Имя белорусского балета: к юбилею Елизарьева
Количество наград мастера уже давно исчисляется десятками, но самой дорогой Валентин Елизарьев считает премию Международной ассоциации танца Benois de la Dance – за национальный балет "Страсти" ("Рогнеда").
![Количество наград мастера уже давно исчисляется десятками, но самой дорогой Валентин Елизарьев считает премию Международной ассоциации танца Benois de la Dance – за национальный балет "Страсти" ("Рогнеда"). Количество наград мастера уже давно исчисляется десятками, но самой дорогой Валентин Елизарьев считает премию Международной ассоциации танца Benois de la Dance – за национальный балет "Страсти" ("Рогнеда"). - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e5/05/0f/1047632679_0:0:3000:2032_600x0_80_0_1_5cd7157069622107b65ab890dd1cccb5.jpg)
Количество наград мастера уже давно исчисляется десятками, но самой дорогой Валентин Елизарьев считает премию Международной ассоциации танца Benois de la Dance – за национальный балет "Страсти" ("Рогнеда").
Валентин Елизарьев стал главным балетмейстером Государственного академического Большого театра оперы и балеты БССР в 26 лет в 1973 году. И уже через три года получил звание Заслуженного деятеля искусств Белорусской ССР.
"Я не планировал здесь задержаться. Думал, что приеду, поставлю один спектакль и уеду, а остался на всю жизнь. Полюбил театр, труппу, город, ко мне здесь очень хорошо отнеслись", - рассказывал Елизарьев в интервью Sputnik.
![Валентин Елизарьев стал главным балетмейстером Государственного академического Большого театра оперы и балеты БССР в 26 лет в 1973 году. И уже через три года получил звание Заслуженного деятеля искусств Белорусской ССР. "Я не планировал здесь задержаться. Думал, что приеду, поставлю один спектакль и уеду, а остался на всю жизнь. Полюбил театр, труппу, город, ко мне здесь очень хорошо отнеслись", - рассказывал Елизарьев в интервью Sputnik. Валентин Елизарьев стал главным балетмейстером Государственного академического Большого театра оперы и балеты БССР в 26 лет в 1973 году. И уже через три года получил звание Заслуженного деятеля искусств Белорусской ССР. "Я не планировал здесь задержаться. Думал, что приеду, поставлю один спектакль и уеду, а остался на всю жизнь. Полюбил театр, труппу, город, ко мне здесь очень хорошо отнеслись", - рассказывал Елизарьев в интервью Sputnik. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/103165/59/1031655944_0:0:3133:2047_600x0_80_0_1_00e2bd11ae5c8002db2abe3835fa44ab.jpg)
Валентин Елизарьев стал главным балетмейстером Государственного академического Большого театра оперы и балеты БССР в 26 лет в 1973 году. И уже через три года получил звание Заслуженного деятеля искусств Белорусской ССР.
"Я не планировал здесь задержаться. Думал, что приеду, поставлю один спектакль и уеду, а остался на всю жизнь. Полюбил театр, труппу, город, ко мне здесь очень хорошо отнеслись", - рассказывал Елизарьев в интервью Sputnik.
Первой постановкой Елизарьева стала "Кармен-сюита":
"Совершенно случайно мои личные планы совпали с планами руководства белорусского Большого: здесь уже думали поставить "Кармен-сюиту", правда, в хореографии Альберто Алонсо. Считаю, это было невероятным везением: я только защитил свою дипломную работу – а мне предлагают сделать спектакль на изумительную музыку Бизе–Щедрина!.. Конечно, я согласился. Потому что внутренне был готов принять этот вызов".
