Модель салуна на Диком Западе: зачем США антибелорусские санкции
© Sputnik / Игорь Михалев
/ Подписаться
Администрация Байдена вновь объявила о введении санкций против Беларуси. Они коснутся калийного и нефтяного секторов белорусской экономики. Однако Беларусь – не единственная цель американской внешней политики в Европе, ибо сама Европа является целью.
Об этом свидетельствует очередной шпионский скандал, разгоревшийся из-за того, что спецслужбы Дании помогали разведорганам США следить за высокопоставленными политиками Евросоюза.
Ни мира, ни войны
Казалось бы, какие могут быть тайны между союзниками? Но в перекрестие прицела спецслужб США попали канцлер ФРГ Ангела Меркель, президент Франции Эммануэль Макрон, ряд других европейских политиков. Что они могут скрывать от всевидящего ока Большого брата, особенно находясь все время на виду?
Еще восемь лет назад американская электронная слежка за Ангелой Меркель стала предметом многочисленных фотожаб в Сети, и можно было бы вновь посмеяться. Но Эдвард Сноуден, работавший по контракту в АНБ и раскрывший в свое время схему прослушки европейских союзников США, уверяет, что все по-взрослому, о чем свидетельствует его же судьба.
Оценку технических подробностей оставим профессионалам. Нас в большей степени интересует вопрос политической зоологии: почему пес методично возвращается на то место, где он наследил.
То, что происходит на наших глазах, заставляет сделать вывод о том, что Европа содержит некую силу притяжения для США. Это касается и антибелорусских санкций. Шпионский скандал подчеркивает евроатлантические разногласия и заставляет задуматься о противоестественной для Европы санкционной политике на континенте, в которую ее втягивают США.
Американскую элиту не особо волнует выигрыш регионального уровня, ибо они мыслят категориями геополитики. Ставки на этом тотализаторе гораздо выше – их интересует не столько Европа, сколько Евразия, контроль над которой является ключом к несгораемому, как они думают, шкафу глобального доминирования. Именно в таких категориях превосходства сформулирована цель американской внешней политики в стратегических документах США.
Последний американский санкционный список по Беларуси расширялся еще в конце июня, а недавно США объявили о вступлении в силу возобновленных санкций в отношении ряда белорусских предприятий. Данные санкции поэтапно вводились с 2007 года. В 2015 году с нескольких предприятий санкции были временно сняты. Но после очередного белорусско-американского обострения отношений лицензия на вывод предприятий из-под санкций просто не была продлена.
Люди в черном остаются в черном
Чтобы расколоть евразийскую континентальную породу, надо удачно вбить клин. Точкой приложения усилий на этот раз стала Беларусь, но трещины предполагаемого разлома уходят далеко вглубь континента.
30 июля палата представителей конгресса США наложила запрет для президента Джо Байдена отменять санкции против "Северного потока-2". Это отражено в одной из статей одобренного законопроекта о финансировании Госдепа США на 2022 год.
Законопроект будет принят, когда его одобрит Сенат и подпишет президент США. Но даже канцлер Германии Ангела Меркель считает экстерриториальные санкции американцев незаконными. В ответ на прошлогодние санкционные угрозы американских сенаторов в отношении "Северного потока-2" она заявила: "Правительство Германии намерено достроить газопровод, несмотря на противодействие США".
К чести германского канцлера, ей удалось убедить Байдена не противодействовать проекту, что уже вызвало нервную реакцию не только восточно-европейских союзников США, но и клановых представителей американского истеблишмента, которые пекутся об интересах своих производителей сланцевого газа.
Теперь не стоит удивляться, если фрау Меркель вдруг найдет в своей спальне очередной американский "жучок". На этом фоне президент США Байден вряд ли будет выглядеть джентльменом, но его это, скорее всего, не волнует. Обещание не противодействовать "Северному потоку-2" было им дано и во время встречи на высшем уровне с президентом России Владимиром Путиным.
