Продукты по карточкам: как работают социальные скидки

© Sputnik / Максим Богодвид / Перейти в фотобанкПродукты в тележке
Продукты в тележке - Sputnik Беларусь, 1920, 06.10.2022
Подписаться
В январе 2022 года государство и крупные сети продмагов подписали соглашение о социальных скидках. Этой программе скоро год. Для кого она и что реально дает?
Социальную скидку при покупке некоторых продовольственных товаров могут получить пенсионеры, многодетные семьи и "малообеспеченные слои населения". На практике это практически все, кто получает те или иные ежемесячные госпособия. Сюда же относятся инвалиды или родители, которые воспитывают ребенка-инвалида.
Соцдисконт охватил примерно от 1,3 млн до 1,4 млн жителей Беларуси, то есть порядка 14-15% населения страны. Статистика основана на числе выданных дисконтных соцкарт. Программы работают более чем в десятке сетей магазинов.

Секреты скидок

Существенно снизить цены для большой группы населения ритейл не может. Розничная торговля – не высокомаржинальный бизнес. В Беларуси, по данным Белстата, обычно "наваривают" около 1% (иногда 2%). Сети живут за счет быстрого оборота больших групп товаров, постоянных кредитов или занятия в долг через облигации.
Есть и другие секреты, но все равно продовольственный ритейл не сравнить, например, с лесозаготовками. В этом сегменте в Беларуси маржа может быть около 20%. То есть большие скидки в сетях не могут быть постоянно: они невыгодны компаниям, если изначально сеть не сделала большую наценку, которая позволяет предложить покупателю привлекательный дисконт в 20% или 25%.
Либо такие скидки – договоренность сетей и производителей. Последние снижают оптовую цену, чтобы продвинуть большие партии на полки супермаркетов. Иногда сети заказывают продукты под своими брендами, и это тоже может быть путь к удешевлению. Есть сезонные факторы и другое.

На что распространяется "социалка"

Самый надежный способ узнать, что сейчас входит в социальный список – позвонить на горячую линию любой крупной торговой сети. Можно найти и текст соглашения на сайте Министерства антимонопольного регулирования и торговли.
На момент написания материала в приложении к документу было 29 пунктов. Если взять самые популярные продукты, то это пшеничная мука, перловка, овсяные хлопья, простые виды хлеба, курятина, молоко, кефир, яйца, сметана, некоторые виды сыров и другое. Как правило, сети помечают эти товары особым значком, но не всегда.
Есть нюансы.
Например, на бескостную говядину и свинину социальных скидок нет. Изначально были скидки на манку, гречку и пшенную крупу. С начала года нормативная база менялась, и сейчас эти крупы выведены из-под социальных скидок.
Нет соцскидки на овсяные хлопья с какими-либо добавками. То же самое по сливочному маслу: дисконт только на продукт из сливок или молока. Если добавлено какао, масло считается десертным и скидка не положена.
Аналогичная ситуация с творогом: скидка предоставляется на обычный продукт. Зерненый творог с добавлением сливок, творожные десерты – не социальные товары.
Зато можно покупать со скидками картофель, свеклу, лук и в целом стандартный борщевой набор.

Каков размер скидки?

Как правило, говорится, что социальная скидка – 10%. Так прописано в соглашении. Но, повторимся, есть нюансы.
Ни одна торговая сеть не захочет работать в убыток и делать скидку так, чтобы продукт стал дешевле оптовой цены. Плюс в Беларуси с 2020 года государство плотно регулирует цены на многие товары.
Принципы сдерживания цен и списки товаров меняются. И все равно наценка сети на многие социальные товары может быть меньше 10%. Поэтому ритейлу разрешили делать соцскидку так, чтобы цена на полке не стала ниже закупочной (плюс НДС).
Сотрудник Sputnik Беларусь, у которого есть карта соцскидок, опытным путем установил, что в стандартном чеке повседневных покупок соцкарта дает общую скидку на уровне до одного рубля. Иногда ниже. Получается, что за месяц можно сэкономить примерно на еще одну закупку еды на 1-2 дня для семьи из двух взрослых и 3-4 детей.
Конечно, при инфляции почти в 19% (именно по ценам на продукты) любая экономия помогает семейному бюджету. Но социальные скидки инфляцию не останавливают. Также у некоторых сетей соцдисконт означает отказ от других бонусов. Нужно внимательно читать условия и выбирать, что выгодно конкретному человеку – социальная карта либо обычная дисконтная.

В каких магазинах дают соцскидку?

Дисконт есть во многих сетях, но не всех. К соглашению присоединились 17 компаний. Их число не совпадает с количеством сетей, потому что некоторые бренды ритейла имеют по несколько юрлиц.
Приводим полный список сетей:
"Дорорс",
Prostore,
Green,
Белкоопсоюз (в том числе магазины "Родны Кут"),
"Корона",
"АЛМИ" и Spar,
"Доброном",
"Санта",
"Евроопт" (не указаны "Грошык" и "Хит!"),
"Соседи",
"Виталюр",
"Гиппо",
"Белмаркет",
"Дионис".
Сеть "Евроопт" дает соцскидки только в магазинах своего основного бренда. В "Грошык" и "Хит!" это не работает. Также в списке нет госмагазинов. Исключение – Белкоопсоюз, который фактически контролируется государством.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в Дзен.Новости и читайте наш канал в Дзен!
Также на Sputnik:
В Минске или деревне: где продукты дешевле?
В Беларуси исчезли некоторые импортные товары, но это не страшно – глава МАРТ
В Минске или деревне: где продукты дешевле?
Лента новостей
0