![Первой постановкой Елизарьева стала "Кармен-сюита":"Совершенно случайно мои личные планы совпали с планами руководства белорусского Большого: здесь уже думали поставить "Кармен-сюиту", правда, в хореографии Альберто Алонсо. Считаю, это было невероятным везением: я только защитил свою дипломную работу – а мне предлагают сделать спектакль на изумительную музыку Бизе–Щедрина!.. Конечно, я согласился. Потому что внутренне был готов принять этот вызов". Первой постановкой Елизарьева стала "Кармен-сюита":"Совершенно случайно мои личные планы совпали с планами руководства белорусского Большого: здесь уже думали поставить "Кармен-сюиту", правда, в хореографии Альберто Алонсо. Считаю, это было невероятным везением: я только защитил свою дипломную работу – а мне предлагают сделать спектакль на изумительную музыку Бизе–Щедрина!.. Конечно, я согласился. Потому что внутренне был готов принять этот вызов". - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/102196/53/1021965343_0:0:1455:2048_600x0_80_0_1_27421a003584dcab0b0c90ca1af3a199.jpg)
Первой постановкой Елизарьева стала "Кармен-сюита":
"Совершенно случайно мои личные планы совпали с планами руководства белорусского Большого: здесь уже думали поставить "Кармен-сюиту", правда, в хореографии Альберто Алонсо. Считаю, это было невероятным везением: я только защитил свою дипломную работу – а мне предлагают сделать спектакль на изумительную музыку Бизе–Щедрина!.. Конечно, я согласился. Потому что внутренне был готов принять этот вызов".
"После "Сотворения мира" меня пригласил к себе Машеров и сказал: "Мы перед вами в долгу". Я не понял, что это значит. Но через неделю я получил первую в жизни квартиру, смог привезти сюда семью", - рассказывал Елизарьев.
Легендарный балет "Сотворение мира", постановка 1976 года, принесла славу белорусскому балетному искусству. В 1977 году на первых гастролях балета из БССР в Варшавском большом театре после спектакля к Елизарьеву подошла группа католических священников, возглавлявший ее кардинал сказал: "Пан Елизарьев, я благодарю Вас за Бога на нашей варшавской сцене". Это был Кароль Войтыла, будущий Папа Римский Иоанн Павел II.
Постановку перезапустили в 2019 году в новой редакции.
!["После "Сотворения мира" меня пригласил к себе Машеров и сказал: "Мы перед вами в долгу". Я не понял, что это значит. Но через неделю я получил первую в жизни квартиру, смог привезти сюда семью", - рассказывал Елизарьев.Легендарный балет "Сотворение мира", постановка 1976 года, принесла славу белорусскому балетному искусству. В 1977 году на первых гастролях балета из БССР в Варшавском большом театре после спектакля к Елизарьеву подошла группа католических священников, возглавлявший ее кардинал сказал: "Пан Елизарьев, я благодарю Вас за Бога на нашей варшавской сцене". Это был Кароль Войтыла, будущий Папа Римский Иоанн Павел II.Постановку перезапустили в 2019 году в новой редакции. "После "Сотворения мира" меня пригласил к себе Машеров и сказал: "Мы перед вами в долгу". Я не понял, что это значит. Но через неделю я получил первую в жизни квартиру, смог привезти сюда семью", - рассказывал Елизарьев.Легендарный балет "Сотворение мира", постановка 1976 года, принесла славу белорусскому балетному искусству. В 1977 году на первых гастролях балета из БССР в Варшавском большом театре после спектакля к Елизарьеву подошла группа католических священников, возглавлявший ее кардинал сказал: "Пан Елизарьев, я благодарю Вас за Бога на нашей варшавской сцене". Это был Кароль Войтыла, будущий Папа Римский Иоанн Павел II.Постановку перезапустили в 2019 году в новой редакции. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/0a/1c/1068485190_0:0:3954:2048_600x0_80_0_1_6563f9b17c44a45699426d167e5ba980.jpg)
"После "Сотворения мира" меня пригласил к себе Машеров и сказал: "Мы перед вами в долгу". Я не понял, что это значит. Но через неделю я получил первую в жизни квартиру, смог привезти сюда семью", - рассказывал Елизарьев.
Легендарный балет "Сотворение мира", постановка 1976 года, принесла славу белорусскому балетному искусству. В 1977 году на первых гастролях балета из БССР в Варшавском большом театре после спектакля к Елизарьеву подошла группа католических священников, возглавлявший ее кардинал сказал: "Пан Елизарьев, я благодарю Вас за Бога на нашей варшавской сцене". Это был Кароль Войтыла, будущий Папа Римский Иоанн Павел II.
