Засуха в европейской экономике: что делать, если ЕС не отвечает "йес"

© AFP 2024 / Sebastien BozonПешеходы прогуливаются вдоль высохшей реки La Savoureuse в Бельфоре, восточная Франция
Пешеходы прогуливаются вдоль высохшей реки La Savoureuse в Бельфоре, восточная Франция - Sputnik Беларусь, 1920, 17.08.2022
Подписаться
Нельзя не согласиться с тем, что экономика – не детская песочница, где можно просто отвернуться и "не дружить". Но удастся ли в нынешних условиях реализовать принцип "только бизнес и ничего личного"?
В ходе недавнего заседания Совета Министров, посвященного функционированию экономики в условиях санкций, президент Беларуси Александр Лукашенко призвал работать не только с дружественными, но и с недружественными странами. Заявление белорусского лидера означает не только естественное стремление к расширению экономических связей, но и отражает сигналы, поступающие с Запада, который несет прямые убытки от своей же санкционной политики.
Даже официальный Киев признает, что на Западе все громче раздаются голоса о возвращении к бизнесу с Россией. Сама Украина, по-прежнему, осуществляет транзит российского газа для ЕС, получая за него (о, ужас!) деньги от "агрессора". Та же Германия, хоть и готовится к непростому для себя отопительному сезону, покупает российский газ на миллиарды долларов, потому что от этого зависит функционирование ее экономики.
Американские стратеги в своих доктринальных установках, донельзя упрощая постулаты марксистских классиков, отождествляют экономику с войной. И здесь они отчасти правы: если пренебречь высшими смыслами, то к любой войне можно подвести экономические предпосылки, кроме, пожалуй, Троянской, начавшейся из-за женщины. В случае с событиями на Украине именно экономика стала триггером дестабилизации и последовавшей за ней войны с отправной точкой в 2014 году. Войны за передел сфер влияния всегда сопровождаются войнами торговыми, тем более, если речь идет о перераспределении мировых ресурсов.
Избыток ставших токсичными инвестиций рискует схлопнуться в финансовых пирамидах долларовой экономики, отягощенной устаревающими производствами прежнего технологического уклада. Чтобы этого избежать, экономике прописывают универсальный рецепт средневекового доктора – кровопускание. Если плотина американских институтов уже не в силах сдержать поток необеспеченных финансовых обязательств, то жди беды. Ее обязательно прорвет, как это уже было неоднократно, в том числе во время великой депрессии почти сто лет назад. А это война – война за добавленную стоимость в экономике и ослабление геополитических конкурентов, к коим для США в современном мире относятся не только Китай с Россией, но и Евросоюз.
Для коллективного Запада война чужими руками и на чужой территории – универсальный способ поддержания доминирующего статус-кво, позволяющего снимать сливки с производственных цепочек. Но как бы не отождествляли войну с экономикой все-таки лучше торговать, чем воевать. Столь простая мысль не для всех на Западе очевидна. Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель с неиссякаемой находчивостью облекает свою русофобию в демагогические выкрутасы типа того, что в Европе ввиду энергетического кризиса станет теплее, если теснее сплотить ряды на фоне "российской угрозы".

