Будут дорожать? Что происходит на рынке автозапчастей в Беларуси
19:00 14.01.2022 (обновлено: 13:31 20.12.2022)
© SputnikНа авторынке "Малиновка"
© Sputnik
Подписаться
Рост цен на новые "железяки" для легковых авто может произойти уже в скором времени из-за сохраняющихся проблем в логистике, считает эксперт. Однако в то же время на рынке "бэушек" стоимость запчастей будет падать из-за дефицита покупателей.
По данным Белстата, за последний год цены на новые автомобили в стране поднялись на 8 тысяч рублей. Средняя стоимость легкового авто из салона сейчас – около 44 тысяч рублей (17 тысяч долларов).
Небывалый рост потянул за собой все остальное: цены на запчасти, шины, моторные масла, фильтры и прочие расходники. Sputnik решил проверить, насколько подорожали необходимые для любого автомобилиста материалы, и отправился на самый большой и некогда популярный авторынок Беларуси.
На завод не пойду
Центральный автомобильный рынок, более известный как авторынок "Малиновка", открылся в 1994 году. В девяностых и в начале нулевых за возможность торговать здесь машинами и автозапчастями чуть ли не дрались. Свою работу рынок продолжает и сегодня, хотя с открытием в Минске различных авторазборок торговые ряды за МКАД сильно опустели. Конкуренция огромная, клиентов с каждым днем все меньше, вот люди и оставляют насиженные места, поясняет одна из продавщиц Лариса – в этом бизнесе она с 1995 года.
"Много людей ушло из этой сферы, самые стойкие держатся и до последнего не спешат уходить. А куда? На завод лично я работать не пойду. Кто-то устал платить бесконечные налоги, которые все растут и растут", – рассуждает женщина.
Клиентов и вправду мало. Пару лет назад по павильонам метались сотни людей в поисках масел с нужными присадками и допусками, теперь таких единицы. Про цены и вовсе никто не заикается – за последние полгода они выросли значительно.
© SputnikЛюдей на рынке очень мало
Людей на рынке очень мало
© Sputnik
"Цены поднялись на все. Некоторые позиции конкретно так – процентов на 50. Очень сильно масла подорожали. Сейчас пятилитровик европейского бренда в среднем стоит 85 рублей, а раньше я его продавала за 55", – поясняет Лариса.
И добавляет: предпринимательские надбавки у продавцов небольшие – не более 5–7 рублей.
"Если я "влуплю" за элементарное масло, извините меня, еще 10 рублей, у меня его никогда в жизни не купят. Если оно стоит 80 рублей, дороже, чем за 85 я его не продам. С этих 5 рублей я должна заплатить налоги, аренду, ФСЗН. И еще что-то себе оставить. Вот так и живем", – приводит арифметику "ипэшница".
Помимо масел, значительно подорожала и "резина": к примеру, летом 2020-го комплект стоил 100 рублей, летом 2021-го – уже 150, сейчас – 160-170 рублей. Продавцы связывают это с маркировкой, которую ввели на шины с 1 декабря прошлого года. Цены на самые популярные расходники – фильтры и свечи зажигания – подросли на несколько копеек, а некоторые бренды и вовсе подешевели.
Из последних сил
За стеной от Ларисы продают автокраску, грунтовку и эмали. Продавец – тоже женщина – торгует этими материалами достаточно давно. Она раскладывает по позициям, что подорожало за последнее время, а что нет.
"Какие-то грунты подорожали процентов на семь, эмаль и краска – совсем немного. Стандартная грунтовка в банках стоит от 20 рублей и выше. Базовая краска – от 13 до 20 долларов. Стараемся держаться из последних сил, если можно так сказать", – отмечает продавец.
Она говорит, что, несмотря на подорожания, цены как минимум до весны задирать не будет. Пока дела идут не очень, но как раз весной, уверяет она, должен пойти заработок.
"Если раньше, грубо говоря, мы зарабатывали 1 рубль 20 копеек, то сейчас – 1 рубль. У нас с большего сезонный заработок – весной, когда люди после зимы начинают приводить в порядок внешний вид автомобиля", – рассказывает она.
© SputnikНекоторые товары заметно подорожали, другие - подешевели
Некоторые товары заметно подорожали, другие - подешевели
© Sputnik
Умирающая "бэушка"
На открытой территории авторынка в Малиновке обосновались продавцы бэушных запчастей. Мужики в строительных робах снуют туда-сюда и обмениваются друг с другом деталями. Покупателей здесь совсем мало, зато много мазута, грязи и копоти.