Постановку перезапустили в 2019 году в новой редакции.
"Считаю, что белорусская сцена – лучшая в Европе по своим возможностям. На ней можно творить чудеса!.. Неоднократно говорил, что мои первые впечатления от Минска – после Питера – были не самыми радужными. Но все сомнения улетучились, когда я вышел на сцену Большого театра Беларуси. На этом грандиозном полотне я должен был поставить спектакль!.."
!["Считаю, что белорусская сцена – лучшая в Европе по своим возможностям. На ней можно творить чудеса!.. Неоднократно говорил, что мои первые впечатления от Минска – после Питера – были не самыми радужными. Но все сомнения улетучились, когда я вышел на сцену Большого театра Беларуси. На этом грандиозном полотне я должен был поставить спектакль!.." "Считаю, что белорусская сцена – лучшая в Европе по своим возможностям. На ней можно творить чудеса!.. Неоднократно говорил, что мои первые впечатления от Минска – после Питера – были не самыми радужными. Но все сомнения улетучились, когда я вышел на сцену Большого театра Беларуси. На этом грандиозном полотне я должен был поставить спектакль!.." - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/102317/18/1023171864_0:0:2669:1876_600x0_80_0_1_845cc6eab45fd7025b52310902c0b4c1.jpg)
"Считаю, что белорусская сцена – лучшая в Европе по своим возможностям. На ней можно творить чудеса!.. Неоднократно говорил, что мои первые впечатления от Минска – после Питера – были не самыми радужными. Но все сомнения улетучились, когда я вышел на сцену Большого театра Беларуси. На этом грандиозном полотне я должен был поставить спектакль!.."
А потом, спустя 36 лет работы, был его шумный уход из театра. После капитального ремонта в театре ему предложили лишь место худрука. В директорское кресло, которое Елизарьев занимал много лет, сел очередной белорусский чиновник.
"Я прожил замечательные творческие годы в театре. Сейчас пытаюсь реализоваться в своих учениках. Шесть лет я уже вне театра. Уход, конечно, был для меня эмоциональным стрессом. Но я пережил это", — рассказывал он в 2016 году.
![А потом, спустя 36 лет работы, был его шумный уход из театра. После капитального ремонта в театре ему предложили лишь место худрука. В директорское кресло, которое Елизарьев занимал много лет, сел очередной белорусский чиновник."Я прожил замечательные творческие годы в театре. Сейчас пытаюсь реализоваться в своих учениках. Шесть лет я уже вне театра. Уход, конечно, был для меня эмоциональным стрессом. Но я пережил это", — рассказывал он в 2016 году. А потом, спустя 36 лет работы, был его шумный уход из театра. После капитального ремонта в театре ему предложили лишь место худрука. В директорское кресло, которое Елизарьев занимал много лет, сел очередной белорусский чиновник."Я прожил замечательные творческие годы в театре. Сейчас пытаюсь реализоваться в своих учениках. Шесть лет я уже вне театра. Уход, конечно, был для меня эмоциональным стрессом. Но я пережил это", — рассказывал он в 2016 году. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/102317/23/1023172369_0:0:3070:2046_600x0_80_0_1_42a469e47e360c81c7b2ca3a2b2fae1b.jpg)
А потом, спустя 36 лет работы, был его шумный уход из театра. После капитального ремонта в театре ему предложили лишь место худрука. В директорское кресло, которое Елизарьев занимал много лет, сел очередной белорусский чиновник.
"Я прожил замечательные творческие годы в театре. Сейчас пытаюсь реализоваться в своих учениках. Шесть лет я уже вне театра. Уход, конечно, был для меня эмоциональным стрессом. Но я пережил это", — рассказывал он в 2016 году.
Его возвращения стены Большого театра ждали почти десять лет. В 2018 году он вернулся - с новыми творческими планами и энергией. В эти годы он преподавал, ставил спектакли на сценах разных стан мира – от Египта до Японии. Прочувствовал, как театральная кухня "варится" в других странах, многое переосмыслил.
