https://sputnik.by/20210603/Ten-chernogo-lebedya-kuda-letit-Belavia-1047789089.html
Тень черного лебедя: куда летит "Белавиа"?
Тень черного лебедя: куда летит "Белавиа"?
Sputnik Беларусь
Внезапное изменение внешних условий функционирования ("черный лебедь") заставляет "Белавиа" искать рыночные резервы не только в открытых для полетов... 03.06.2021, Sputnik Беларусь
2021-06-03T11:33+0300
2021-06-03T11:33+0300
2021-07-05T18:50+0300
отмененные рейсы и закрытое небо
колумнисты
белавиа
новости беларуси
https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e5/03/0d/1047124172_0:0:1195:675_1920x0_80_0_0_9ae4642bec7320796178ea37a84b917e.jpg
Блокада ЕС для национального белорусского авиаперевозчика накладывается на ковидную депрессию, запустившую механизм переформатирования всего мирового рынка пассажирских авиаперевозок.Но кризис – это не только источник стагнации, но и время для смелых решений, стратегической адаптации бизнес-модели.Все дороги ведут не в РимУбытки национального авиаперевозчика и аэропорта из-за приостановки полетов самолетов компании "Белавиа" в европейские страны оцениваются примерно в 100 миллионов долларов. По данным консалтинговой компании Friendly Avia Support, на долю закрытых стран приходилось немногим менее половины пассажиропотока "Белавиа". 1 июня компания объявила об изменении маршрутов чартерных рейсов. Это привело к значительному увеличению полетного времени, расхода топлива и издержек на аэронавигационное обслуживание. Соответственно, с 29 мая стоимость чартеров повысилась примерно на 5-10%.>>>Евросоюз запретил белорусским авиаперевозчикам летать над странами ЕСВ настоящее время на "Белавиа" можно улететь в Армению, Азербайджан, Грузию, Россию, Израиль, Казахстан, Турцию, Узбекистан, ОАЭ. Приостановлены рейсы в Литву, Великобританию, Францию, Украину, Латвию, Финляндию, Чехию, Швецию, Эстонию, Польшу, Италию, Нидерланды, Германию, Австрию, Бельгию, Испанию, Россию (Калининград), Венгрию, Молдову, Сербию, Кипр.Теперь все дороги ведут в Москву, через которую в нынешних условиях пролегает львиная доля авиамаршрутов белорусских авиаперевозчиков. Белокаменная раскрывается для белорусов в роли крупнейшего хаба: с 10 июня возобновляется регулярное международное авиасообщение России с Австрией, Венгрией, Ливаном, Люксембургом, Маврикием, Марокко и Хорватией (от одного до двух рейсов в неделю), а также с Великобританией (три рейса в неделю). Увеличится число авиарейсов между Москвой и Грецией, Азербайджаном, Арменией, Катаром, Узбекистаном, Таджикистаном, Египтом, Сербией и Германией.>>> Белавиа ищет выход: все на Восток!На встрече в Сочи президенты Владимир Путин и Александр Лукашенко договорились об открытии новых маршрутов. Россия для белорусского авиаперевозчика превратилась в самое массовое направление. Уже с 10 июня перелеты между Минском и Москвой можно будет совершать 10 раз в неделю, что в два раза больше, чем сейчас. Кроме Москвы, совершаются еженедельные рейсы в Жуковский (Московская область), Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург и Самару.Чтобы обеспечить загрузку довольно крупного по восточно-европейским меркам парка крылатых машин, "Белавиа" осваивает новые маршруты. Так, 31 мая она запустила регулярные рейсы в Уфу. В целом, ее флот составляют 29 воздушных судов: пять Boeing 737-800, шесть Boeing 737-500, семь Boeing 737-300, три Embraer 175, четыре Embraer 195, четыре CRJ 100/200.Воздушный мост в Крым?На совещании 1 июня по вопросам сотрудничества с Россией президент Беларуси Александр Лукашенко высказался на тему посадки борта Ryanair: "Вы знаете мою позицию: "Белавиа" не имеет никакого отношения к так называемому инциденту, который произошел. Компания, которая не сажала, не поднимала этот самолет, вообще никакого отношения не имеет. И это говорит о том, что Запад допустил крупнейший ляп, связав эту компанию с тем инцидентом".Белорусский президент напомнил, что "у нас есть базы отдыха на Черном море, в районе Сочи и Туапсе", рассказал о просьбе к президенту Путину о том, чтобы Россия изучила вопрос перелета "Белавиа" в Сочи, Краснодарский край и Казань, еще несколько городов. Кроме того, Беларусь и Россия прорабатывают вопрос об открытии авиарейсов в Крым. Соответствующее поручение уже дано компетентным ведомствам.>>>Лукашенко: "Белавиа" мы в беде не бросимАрхитекторов санкций не останавливает даже то, что европейские перевозчики тоже понесут убытки в дополнение к тем, которые они терпят из-за пандемии ковида. По данным Международной организации гражданской авиации (ИКАО), на сегодня авиасообщество теряет около 200 миллионов долларов в сутки, авиационной сфере потребуется не меньше двух лет, чтобы выйти на прежние объемы перевозок и производства авиалайнеров. Выручка "Белавиа" в 2020 году уменьшилась на 40%.