И так две недели - да еще и жара стояла невероятная, не только люди не выдерживали - машины ломались. А надо заметить, что для съемок со всего бывшего Советского Союза собрали 24 единицы ЗИЛ-157. В первый же день, как только за руль "полуторки" посадили актера, он умудрился врезаться во впереди идущую машину. Поэтому пришлось отказаться от актера и посадить в кабину каскадера. К концу съемочного дня из 70 машин "в живых" оставалось только 20. Их ремонтировали и привозили снова", - рассказывал Пташук. - Sputnik Беларусь
11/13

"Это было безумие, просто безумие. Даже офицеры говорили, что у них на учениях легче, чем у меня на съемках. Около 800 солдат привозили к 7 утра, всех надо было переодеть и выдать оружие. Колонна растягивалась на 1,5 километра. И вот представьте, сколько занимало времени, чтобы снять один дубль, потом развернуть всю эту армаду и вернуть на исходные позиции! И так две недели - да еще и жара стояла невероятная, не только люди не выдерживали - машины ломались. А надо заметить, что для съемок со всего бывшего Советского Союза собрали 24 единицы ЗИЛ-157. В первый же день, как только за руль "полуторки" посадили актера, он умудрился врезаться во впереди идущую машину. Поэтому пришлось отказаться от актера и посадить в кабину каскадера. К концу съемочного дня из 70 машин "в живых" оставалось только 20. Их ремонтировали и привозили снова", - рассказывал Пташук.

© Беларусьфильм (2000)

Однако злой рок будто бы преследовал картину: скандалы во время съемок, нехватка финансирования. Фильм вышел на экраны только в 2002-м.

Однако главная трагедия случилась после выхода ленты. 26 апреля 2002 года, по пути на присуждение премии "Ника" (фильм был заявлен в шести номинациях) Михаил Пташук погиб в Москве в автомобильной катастрофе. Прямо со сцены "Ники" озвучили страшную новость: машина, в которой ехал белорусский режиссер, вылетела на встречную полосу. И водитель, и пассажир погибли.

Однако злой рок будто бы преследовал картину: скандалы во время съемок, нехватка финансирования. Фильм вышел на экраны только в 2002-м.Однако главная трагедия случилась после выхода ленты. 26 апреля 2002 года, по пути на присуждение премии "Ника" (фильм был заявлен в шести номинациях) Михаил Пташук погиб  в Москве в автомобильной катастрофе. Прямо со сцены "Ники" озвучили страшную новость: машина, в которой ехал белорусский режиссер, вылетела на встречную полосу. И водитель, и пассажир погибли.  - Sputnik Беларусь
12/13

Однако злой рок будто бы преследовал картину: скандалы во время съемок, нехватка финансирования. Фильм вышел на экраны только в 2002-м.

Однако главная трагедия случилась после выхода ленты. 26 апреля 2002 года, по пути на присуждение премии "Ника" (фильм был заявлен в шести номинациях) Михаил Пташук погиб в Москве в автомобильной катастрофе. Прямо со сцены "Ники" озвучили страшную новость: машина, в которой ехал белорусский режиссер, вылетела на встречную полосу. И водитель, и пассажир погибли.

© СБ. Беларусь сегодня

Дочь кинорежиссера Лика вспоминала: "Наша последняя встреча… Он приехал из Лос-Анджелеса, из Голливуда, где снимал свой последний фильм ("Песня розы" - Sputnik). Утром звонок от отца, в телефонной трубке бодрый, радостный голос: "Доча, я приехал на один день, завтра уезжаю в Москву на "Нику", потом оттуда лечу в Мексику на фестиваль, а потом снова в Америку, мне предлагают там новый проект, а также преподавание в киноакадемии, долго не увидимся, срочно приезжайте!" Едва мы перешагнули порог квартиры родителей, утонули в объятиях отца. Радостный, маленький тогда, мой сын Мишка возился с американскими игрушками, а отец, буквально захлебываясь от счастья, рассказывал: "Я нашел в Голливуде звук, который искал всю жизнь и не мог найти нигде. Я нашел звук смерти!" Этот звук был его воспоминанием детства, он рассказывал, когда срубили сад возле его дома в деревне, а над разрушенным гнездом летала и "плакала" птица. В отцовских воспоминаниях этот звук — плач птицы — навсегда остался символом смерти, он его искал всю жизнь, не мог найти на нашей киностудии и наконец нашел в Америке…".

Дочь кинорежиссера Лика вспоминала: "Наша последняя встреча… Он приехал из Лос-Анджелеса, из Голливуда, где снимал свой последний фильм ("Песня розы" - Sputnik). Утром звонок от отца, в телефонной трубке бодрый, радостный голос: "Доча, я приехал на один день, завтра уезжаю в Москву на "Нику", потом оттуда лечу в Мексику на фестиваль, а потом снова в Америку, мне предлагают там новый проект, а также преподавание в киноакадемии, долго не увидимся, срочно приезжайте!" Едва мы перешагнули порог квартиры родителей, утонули в объятиях отца. Радостный, маленький тогда, мой сын Мишка возился с американскими игрушками, а отец, буквально захлебываясь от счастья, рассказывал: "Я нашел в Голливуде звук, который искал всю жизнь и не мог найти нигде. Я нашел звук смерти!" Этот звук был его воспоминанием детства, он рассказывал, когда срубили сад возле его дома в деревне, а над разрушенным гнездом летала и "плакала" птица. В отцовских воспоминаниях этот звук — плач птицы — навсегда остался символом смерти, он его искал всю жизнь, не мог найти на нашей киностудии и наконец нашел в Америке…". - Sputnik Беларусь
13/13

Дочь кинорежиссера Лика вспоминала: "Наша последняя встреча… Он приехал из Лос-Анджелеса, из Голливуда, где снимал свой последний фильм ("Песня розы" - Sputnik). Утром звонок от отца, в телефонной трубке бодрый, радостный голос: "Доча, я приехал на один день, завтра уезжаю в Москву на "Нику", потом оттуда лечу в Мексику на фестиваль, а потом снова в Америку, мне предлагают там новый проект, а также преподавание в киноакадемии, долго не увидимся, срочно приезжайте!" Едва мы перешагнули порог квартиры родителей, утонули в объятиях отца. Радостный, маленький тогда, мой сын Мишка возился с американскими игрушками, а отец, буквально захлебываясь от счастья, рассказывал: "Я нашел в Голливуде звук, который искал всю жизнь и не мог найти нигде. Я нашел звук смерти!" Этот звук был его воспоминанием детства, он рассказывал, когда срубили сад возле его дома в деревне, а над разрушенным гнездом летала и "плакала" птица. В отцовских воспоминаниях этот звук — плач птицы — навсегда остался символом смерти, он его искал всю жизнь, не мог найти на нашей киностудии и наконец нашел в Америке…".

О том, как Михаил Пташук снимал фильм "Знак Беды", читайте в материал Sputnik >>
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в Дзен.Новости и читайте наш канал в Дзен!
Также на Sputnik:
Стала известна стоимость нового кинопроекта "Беларусьфильма"
А вы все смотрели? Лучшие белорусские фильмы
Лента новостей
0