Вместо винограда и баяна - тонны глины: интервью к 80-летию Геннадия Буралкина

© Photo : из личного архиваСкульптор Геннадий Буралкин
Скульптор Геннадий Буралкин - Sputnik Беларусь, 1920, 12.02.2022
Подписаться
За свою долгую жизнь скульптора Геннадий Буралкин пропустил через свои руки десятки тонн глины. В Президентской библиотеке Республики Беларусь открылась выставка его работ.
"Глина – воздух скульптора, она передает настроение, иногда капризничает, а чаще помогает!" Колумнист Sputnik Евгений Огурцов-Кржижановский взял интервью у известного белорусского скульптора Геннадия Буралкина в канун его 80-летнего юбилея.
- Геннадий Васильевич, вы верите в нумерологию? Ведь дата вашего нынешнего Дня рождения особенная. Она содержит аж пять двоек: 12.02.2022 года! К добру ли?
- Будем надеяться на лучшее. К тому же я не чувствую своего возраста. Как работал, так и работаю, в конкурсах разных участвую, выставках…
- Знаю, что кроме выставки в Президентской библиотеке, которая уже открылась, 24 февраля можно будет увидеть ваши работы во Дворце искусств. Не надоело ли ремесло скульптора, ведь по образованию вы винодел, да еще и музыкальное училище закончили.
- Да все просто. Отец на день рождения подарил гармошку, и я очень быстро выучился играть. Поступив в техникум, я жил на квартире, а у хозяйки был друг - директор музучилища. Послушал он мою игру и… меня зачислили. Днем учился виноградарству, а по вечерам играл на баяне.
© Photo : из архива Геннадия БуралкинаПамятник погибшим на станции метро "Немига", автор - Геннадий Буралкин
Памятник погибшим на станции метро Немига, автор - Геннадий Буралкин - Sputnik Беларусь, 1920, 11.02.2022
Памятник погибшим на станции метро "Немига", автор - Геннадий Буралкин
- А как виноделие и музыка смогли превратить вас в скульптора?
- К этому "букету" следует добавить армию и то, что я с детства любил рисовать и лепить разные фигурки из глины. Да еще, конечно, судьба. В армию я призывался с парнем, который закончил Строгановское училище и был профессиональным художником и гитаристом-самоучкой по совместительству. Вот мы и организовали полковой ансамблик. Сдружились, и я показал ему свои рисунки. Он посоветовал мне продолжать заниматься живописью.
- И после армии так сразу и поступили в Академию художеств?
- Куда там! Сначала, после демобилизации, был Солигорск. Отец с матерью именно там жили. Собственно они и строили этот город. Отец сам поставил себе дом, по сути дела один, сильный и рукодельный был мужчина, хотя и неграмотный. И сколько мы с матерью не пытались приобщить его к письму и чтению, он отвечал так: "Я топором и себе и вам на жизнь заработаю, а читают пусть комсомольцы!" Вот я и читал, вернее, преподавал музыку в первой и тогда единственной школе Солигорска.
- Потом был кружок рисования и две попытки поступить в Академию, и лишь на третий раз вы попали на курс к знаменитому Анатолию Аникейчику?
- Да, это так, если бы и в третий раз провалился, то уехал бы виноделием заниматься. Но мне повезло. Когда пришло время дипломного проекта, то он был у меня уже готов: для молодого горняцкого города требовался символ. Вот и появился мой "Шахтер", который до сих пор стоит и без него уже не мыслят Солигорска.
© Photo : из архива Геннадия БуралкинаМемориальный ансамбль погибшим, но непобежденным воинам Белорусского пограничного округа в городе Гродно, автор – Геннадий Буралкин
Мемориальный ансамбль погибшим, но непобежденным воинам Белорусского пограничного округа в городе Гродно, автор – Геннадий Буралкин - Sputnik Беларусь, 1920, 11.02.2022
Мемориальный ансамбль погибшим, но непобежденным воинам Белорусского пограничного округа в городе Гродно, автор – Геннадий Буралкин
- Он бронзовый?
- Нет, мой "Первопроходец" отлит из бетона, а потом я сделал выколотку из меди. Та еще работенка, я вам скажу!
- Геннадий Васильевич, почему вы выбрали себе тогда такой тяжелый труд вместо того, чтобы заниматься виноделием или учить детей музыке?
- Когда делал свою композицию для Большого театра, пришлось несколько тонн глины своими руками перемесить. Технология простая. Сначала из металла делаешь каркас, затем обшиваешь его деревом, а потом на него уже лепишь глину. Пятиметровые скульптуры Аполлона Терпсихоры и Мельпомены отлиты из бронзы, но ведь вначале это все нужно было вылепить из глины. То есть набегался я по лесам, пока их ваял. А глина ведь сохнет. Ее поливать надо, а то в пыль превратится.
© Photo : из архива Геннадия БуралкинаКомпозиция на здании Большого театра, автор - Геннадий Буралкин
Композиция на здании Большого театра, автор - Геннадий Буралкин - Sputnik Беларусь, 1920, 11.02.2022
Композиция на здании Большого театра, автор - Геннадий Буралкин
- А как собственно рождается художник?
- Все дело в восприятии красоты. Если ты восход солнца связываешь только с тем, что надо идти на работу, то ты не художник. Про наскальную живопись ты что думаешь? С чего это наш дикий предок изобразил грациозный прыжок оленя, а не кусок оленятины на вертеле? Правильно, он красоту увидел!
- То есть первыми творческими людьми были древние художники? От наскальной живописи к пиктограммам, иероглифам, клинописи и вот он – алфавит? Пусть даже так. Но вот он век нынешний. Человек ушел в виртуальную реальность и не очень-то хочет отрываться от своих гаджетов. В том мире все легко, и он там герой и победитель, а в реальной жизни – простой неудачник без перспектив и уважения. Зачем тогда нашей нынешней молодежи глину месить и ваять статуи из мрамора, если в интернете все есть -- кликнул и получил?
- Представьте себе город, где будут только дома, асфальт, деревья и люди? Это мертвый город, неживой. К тому же, если бы не было тысячелетних пластов традиционной культуры, не было бы и виртуального мира. К тому же то, что сделано руками человека – это живая материя. Я как-то был в Лувре и дотронулся до локтя Ники Самофракийской – она ведь живая, теплая и светится изнутри. Пока будет жить человек – будет живо искусство. Всегда найдутся несколько сумасшедших, которые не смогут не творить, а их творения будут нужны десятку другому их почитателей. И все повторится вновь.
- Геннадий Васильевич, юбилей - это своеобразное подведение итогов. Вы очень много сделали, и мы на Sputnik об этом писали. Скажите, какую награду за свои труды от государства вы цените больше всего?
- В 1978 году в Гродно праздновали 850-летие города. В честь этого события торжественно открывали памятник, автором которого был я. На открытии присутствовал Петр Миронович Машеров. Меня не наградили ни грамотой, ни медалью, просто Машеров крепко пожал мне руку и поблагодарил за труд… Помню!
>>> Хотите еще больше актуальных и интересных новостей – подписывайтесь на Telegram-канал Sputnik Беларусь
Читайте также:
Новогрудок скульптора Буралкина: от Елисея Лавришевского до Владимира Высоцкого
Бронзовые цветы на ступенях смешаются с живыми: 21 год трагедии на Немиге
Лента новостей
0