Для национального аэропорта "Минск" прошлый год тоже был весьма тяжелым. Как сказал его генеральный директор Вячеслав Хоронеко, если по итогам 2019 года минский аэропорт впервые перешагнул отметку в 5 миллионов обслуженных пассажиров и вошел, тем самым, в новую категорию по пассажирскому трафику, то уже по итогам 2020 года не дотянул и до 2 миллионов. Это вернуло аэропорт к объемам 2012 года – тогда он обслужил чуть более 1 миллиона 820 тысяч человек. Но в начале прошлого года еще наблюдался достаточно динамичный рост числа обслуженных пассажиров и рейсов – на 20% и 7% соответственно.Согласно статистике, самыми популярными направлениями у пассажиров аэропорта в 2020 году были Киев, Стамбул, Амстердам, Париж, Варшава, но именно по ним нанесен удар. Играя в чужую игру, ЕС пытается взять в заложники всю авиационную отрасль Беларуси, доставляя тем самым неудобства своим же гражданам и авиакомпаниям.Ничего, распогодится!По данным ИКАО, в прошлом году обанкротились не менее 40 авиакомпаний, включая крупных мировых игроков – Latam Airlines, Thai Airways, Norwegian Air, Avianca, более 80 были вынуждены прибегнуть к массовым увольнениям и обратились за финансовой помощью к регуляторам отрасли.В 2020 году мировые пассажиропотоки на воздушном транспорте из-за пандемии коронавируса сократились на 60%. Перелеты совершили 1,8 миллиарда человек против 4,5 миллиарда в 2019 году. Финансовые потери авиаиндустрии составили около 370 миллиардов долларов прибыли. Международные аэропорты потеряли порядка 115 миллиардов долларов, а службы аэронавигации – 13 миллиардов долларов. Ожидается, что при самом удачном развитии событий к июню 2021 года пассажиропотоки все еще будут на треть ниже уровня 2019-го.В прогнозном исследовании специалистов группы компаний "Прогресстех" отмечается, что будущее мирового рынка авиаперевозок связано с формированием альянсов авиакомпаний, опирающихся на круг аэропортов, на основе которых строится сеть перевозок. Конкуренция на мировом рынке авиаперевозок – это, по сути, борьба альянсов авиакомпаний и крупных узловых аэропортов за захват возможно большей части потребительского рынка. Причем в мире сейчас наблюдаются две тенденции развития авиаперевозок.Первая – система point-to-point, как в США, где можно наблюдать хорошо отлаженную систему прямых перелетов между пунктом вылета и пунктом назначения. Вторая – система hub-and-spoke (дословно: узел и спица), которая заключается в том, что пассажир летит в пункт назначения не напрямую, а с пересадкой в узловом аэропорту, что более свойственно европейскому рынку авиаперевозок, где аэропорты-хабы собирают пассажиропотоки из большого числа городов и перераспределяют их на состыкованные рейсы.В Беларуси применяется смешанная модель, но ставка в развитии делается на развитие крупного европейского хаба авиаперевозок на базе национального аэропорта.В настоящее время предстоит возведение западной галереи (второй терминал) с реконструкцией части здания аэровокзального комплекса для посадки и высадки авиапассажиров с использованием телетрапов, реконструкция первой взлетно-посадочной полосы, возведение комплекса паркингов и наземных автомобильных стоянок на прилегающей территории национального аэропорта.Надо, наконец, начать реализацию проекта строительства скоростной железной дороги, связывающей Минск и национальный аэропорт. Стоимость строительства оценивается примерно в 150 миллионов долларов. Скорее всего, придется привлекать крупных инвесторов, но это инвестиции в будущее отрасли. Что же касается нелетной погоды на рынке авиаперевозок, то, как пел Владимир Высоцкий: "Ничего, распогодится!"*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
новости беларуси
Sputnik Беларусь
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2021
Николай Левчук
https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e5/04/06/1047318493_0:228:1742:1969_100x100_80_0_0_7d7ba16df0932489a66670f0263a9dbe.jpg
Николай Левчук
https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e5/04/06/1047318493_0:228:1742:1969_100x100_80_0_0_7d7ba16df0932489a66670f0263a9dbe.jpg
Новости
ru_BY
Sputnik Беларусь
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e5/03/0d/1047124172_0:0:1075:675_1920x0_80_0_0_cf9dda64a58d0875fdf4716593945fe1.jpgSputnik Беларусь
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Николай Левчук
https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e5/04/06/1047318493_0:228:1742:1969_100x100_80_0_0_7d7ba16df0932489a66670f0263a9dbe.jpg
отмененные рейсы и закрытое небо, колумнисты, белавиа, новости беларуси
отмененные рейсы и закрытое небо, колумнисты, белавиа, новости беларуси
Тень черного лебедя: куда летит "Белавиа"?