![Его возвращения стены Большого театра ждали почти десять лет. В 2018 году он вернулся - с новыми творческими планами и энергией. В эти годы он преподавал, ставил спектакли на сценах разных стан мира – от Египта до Японии. Прочувствовал, как театральная кухня "варится" в других странах, многое переосмыслил. Его возвращения стены Большого театра ждали почти десять лет. В 2018 году он вернулся - с новыми творческими планами и энергией. В эти годы он преподавал, ставил спектакли на сценах разных стан мира – от Египта до Японии. Прочувствовал, как театральная кухня "варится" в других странах, многое переосмыслил. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/103900/25/1039002534_0:0:3072:2048_600x0_80_0_1_35e6701990aa48f1ce68ee72e528c93d.jpg)
Его возвращения стены Большого театра ждали почти десять лет. В 2018 году он вернулся - с новыми творческими планами и энергией. В эти годы он преподавал, ставил спектакли на сценах разных стан мира – от Египта до Японии. Прочувствовал, как театральная кухня "варится" в других странах, многое переосмыслил.
А вот свое знаменитое откидное кресло, из которого смотрел когда-то все спектакли в кулисах, он так и не вернул: "Я теперь спектакли из зрительного зала смотрю. Другой охват. И представляю себя не только руководителем – зрителем. Мне важно почувствовать дыхание зала, услышать ту тишину, которую рождает спектакль. В каких постановках это происходит, а в каких – нет. И понять, почему этого таинства не случилось. И что необходимо, чтобы оно произошло…"
![А вот свое знаменитое откидное кресло, из которого смотрел когда-то все спектакли в кулисах, он так и не вернул: "Я теперь спектакли из зрительного зала смотрю. Другой охват. И представляю себя не только руководителем – зрителем. Мне важно почувствовать дыхание зала, услышать ту тишину, которую рождает спектакль. В каких постановках это происходит, а в каких – нет. И понять, почему этого таинства не случилось. И что необходимо, чтобы оно произошло…" А вот свое знаменитое откидное кресло, из которого смотрел когда-то все спектакли в кулисах, он так и не вернул: "Я теперь спектакли из зрительного зала смотрю. Другой охват. И представляю себя не только руководителем – зрителем. Мне важно почувствовать дыхание зала, услышать ту тишину, которую рождает спектакль. В каких постановках это происходит, а в каких – нет. И понять, почему этого таинства не случилось. И что необходимо, чтобы оно произошло…" - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/103900/33/1039003387_0:0:3072:2048_600x0_80_0_1_8f2eb8b7a60b6b988948832ba05a9647.jpg)
А вот свое знаменитое откидное кресло, из которого смотрел когда-то все спектакли в кулисах, он так и не вернул: "Я теперь спектакли из зрительного зала смотрю. Другой охват. И представляю себя не только руководителем – зрителем. Мне важно почувствовать дыхание зала, услышать ту тишину, которую рождает спектакль. В каких постановках это происходит, а в каких – нет. И понять, почему этого таинства не случилось. И что необходимо, чтобы оно произошло…"
Валентин Елизарьев всегда утверждал, что балет - это в первую очередь искусство мысли.
![Валентин Елизарьев всегда утверждал, что балет - это в первую очередь искусство мысли. Валентин Елизарьев всегда утверждал, что балет - это в первую очередь искусство мысли. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/104093/53/1040935356_0:0:3071:2048_600x0_80_0_1_06c62de0a390564e5deb7158f88cf616.jpg)
Валентин Елизарьев всегда утверждал, что балет - это в первую очередь искусство мысли.
Генеральный прогон новой редакции балета "Ромео и Джульетта" в постановке Валентина Елизарьева.
После возвращения Елизарьев перезапустил и такие свои легендарные постановки, как "Лебединое озеро", "Спящую красавицу", "Жизель", "Кармен-сюиту" и другие.