Как видим, оно легко дезавуируется американскими конгрессменами. С кем же тогда разговаривать в современной Америке? Политические элиты США становятся все более токсичными и недоговороспособными, их хлебом не корми – дай ввести санкции против тех, кто им не нравится, а то и повоевать, желательно – чужими руками. Сами они хорошо понимают только язык силы.
Наивно полагать, что выполнение их санкционных требований приведет к конструктивному результату, ведь даже в отношении Беларуси были просто возобновлены те санкции, которые уже висели над ней дамокловым мечом. А с Россией давно ведется открытая санкционная война, и она будет только обостряться.
Американцы навязали миру модель салуна на Диком Западе, в который, открывая ногой двери, врывается ковбой, говорит неосторожное слово, и начинается беспорядочная стрельба, бармен в это время предусмотрительно прячется за стойку.
Объявленное глобальное доминирование вряд ли под силу современной Америке, к тому же в спину дышит Китай, а саму ее раздирают внутренние политические противоречия. Но свою природу орлан-падальщик, изображенный на гербе США, точно изменить не сможет. Всемирная экспансия на новом витке истории – это, скорее, способ выживания за чужой счет, так что не стоит в обозримой перспективе уповать на отмену американских санкций. А вот Европа, вполне возможно, образумится и будет мыслить экономически, как в случае с проектом "Северный поток-2".
На кону у неоконов
В переговорах по проекту Байден дал задний ход не в последнюю очередь потому, что санкции – это палка о двух концах. Американские прогнозисты, скорее всего, понимают, что токсичность санкционной политики станет отравлять саму Америку, когда ее же партнеры, желая обойти санкции, побегут из доллара. Это сыграет на руку Китаю и может привести к непредсказуемым последствиям для американской экономики.
Для достижения глобального доминирования Соединенные Штаты делают ставку на сочетание технологического, экономического, финансового, военного, информационного и политического лидерства. Технологическое превосходство позволяет американским корпорациям присваивать интеллектуальную ренту и за счет повышенной добавленной стоимости вкладывать в инновационные разработки, опережая конкурентов.
Глобальное доминирование, которое продвигается в первую очередь военно-политическими методами, создает условия для господствующего положения американской валюты. Доход, получаемый от долларовой эмиссии, позволяет финансировать дефицит госбюджета США. Локомотивом такого дефицита являются непомерные военные расходы. Для того чтобы их оправдать, экспорт нестабильности поставлен на системную основу. Организованные Америкой вооруженные конфликты, в которые она втягивает и своих союзников по НАТО, являются отличным прикрытием для неконтролируемой долларовой эмиссии.
Но в этом и ахиллесова пята Америки – нависающая финансовая лавина постоянно растущего госдолга, который давно превысил размер ВВП, составившего $20,6 трлн в прошлом году. Ау! Где вы, проамериканские экономисты, кто учит нас, что так не должно быть, потому что это дефолт?
Как напоминает Bloomberg, недавно в США завершилось двухлетнее соглашение о приостановке лимита госдолга. В настоящее время его потолок равен $28,5 трлн – именно та сумма, которую достиг фактический госдолг США по состоянию на 29 июля. Это означает, что правительство лишилось возможности наращивать долг через размещение новых госбумаг.
Осенью возникнет теоретическая возможность дефолта американской экономики. Но, скорее всего, конгресс США проделает уже знакомый трюк под названием "восход солнца вручную" и вновь повысит потолок американского госдолга.
А неоконсерваторы, составляющие ядро американской правящей элиты, легким движением руки попытаются организовать очередной военный конфликт где-нибудь подальше от берегов США. Идеологически его обоснуют и заставят своих многочисленных адептов по всему миру вбивать в головы сомневающихся, что "это другое". Но фрау Меркель в их объяснения точно не поверит.
Читайте также:
Чайная церемония: почему ЕС не решается на санкционную войну с Китаем?
Дом, который разрушил SWIFT: как антибелорусские санкции работают против ЕС
"Сточное партнерство": зачем Запад рушит архитектуру европейской безопасности