Цены и ценности

Боррель призывает граждан ЕС туже затянуть пояса, потому что, дескать, европейские ценности требуют жертв. Но их ценность, извините за тавтологию, сегодня определяется ценой на газ. Хотелось бы спросить у этого плачущего русофоба, когда он сам последний раз платил за электричество. Если господин Боррель не знает актуальных цен, то может спросить у кого-то из своих земляков в Испании. Испанский владелец небольшой пекарни недавно пожаловался в Сети, что прошлогодний счет за электроэнергию для его предприятия составлял меньше двух тысяч евро, а в этом году уже превысил пять тысяч. Почувствуйте разницу! А ведь взлетели цены и на продовольственное сырье. Насколько же теперь подорожает выпекаемый им хлеб? Так рождается инфляция.
В европейском "самопожертвовании" можно было бы усмотреть некую ценностную подоплеку, о которой вещает господин Боррель, если не знать, что его демагогические реляции трогают лишь таких как он сам чиновников. Так, министр иностранных дел Германии Анналена Бербок отказывается мыться назло Путину. И это не шутка! В интервью "Немецкой волне" она заявила буквально следующее: "Уж лучше я буду пахнуть как бездомный, чем буду лить воду на мельницу Путина в душе". Здесь можно провести параллели только со средневековыми французскими аристократами, которые тоже не мылись по "идейным" соображениям. Но Франция подарила миру современную культуру парфюмерии, а что подарит ему фрау Бербок – стагнирующую германскую экономику? Теперь для комфортного самоощущения в политике ей можно посоветовать лишь хорошие французские духи.
Осознают ли господин Боррель и фрау Бербок, что европейские ценности, которые они проповедуют – это банальная русофобия. Ценности, основанные на отрицании, перестают таковыми являться, что подтверждают западные же корпорации, для которых "ценности" скрыты в конъюнктуре цен. Правда, в последнее время политическая роза ветров особенно активно формирует погоду "свободного рынка". Но даже с учетом этого немецкая Continental под предлогом защиты тысячи трехсот своих сотрудников возобновила производство шин в Калуге.
Colliers International из Канады вернулась на рынок консалтинговых услуг в России, сменив вывеску на Nikoliers. Владеющая такими всемирно известными брендами, как Bershka, Massimo Dutti, Oysho, Pull & Bear, Stradivarius, Uterque, Zara, Zara Home — испанская компания Inditex также планирует открыть свои магазины в Российской Федерации. В августе планирует вернуться японская Uniqlo. Поговаривают, что даже шведская Ikea тоже дрогнула. На наших глазах разворачивается битва между корпоративной политической ангажированностью и свободой рынка, которую сам же Запад провозгласил, но не в силах обеспечить.

Плотина санкционной блокады

За полгода экспорт Беларуси в так называемые недружественные страны составил $3,5 млрд из общего объема $17 млрд. Непосредственно в ЕС экспорт товаров из Беларуси за полгода составил $3,149 млрд, импорт $2,129 млрд. Какое-то отрезвление на Западе все равно произойдет, считает премьер-министр Беларуси Роман Головченко. Сигналов о готовности работать со страной, по его словам, очень много. Ведь санкции рикошетом бьют и по тем, кто это делает. Европа готовится к тяжелейшей зиме: мыться реже, не включать кондиционеры и так далее – дикость, резюмирует премьер-министр.
Он отмечает, что белорусская топливная древесина, пеллеты, европеллеты помогли бы решить вопрос с отоплением для населения ЕС, поэтому очень скоро могут начаться определенные изменения, ведь человек, как правило, голосует холодильником. Тон подобной уверенности задает президент Беларуси Александр Лукашенко, который считает, что ни в коем случае нельзя уходить из Евросоюза: "Это наш ближайший сосед. Мы половину там, по-моему, работали по экспорту. С ними надо работать. Бешенство политиков уже уходит на задний план. Бизнес есть бизнес", – сказал глава белорусского государства.
Между тем, Bloomberg сообщил о том, что базовая цена на электроэнергию в Европе впервые превысила 500 евро за мегаватт-час, что легло тяжким бременем на домохозяйства и предприятия. И, похоже, что худший энергетический кризис за несколько десятилетий продолжится в следующем году. Аналитики агентства обращают внимание на то, что французская электроэнергия в августе обычно торгуется вяло, однако в минувший понедельник закрылась на рекордно высокой цене 636,50 евро за мегаватт-час. При этом стоимость электроэнергии в Германии на следующий год выросла на Европейской энергетической бирже на 6,4% до 508 евро за мегаватт-час. Рост по сравнению с прошлым годом составил примерно 500%! И все из-за нежелания диалога с Россией.
В ЕС лихорадит целые отрасли – от стекольной до металлолитейной промышленности. Но евробюрократов это не волнует, потому что они озабочены тем, чтобы нанести урон российской и белорусской экономикам. Крупные европейские корпорации одна за другой объявляют о сокращениях. Так, Nyrstar NV в минувший вторник заявила, что в начале следующего месяца закроет один из крупнейших в Европе цинковый завод Budel в Нидерландах. Из-за засухи и невиданной жары по всей Европе невозможно использовать гидроэлектростанции. Первой дрогнула Болгария и уже заявила о начале переговоров о газе с "Газпромом" – плотина санкционной блокады дает течь, напоминая ЕС о том, что лучше торговать, чем вводить санкции, а тем более воевать.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
>>> Хотите еще больше актуальных и интересных новостей – подписывайтесь на Telegram-канал Sputnik Беларусь
Также на Sputnik:
Политика против этики: Европа хочет закрыться для россиян и белорусов
Всадники инфляции: энергетический апокалипсис как страшный сон Запада
Лента новостей
0