Кубрики и "крысы" - как устроена колония для самого известного "первохода"

© Sputnik / Алексей Филиппов / Перейти в фотобанкСИЗО, архивное фото
СИЗО, архивное фото - Sputnik Беларусь, 1920, 16.07.2021
Подписаться
Считается, что в системе пенитенциарных учреждений МВД есть три колонии с очень строгим режимом содержания, что разрешено и что запрещено в ИК - в обзоре Sputnik.
Формально в пенитенциарной системе Беларуси уже нет деления на так называемые "красные" и "черные" зоны, а также принято считать, что условия содержания осужденных для всех равны. Эксперт в области уголовно-исполнительного права рассказал Sputnik, как на самом деле обстоят дела, почему в ИК стараются не готовить котлеты, и какую должность могут предложить Виктору Бабарико в колонии.
В настоящее время в системе ДИН МВД есть около 20 исправительных колоний закрытого типа, подавляющее число из которых для мужчин. Отбывают наказание в них примерно около 29 тысяч осужденных.
"Неверно думать, что исправительные колонии поделены на несколько видов - строгие, общего режима или усиленного. Это старая советская практика, которая уже изжила себя. Теперь, так скажем, концепция построения системы отбывания наказания строится на принципе разделения спецконтингента", - рассказал Sputnik эксперт.
По его словам, в настоящее время так называемых "первоходов" никогда не отправят в отряд к рецидивистам. "Теперь нет отрядов, где бы рядом отбывали наказание осужденный за мелкую кражу, взятку и рецидивист с богатым криминальным прошлым. Четкое разделение спецконтингента стали применять около 10 лет назад, чтобы не было перекрестного опыления тюремным опытом", - пояснил эксперт.

Какая колония самая суровая?

Считается, что в системе пенитенциарных учреждений МВД есть три колонии с очень строгим режимом содержания.
"В таких колониях сидят только рецидивисты. Это Ивацевичи, Новосады и Горки, а горецкая колония вообще считается самой суровой. Есть еще колония в Глубоком, где отбывают наказание за преступления, связанные с наркотиками. Также туда направляют отбывать наказание "пэзэшников", которым пожизненное заключение (ПЗ) заменили 25 годами лишения свободы", рассказал собеседник агентства.
При этом он рассказал, что "строгая зона - вовсе не значит, что там хуже питание, или условия, просто там сидят рецидивисты. У них может быть жизнь даже лучше, чем в простой колонии, если будет хорошее материальное обеспечение. Все зависит от того, как часто будут приходить посылки и передачи".
Согласно нормам, которые утверждены соответствующим документом, число передач с воли, равно как и размер "материальной поддержки" - при усиленном режиме можно получать до 4 базовых величин, общем режиме - 8 базовых, а лицам пенсионного возраста - до 16 базовых величин.
"Ты можешь быть на строгой зоне, но у тебя может быть возможность получать 8 базовых, и ты будешь иметь возможность хорошо отовариваться в магазине", - отметил собеседник агентства.

Про котлеты и усиленное питание

Касаясь темы питания в исправительных учреждениях, эксперт отметил, что ДИН, пытается улучшить ситуацию. Но есть колонии, где этого, к примеру, сложно добиться из-за большого числа контингента. По его словам, речь в данном случае идет о бобруйской колонии, где содержится несколько тысяч человек.
При этом он рассказал об одной особенности, которая присуща практически всем ИК - у заключенных в меню нет котлет. "Почему? А потому что можно колеты за месяц проиграть в карты или в домино".
Собеседник агентства также раскрыл секрет, в какой из колоний лучше всего кормят. "Это колония, где содержатся больные туберкулезом. А также те, кого направили с подозрением на туберкулез. В оршанской колонии катаются как сыр в масле - там и творог, и котлеты, и мясо, и молоко в рационе", - сказал эксперт.
По его мнению, проблема питания в колониях напрямую зависит от того, воруют ли на пищеблоке. "И здесь речь идет о работающих на кухне заключенных. Были случаи, когда повар приходил, высыпал сахар в компот, а они потом черпали сахар половником и сушили его". Эксперт пояснил, что за продукты в колонии можно купить многое. "Это не такая твердая валюта как сигареты, но все-таки. Ни для кого не секрет, что синяя пачка сигарет известной марки является эквивалентом, к которому приравнены те или иные услуги", сказал он.

Красная "Витьба"

Эксперт также рассказал, что не смотря на то что, в белорусских колониях нет особых различий в содержании, все таки "красной" можно назвать витебскую ИК "Витьба – 3".
"Там всегда сидели коррупционеры, бывшие прокуроры, милиционеры, судьи. Поэтому она и считается "красной". Она построена так, что отряды расположены вокруг стадиона и высокопоставленные сидельцы в спортивных костюмах выходят на спортпрогулку практически все вместе. Здесь они могут проводить, как говорится, малые и большие заседания совнаркомов", - рассказывает собеседник агентства.
"Как правило, их беседы касаются того, какая с ними вышла случайность, как они преданы власти и что скоро туда опять вернутся. Таких историй не рассказывают ни в одной другой колонии", - сказал эксперт.
При этом он добавил, что, скорее всего, большинство осужденных по делу Виктора Бабарико, отправят в эту колонию.

Кубрик для Бабарико

Касаясь темы условий в ИК, где будет отбывать наказание Виктор Бабарико, собеседник агентства рассказал, что новополоцкая колония – одна из самых малочисленных и комфортных, ранее там был ЛТП.
"Она небольшая совсем, там отличная кубричная система, в которых содержится от двух до 14 осужденных. С контингентом есть проблемы, туда направляли в том числе и "крыс", которые воруют из шкафчиков", - добавил эксперт.
При этом он рассказал, какую трудовую деятельность могут там ему определить.
"С учетом того, какое назначено наказание, он не имеет права нанимать должность, связанную с материальной ответственностью - не может быть завскладом, например, или начальником производства. Найдут, чем заняться. И я думаю, что приставят к нему человека, который будет следить, чтобы он не смог нанять зэка, чтобы он за него выполнял работу", - резюмировал эксперт.

Дело Бабарико

6 июля, коллегия по уголовным делам Верховного суда Беларуси приговорила Виктора Бабарико к 14 годам лишения свободы, приговор вступил в законную силу еще в зале суда. Через несколько дней после приговора экс- банкира из СИЗО КГБ этапировали в исправительную колонию.
Бывший председатель Белгазпромбанка приговорен к 14 годам лишения свободы, ему назначен штраф, частичная конфискация имущества, суд признал его виновным по всем пунктам предъявленного обвинения.
Бабарико обвиняли в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 430 и ч. 2 ст. 235 УК Республики Беларусь по фактам получения взяток организованной группой в особо крупном размере, а также легализации средств, полученных преступным путем в особо крупном размере. На суде была озвучена сумма, которая фигурирует в обвинении – 30 миллионов белорусских рублей.
Согласно обвинению, зачитанному в суде, ядро преступной группы, которую Бабарико создал из своих заместителей, сформировалось к 2008 году, а до 2020 года экс-банкир координировал действия ее участников, занимался распределением ролей и назначал суммы незаконного вознаграждения.
Читайте также:
Записки заключенного: разные зеки – разные права
Эксперт: фигуранты дела Бабарико с "ворами в законе" сидеть не будут
От "домашней химии" до тюрьмы: как осужденные в Беларуси отбывают наказание
Лента новостей
0