Выставка Сальвадора Дали, антивоенная аллюзия и SculptFest во Дворце искусств

© Sputnik / Алеся ШершнёваВыставка Сальвадора Дали, архивное фото
Выставка Сальвадора Дали, архивное фото - Sputnik Беларусь, 1920, 14.03.2022
Подписаться на
Yandex newsTelegram
Помните, у Сергея Михалкова есть строчки: "В воскресный день с сестрой моей, мы вышли со двора. "Я поведу тебя в музей", - сказала мне сестра".
Нечто похожее произошло со мной, и тоже в воскресенье, но только не сестра, а мой друг, скульптор Геннадий Буралкин пригласил меня, колумниста Sputnik Евгения Огурцова-Кржижановского, во Дворец искусств по адресу Козлова, 3 в Минске, где, оказывается, проходит выставка с говорящим названием SculptFest.
Здесь как бы 12 апостолов искусства ваяния, а если проще, то победители республиканского фестиваля с тем же названием, выставили свои лучшие работы в номинациях: "Концепция", "Новация", "Традиция", "Мастерство".
© SputnikВыставка SculptFest во Дворце искусств
Выставка SculptFest во Дворце искусств - Sputnik Беларусь, 1920, 14.03.2022
Выставка SculptFest во Дворце искусств

Интервью на ступеньках

На самом деле вопросов никаких не было, просто к Буралкину прямо на лестнице, ведущей в зал, подошел некий среднего возраста мужчина, поздоровался и стал говорить: "Геннадий Васильевич, ну ты молодец! Очень понравились твои работы, особенно поразили скульптуры из кремня. Ведь ты единственный в стране, если не в мире использовал этот материал и раскрыл его природу! А какая выразительная пластика?!"
Как потом оказалось, это был художник и искусствовед в одном лице Олег Ладисов, который, прощаясь с нами, добавил: "В твоем творчестве, Гена, удивительно то, что кроме камня ты используешь еще дерево и бронзу. Мастер, одним словом!"
Понятное дело, что такое спонтанное вступительное слово подогрело мой интерес к экспозиции Буралкина, но оказалось, что быстро к ней добраться окажется не таким простым делом. Нет, дворец был практически пустым, и мы были чуть ли не единственными посетителями, но, чтобы попасть на SculptFest, нужно было пройти через зал. Где располагалась выставка графических работ Сальвадора Дали.

Когда говорят пушки, то музы молчат?

Нет, тут не было картины великого испанца, который превратил парадное полотно победной битвы своих соотечественников при Тетуане в некий, как бы сейчас сказали, художественный фейк. Здесь реальные события и действующие лица войны 1860 года в Марокко, превращены в ироническую аллюзию. История такова. Власти Испании поручили, как бы доработку полотна "Битва при Тетуане", начатого, но не завершенного художником Мариано Фортуни. Повод – столетие этой легендарной победы. Однако великий Сальвадор Дали увидел войну по-своему. Он ее лишил величия и парадности, увидев уродство и обыденность, а еще убрал реализм, наделив главных персонажей картины лицом своей жены Галы и собственным. Чистый информационный фейк.
Почему я вдруг упоминаю о войне? А чего врать, сейчас все думают о событиях на Украине, примеряя ее и к своей стране, и к себе. Потому-то и вспомнился среди графики Дали русский художник Верещагин, создавший мрачное полотно "Апофеоз войны" с горой черепов и летающими воронами. И, конечно, перед глазами возникла антивоенная икона Пабло Пикассо "Герника", которая должна была стать оберегом от нацизма. А стала ли? Впрочем, мы шли смотреть выставку работ скульптора Буралкина.

Художник может остановить войну только на полотне

А вообще-то Геннадий Буралкин отслужил три года в ракетных войсках, отдав воинский долг своей стране. Да и потом, на гражданке, он создал трогательный образ ребят из Новогрудка, погибших в Афганистане, и мемориальный комплекс "Пограничникам, погибшим в первые дни войны" установленный в Гродно, за который удостоен медали Франциска Скорины.
Очень жалко, что "Дворец искусств" стоит практически пустой. Я про зрителей, которые носа не кажут туда, где собраны превосходные, если не великие труды больших мастеров. Оригиналы графических работ Сальвадора Дали – это же мировые шедевры! Хватает интернета? Но ведь тут собрано живое искусство, его можно потрогать руками, понюхать и даже лизнуть, если служительница отвернется. Тут нет обмана, нет "фейков" и никто не "забанит" нежелательные экспонаты.

Возвращение белого ангела

Всего девять работ смог выставить скульптор Буралкин на выставке SculptFest, но зато какие! Бронзовый бюст изумительной красоты женщины: тонкие черты лица, удивительные глаза и чуть заметная ирония на лице, как осознанное превосходство совершенства над обыкновенностью. У нее есть имя – это Катя, модель, участница конкурса красоты в 1995-м году в Минске. Есть портрет и настоящей актрисы, которая жила в Беларуси, но потом уехала в Донецк. Как там сейчас она? Жива ли? Вот он опять звоночек оттуда из зоны, где стреляют…
И, наконец, Ева! Да, та самая жена Адама. Сделана она из дерева, вернее это само дерево причудливо изогнутое и обработанное природой. Геннадий Васильевич рассказал историю, как на дровяном складе он нашел свою Еву, вернее угадал под корой и грязью красоту и гармонию женского тела.
© SputnikВыставка SculptFest во Дворце искусств
Выставка SculptFest во Дворце искусств - Sputnik Беларусь, 1920, 14.03.2022
Выставка SculptFest во Дворце искусств
Из цельного ствола дерева скульптор изваял и работу под названием "Возвращение белого ангела". Человек совершил грех, а потом своими молитвами и, наверное, своими поступками заслужил искупление и ангел его простил.
Фигуры из кремня и вовсе восхищают. Я представлял себе некий коричневатый материал, типа кремния в зажигалках моей юности. А тут… разнообразие цвета, форм, пластики и главное, что все эти заготовки создала сама природа, а скульптор лишь освободил камень от лишнего.
У меня к Геннадию Буралкину возник только один вопрос: "Как это было?" "Да все просто, - услышал я в ответ, - нашел камни, обработал их и получились скульптуры. Кремень - материал весьма сложный. Ударь его покрепче, и он разлетится на сотни осколков. Поэтому, обрабатывал материал с помощью алмазной крошки, больше его ничего не берет. По миллиметру, по сантиметрику и… открылась дивная красота!"
Вот и все. Побывал во Дворце искусств. Поглазел на шедевры Сальвадора Дали, кстати, не копии, а подлинники, то есть графические отпечатки не ниже шестых экземпляров. Еще раз оценил талант и мастерство Геннадия Буралкина, "камнетеса с душой поэта" и, кажется, осознал главное: красота открывается там и тогда, где и когда кора обыденности и грязь нашего несовершенства сдирается рукой неведомого нам скульптора. Кто или что им станет? У каждого из нас есть свой белый ангел и… он вернется.
Читайте также:
Вместо винограда и баяна - тонны глины: интервью к 80-летию Геннадия Буралкина
Новогрудок скульптора Буралкина: от Елисея Лавришевского до Владимира Высоцкого
Лента новостей
0