Флаги России и Беларуси - Sputnik Беларусь, 1920, 01.07.2021
Интеграция Беларуси и России
Как сегодня развивается Союзное государство? Какие решения принимаются для улучшения жизни граждан Беларуси и России? Последние новости о сотрудничестве Минска и Москвы читайте в материалах Sputnik.

Ковальчук: Беларусь и РФ хотят создать общее исследовательское пространство

© Photo : пресс-служба президента БеларусиГлава Национального исследовательского центра "Курчатовский институт" Михаил Ковальчук
Глава Национального исследовательского центра Курчатовский институт Михаил Ковальчук - Sputnik Беларусь, 1920, 27.07.2021
Около года назад НАН Беларуси получила предложение от Курчатовского института о сотрудничестве – речь идет о переходе на принципиально иной уровень взаимодействия.
МИНСК, 27 июл – Sputnik. Беларусь и Россия собираются создать единое исследовательское пространство и хотят втягивать в него другие страны, заявил журналистам глава Национального исследовательского центра "Курчатовский институт" Михаил Ковальчук в НАН Беларуси.
"Сейчас разворачиваются очень мощные проекты, связанные с новой исследовательской инфраструктурой на базе мощных установок – мегасайенс", – сказал Ковальчук.
Речь идет о дорогостоящих установках типа ускорителей. По его словам, в течение пяти-семи лет в России будет создана самая совершенная в мире научно-исследовательская инфраструктура.
При этом ее значительная часть уже работает. "В связи с этим, с учетом потенциала Беларуси, становится интересным воссоздать единое научно-исследовательское пространство Союзного государства", – подчеркнул директор центра.
Он добавил, что у России и Беларуси есть этот инструментарий – Союзное государство.
"Если мы создадим это единое инфраструктурное исследовательское пространство, то станем лидерами по втягиванию в это пространство других партнеров по СНГ", – подчеркнул Ковальчук.
По его словам, российская сторона договорились с белорусской, что будет готовиться проект межправительственного соглашения о вступлении РБ в международный центр на базе самого мощного реактора в мире ПИК в Гатчине под Санкт-Петербургом.
"Мы также предложили для усиления интеграции и кооперации филиала Курчатовского института на базе Национальной академии наук. Также в сфере нового образования мы предложили открыть в Беларуси филиал Московского инженерно-физического института", – резюмировал он.

Программа на многие годы

Госсекретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев, в свою очередь, отметил, что работа, которая ведется белорусской и российской сторонами с декабря 2019 года над так называемыми дорожными картами, сегодня перешла в стадию работы над союзными программами.
"Сегодня стороны подтвердили готовность к масштабному углубленному взаимодействию по созданию и единого научно-исследовательского пространства Союзного государства, и огромной макропрограммы, которая, если будет поддержана президента и Беларуси и России, главами кабинетов министров, может стать макропрограммой, рассчитанный на многие годы – по не менее чем 10 содержательным перспективным направлениям", – сказал Мезенцев.
По его словам, взаимодействие НАН и Курчатовского института – это не просто выход на конкретные договоренности и исследовательские локальные программы, а подтверждение значимости экономической интеграционных повестки под эгидой Союзного государства.
"Мы видим, что диалог республиканских и федеральных ведомств идет во вполне спокойном ключе. Безусловно, не без споров. Но это и защита национальных интересов, и, безусловно, учет перспективы углубления экономической интеграции Союзного государства", – подчеркнул госсекретарь Союзного государства.

Визит в Беларусь

Делегация Национального исследовательского центра "Курчатовский институт" под руководством его президента Михаила Ковальчука находится с визитом в Беларуси. Глава центра встретился во вторник с президентом Беларуси Александром Лукашенко, где обсудил ряд вопросов.
Планируется, что в Минске во вторник будет подписана Дорожная карта научно-технического сотрудничества на период до 2030 года, в том числе в ядерной энергетике, генетических исследованиях, ядерной медицине, разработке беспилотных летательных аппаратов, других направлениях. Карта включает в себя 44 мероприятия.
Участие в мероприятии принимают глава Курчатовского института, председатель НАН РБ Владимир Гусаков, представитель руководства белорусского правительства, ученые, а также госсекретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев.
НАН Беларуси около года назад получила предложение от Курчатовского института о сотрудничестве в сфере мирного атома. Белорусской стороне предложено перейти на принципиально иной уровень взаимодействия. Руководство центра предложило НАН предпринять конкретные шаги по созданию инфраструктуры научных фундаментальных исследований Союзного государства.
Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" – один из ведущих научных центров мира, междисциплинарная национальная лаборатория. В ХХ веке Курчатовский институт сыграл ключевую роль в обеспечении безопасности страны и развитии важнейших стратегических направлений, включая разработку и создание ядерного оружия, атомного подводного и надводного флотов, атомной энергетики страны. Сегодня НИЦ "Курчатовский институт" обладает уникальной исследовательско-технологической базой.