Сапега: я придерживалась "писка моды" - ненавидеть государство и власть
16:27 30.12.2021 (обновлено: 17:08 30.12.2021)
Подписаться
Сапега вместе с иными лицами, в том числе иностранными гражданами, создала и администрировала ряд Telegram-каналов, дискредитирующие действующую власть Беларуси и ее правоохранительный блок.
МИНСК, 30 дек – Sputnik. Гражданка России София Сапега рассказала о подробностях своей работы и мотивах, ее слова приводит Тelegram-канал ГУБОП.
Как рассказала Сапега, в проект "Черная книга Беларуси" (признан в Беларуси экстремистским - Sputnik) ее привел создатель канала Даниил Богданович. Сапега выкладывала данные госслужащих, силовиков и их семей, в том числе, детей в сеть.
По словам девушки, этот заработок позволял ей неплохо жить в Вильнюсе, где она училась. Она отметила, что об этической стороне вопроса поначалу не задумывалась.
"Я полагала, что это неплохие деньги с нормальным графиком. Я, как и все, придерживалась "моды", где писк этой "моды" - это ненавидеть государство и власть. Соответствующее было и окружение, что позволяло не видеть в этом какой-то проблемы", - рассказала Сапега.
Девушка подчеркнула, что, находясь в окружении людей с одними взглядами, прониклась царящей там атмосферой.
Без обид на государство
По словам Сапеги, впервые она подумала о том, что делает что-то неправильно, когда произошел конфликт внутри команды "ЧКБ". Она вспомнила недовольство всей команды, причиной послужило давление со стороны главреда Янины Сазанович, которая хотела размещать в канале данные о всех членах семей.
"Я уже тогда считала, что это некая крайность. Мне жаль, что все вышло именно так", - вспоминает Сапега.
Сазанович за агрессивность даже прозвали внутри команды "Хейт" (с англ. ненависть - Sputnik).
Об обидах на государство речи не шло, уверена Сапега, так как большинство работников "ЧКБ" уже по несколько лет не жили в Беларуси. По словам девушки, она знала в лицо лишь три-четыре администратора ЧКБ, остальные работали удаленно и не видели друг друга лично.
Эмоциональное выгорание
Сапега рассказала, что многие сотрудники канала эмоционально выгорали, после работы им нужен был психолог, который выписывал "кучу лекарств".
"Чувствовалось, что очень многие выгорели, но из-за их мнения, что в Беларуси их ждет что-то плохое, они оставались на своих местах и продолжали что-то делать. В их числе и я сама. Для разрядки было много вечеринок, которые сопровождались спиртным и наркотиками", - вспоминает девушка.
Она предположила, что ситуация изменится, когда сотрудники "ЧКБ" закончат ЕГУ, где большая часть из них учится. "Ребятам придется принимать решение о своей дальнейшей судьбе", - отметила она.
Стала свободной
После задержания Сапега и Роман Протасевич обсуждали пережитое, рассказала девушка. По ее словам, во время задержания и в течение последующих нескольких недель им обоим было очень тяжело морально, "но потом будто камень с души упал".
"Пропало это чувство мании преследования, страха за свою жизнь. Я в один момент стала свободной. Образно, конечно", - рассказала девушка.
Штаб Тихановской
Также Сапега рассказала, кто работает в штабе Светланы Тихановской, в основном – это студенты или те, кто занимался журналистикой и по каким-то причинам находятся в эмиграции.
Сколько получала Сапега?
Девушка получала за свою работу редактора 700 евро, но главреду платили больше, точных цифр она не знает. Зарплату выдавали в конце месяца, без сильных задержек.
"При этом я нередко брала и авансы. Откуда именно брались деньги на зарплаты, я особо не расспрашивала. Знаю, что несколько раз Даник выезжал из Литвы куда-то за деньгами, после чего привозил наличку в больших свертках", - добавила Сапега.
Порой с деньгами помогали фонды BySol и ByHelp (признаны в Беларуси экстремистскими), они находились в одном офисе с "ЧКБ". Также первое время канал развивался благодаря финансам Дмитрия Навоши.
Отвечая на вопрос о том, кто из публичных лиц был осведомлен о деятельности "ЧКБ" и с кем согласовывалась работа, Сапега отметила, что на уровне Навоши, Вечерко и Тихановской знали, что это штабной проект и кто за ним стоит.
"На рядовом уровне об этом не распространялись и свою деятельность мы не афишировали", - сказала она.
Также девушка объяснила, как размещалась информация в "Черной книге Беларуси". "Были конкретные критерии публикаций. Было и такое, что в процесс вмешивался кто-то извне, после чего мы публиковали или удаляли кого-то конкретного", - поделилась она.
Связь с ByPol
По словам Сапеги, сама она напрямую не имела никаких контактов с ByPol, но сотрудники из штаба и "ЧКБ" работали с инициативой.
"Ребята говорили, что с ними очень тяжело работать. Причин было много: предвзятое отношение к перебежчикам из силовых органов, кто-то говорил, что высокомерие, а кто-то осуждал их причину участия во всем этом, так как со стороны создавалось впечатление, что эти люди хотели воспользоваться ситуацией в стране из личной выгоды", - сказала она.
Сапега отметила, что напряжение возникло после того, как ByPol пытался перехватить повестку от ветки оппозиционных Telegram-каналов.
"Для чего им нужна была лидерская позиция в формировании повестки я не знаю, но могу только догадываться, что основная причина — это страх перестать быть нужными. Опять же, это мое личное мнение", - вспоминает девушка.
Обвинение по семи статьям
Гражданку РФ Софию Сапегу задержали в Минске 23 мая. Она летела вместе с основателем Telegram-канала NEXTA (признан экстремистским в Беларуси) Романом Протасевичем.
Уголовное дело в отношении Сапеги проводил Следственный комитет. В отношении Протасевича, который включен в террористический списков КГБ, дело расследует следственное управление Комитета госбезопасности.
Сапегу обвиняют по семи статьям уголовного кодекса. В среду Генеральная прокуратура Беларуси направила в суд уголовное дело в отношении россиянки.