![Генеральный прогон новой редакции балета "Ромео и Джульетта" в постановке Валентина Елизарьева.После возвращения Елизарьев перезапустил и такие свои легендарные постановки, как "Лебединое озеро", "Спящую красавицу", "Жизель", "Кармен-сюиту" и другие. Генеральный прогон новой редакции балета "Ромео и Джульетта" в постановке Валентина Елизарьева.После возвращения Елизарьев перезапустил и такие свои легендарные постановки, как "Лебединое озеро", "Спящую красавицу", "Жизель", "Кармен-сюиту" и другие. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/103900/26/1039002680_0:0:3072:2048_600x0_80_0_1_efa5503dcb86f9b6678233dbdf40a228.jpg)
Генеральный прогон новой редакции балета "Ромео и Джульетта" в постановке Валентина Елизарьева.
После возвращения Елизарьев перезапустил и такие свои легендарные постановки, как "Лебединое озеро", "Спящую красавицу", "Жизель", "Кармен-сюиту" и другие.
Октябрь этого года для театра и самого худрука был насыщенным. В столице Таиланд Бангкоке, на главной сцене, прошли гастроли балетной труппы - белорусский балет знают и любят в Таиланде.
После гастролей в Таиланде белорусские исполнители отправились в Москву, где на знаменитой сцене Большого театра исполнили оперу "Дикая охота короля Стаха" режиссера Анны Моторной и балет "Щелкунчик" в постановке худрука Большого театра Беларуси Валентина Елизарьева.
![Октябрь этого года для театра и самого худрука был насыщенным. В столице Таиланд Бангкоке, на главной сцене, прошли гастроли балетной труппы - белорусский балет знают и любят в Таиланде.После гастролей в Таиланде белорусские исполнители отправились в Москву, где на знаменитой сцене Большого театра исполнили оперу "Дикая охота короля Стаха" режиссера Анны Моторной и балет "Щелкунчик" в постановке худрука Большого театра Беларуси Валентина Елизарьева. Октябрь этого года для театра и самого худрука был насыщенным. В столице Таиланд Бангкоке, на главной сцене, прошли гастроли балетной труппы - белорусский балет знают и любят в Таиланде.После гастролей в Таиланде белорусские исполнители отправились в Москву, где на знаменитой сцене Большого театра исполнили оперу "Дикая охота короля Стаха" режиссера Анны Моторной и балет "Щелкунчик" в постановке худрука Большого театра Беларуси Валентина Елизарьева. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/104093/51/1040935164_0:0:3071:2048_600x0_80_0_1_2a6b295098ce61bba4bc660492051c35.jpg)
Октябрь этого года для театра и самого худрука был насыщенным. В столице Таиланд Бангкоке, на главной сцене, прошли гастроли балетной труппы - белорусский балет знают и любят в Таиланде.
После гастролей в Таиланде белорусские исполнители отправились в Москву, где на знаменитой сцене Большого театра исполнили оперу "Дикая охота короля Стаха" режиссера Анны Моторной и балет "Щелкунчик" в постановке худрука Большого театра Беларуси Валентина Елизарьева.
И еще одна цитата мастера:
"Я бы ничего не менял в своей жизни. Знаю, что совершил много разных поступков. Но старался жить, уважая и любя творчество других… Балет – самое прекрасное из синтетических искусств. Что может быть выразительнее человеческого тела?.. Ничего".
![И еще одна цитата мастера:"Я бы ничего не менял в своей жизни. Знаю, что совершил много разных поступков. Но старался жить, уважая и любя творчество других… Балет – самое прекрасное из синтетических искусств. Что может быть выразительнее человеческого тела?.. Ничего". И еще одна цитата мастера:"Я бы ничего не менял в своей жизни. Знаю, что совершил много разных поступков. Но старался жить, уважая и любя творчество других… Балет – самое прекрасное из синтетических искусств. Что может быть выразительнее человеческого тела?.. Ничего". - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/103878/14/1038781495_0:0:3000:1997_600x0_80_0_1_c78a2d9e9e96284c1d1ed57504d83721.jpg)
И еще одна цитата мастера:
"Я бы ничего не менял в своей жизни. Знаю, что совершил много разных поступков. Но старался жить, уважая и любя творчество других… Балет – самое прекрасное из синтетических искусств. Что может быть выразительнее человеческого тела?.. Ничего".