У продавца Александра сегодня, впрочем, как и последние месяцы, грустный день – людей нет, а запчасти ржавеют.
"Людей нет. Цены падают. Все ржавеет: или выбросить, или отдать дешево. Цены у всех практически одинаковые на рынке, демпинговать не получается. Только если в убыток самому себе", – констатирует он.
Еще один продавец, Михаил, заявляет, что покупательская способность у белорусов за последние годы сильно просела.
"Если раньше продавал по 20 позиций в день, то сейчас 2-3. Цены упали в среднем на 15%. Пару лет назад еще торговал деталями от конкретных машин – Audi и Volkswagen – теперь приходится продавать все подряд. Все, что можно дешево купить и чуть-чуть подороже продать", – поясняет мужчина.
© SputnikСпрос на б/у запчасти невелик
Спрос на б/у запчасти невелик
© Sputnik
В его боксе продаются запчасти на "старичков", вроде Passat B3 и В4, Golf III, BMW E34 и на другие марки, начиная от 1985 года. Если детали эксклюзивные и их уже нигде не найти, можно и неплохо заработать, отмечает Михаил, но случается подобное крайне редко.
"Если на старый Sprinter (Mercedes-Benz – Sputnik) дверь, к примеру, стоит 300 долларов – дороже, чем на новый – то можно и озолотиться", – утверждает он.
Павильон со стартерами и генераторами тоже не может похвастаться наплывом покупателей.
"Нету денег у народа – нищета полная. Какие продажи тут могут быть? – вопрошает продавец и говорит, почему у него товар. – Цены у меня стартуют от 10 долларов, максимальные – 50-60 долларов. Конечно, снижал. Все вокруг опускают ценник, потому что спроса нет", – подытоживает мужчина.
Виноваты санкции?
Эксперты и дилеры считают, что на цены по автозапчастям сильно повлияла логистика. С учетом того, что многие материалы везут из Китая – путь оттуда неблизкий, – на каком-то этапе сокращаются поставки ввиду отсутствия нормальной логистики.
"Те же посылки, которые раньше шли две-три недели, теперь идут иногда месяцами. Удлинение сроков поставок связано с логистикой и нехваткой народа, в первую очередь водителей-дальнобойщиков", – считает автоэксперт, главный редактор и учредитель газеты "Автодайджест" Анатолий Шевченко.
Один из факторов, продолжает эксперт, – пандемия. Сократилось количество работающих, были приняты ограничительные меры – все это не могло не повлиять на конечное производство.
"Объем выпускаемой продукции снизился. Чтобы предприятию быть прибыльным, ему нужен определенный объем оборота. И если раньше я продавал единицу продукции, допустим, за 10 долларов, то сейчас, чтобы выживать, я вынужден поднять ее стоимость до 13-14 долларов. Аналитика здесь на поверхности", – добавляет Шевченко.
Увеличение цен моторных масел, утверждает он, зависит в том числе от колебаний котировок на нефть. В свою очередь поставщики заявляют, что стоимость своих услуг сильно подняли производители за разработку присадок к маслам. Сокращается и ассортимент товаров на белорусских рынках, констатирует эксперт.
"По ассортименту, вижу, вымывается некоторый. Это вызвано, возможно, недостатком оборотных средств у наших компаний, которые скупали когда-то один объем, а сейчас не могут позволить себе это делать. Есть проблемы в расчетах с зарубежными банками, потому что действуют санкции", – отмечает Шевченко.
Закрываться никто не хочет
По его словам, в "Малиновке" значительно сократилось число товаров и покупателей. Если раньше рынок "кормился" за счет регионов, то теперь в разных городах открылись различные разборки.
"Но закрываться никто не хочет, все еще какой-то надеждой питаются. Раньше много противоречий было на рынке: мой ассортимент, не лезь сюда. А сейчас чтобы выжить – ну конкурент, ну и что – они включают в свой перечень шины и масла. Кроме того, некоторые работают не только продавцами, но и поставщиками-посредниками", – говорит специалист.
Что будет с ценами на запчасти?
Шевченко считает, что в скором времени в Беларусь придут российские поставщики, которые своей репутацией и объемом оборота "придушат" отечественные.
"Если оборот будет хороший, цены будут только расти. Но вообще этот рынок непредсказуем ввиду того, что у нас санкции, контрсанкции и неопределенности по Škoda, которая занимала свою нишу на рынке и была на высоком месте в рейтинге безопасности у белорусов", – заключает он.