11:33 03.06.2021 (обновлено: 18:50 05.07.2021) Внезапное изменение внешних условий функционирования ("черный лебедь") заставляет "Белавиа" искать рыночные резервы не только в открытых для полетов направлениях, но и перспективных клиентских нишах. Подробности – у колумниста Sputnik Николая Левчука.
Блокада ЕС для национального белорусского авиаперевозчика накладывается на ковидную депрессию, запустившую механизм переформатирования всего мирового рынка пассажирских авиаперевозок.
Но кризис – это не только источник стагнации, но и время для смелых решений, стратегической адаптации бизнес-модели.
Все дороги ведут не в Рим
Убытки национального авиаперевозчика и аэропорта из-за приостановки полетов самолетов компании "Белавиа" в европейские страны оцениваются примерно в 100 миллионов долларов. По данным консалтинговой компании Friendly Avia Support, на долю закрытых стран приходилось немногим менее половины пассажиропотока "Белавиа". 1 июня компания объявила об изменении маршрутов чартерных рейсов. Это привело к значительному увеличению полетного времени, расхода топлива и издержек на аэронавигационное обслуживание. Соответственно, с 29 мая стоимость чартеров повысилась примерно на 5-10%.
В настоящее время на "Белавиа" можно улететь в Армению, Азербайджан, Грузию, Россию, Израиль, Казахстан, Турцию, Узбекистан, ОАЭ. Приостановлены рейсы в Литву, Великобританию, Францию, Украину, Латвию, Финляндию, Чехию, Швецию, Эстонию, Польшу, Италию, Нидерланды, Германию, Австрию, Бельгию, Испанию, Россию (Калининград), Венгрию, Молдову, Сербию, Кипр.
Теперь все дороги ведут в Москву, через которую в нынешних условиях пролегает львиная доля авиамаршрутов белорусских авиаперевозчиков. Белокаменная раскрывается для белорусов в роли крупнейшего хаба: с 10 июня возобновляется регулярное международное авиасообщение России с Австрией, Венгрией, Ливаном, Люксембургом, Маврикием, Марокко и Хорватией (от одного до двух рейсов в неделю), а также с Великобританией (три рейса в неделю). Увеличится число авиарейсов между Москвой и Грецией, Азербайджаном, Арменией, Катаром, Узбекистаном, Таджикистаном, Египтом, Сербией и Германией.
На встрече в Сочи президенты Владимир Путин и Александр Лукашенко договорились об открытии новых маршрутов. Россия для белорусского авиаперевозчика превратилась в самое массовое направление. Уже с 10 июня перелеты между Минском и Москвой можно будет совершать 10 раз в неделю, что в два раза больше, чем сейчас. Кроме Москвы, совершаются еженедельные рейсы в Жуковский (Московская область), Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург и Самару.
Чтобы обеспечить загрузку довольно крупного по восточно-европейским меркам парка крылатых машин, "Белавиа" осваивает новые маршруты. Так, 31 мая она запустила регулярные рейсы в Уфу. В целом, ее флот составляют 29 воздушных судов: пять Boeing 737-800, шесть Boeing 737-500, семь Boeing 737-300, три Embraer 175, четыре Embraer 195, четыре CRJ 100/200.
На совещании 1 июня по вопросам сотрудничества с Россией президент Беларуси Александр Лукашенко высказался на тему посадки борта Ryanair: "Вы знаете мою позицию: "Белавиа" не имеет никакого отношения к так называемому инциденту, который произошел. Компания, которая не сажала, не поднимала этот самолет, вообще никакого отношения не имеет. И это говорит о том, что Запад допустил крупнейший ляп, связав эту компанию с тем инцидентом".
Белорусский президент напомнил, что "у нас есть базы отдыха на Черном море, в районе Сочи и Туапсе", рассказал о просьбе к президенту Путину о том, чтобы Россия изучила вопрос перелета "Белавиа" в Сочи, Краснодарский край и Казань, еще несколько городов. Кроме того, Беларусь и Россия прорабатывают вопрос об открытии авиарейсов в Крым. Соответствующее поручение уже дано компетентным ведомствам.
Архитекторов санкций не останавливает даже то, что европейские перевозчики тоже понесут убытки в дополнение к тем, которые они терпят из-за пандемии ковида. По данным Международной организации гражданской авиации (ИКАО), на сегодня авиасообщество теряет около 200 миллионов долларов в сутки, авиационной сфере потребуется не меньше двух лет, чтобы выйти на прежние объемы перевозок и производства авиалайнеров. Выручка "Белавиа" в 2020 году уменьшилась на 40%.
Для национального аэропорта "Минск" прошлый год тоже был весьма тяжелым. Как сказал его генеральный директор Вячеслав Хоронеко, если по итогам 2019 года минский аэропорт впервые перешагнул отметку в 5 миллионов обслуженных пассажиров и вошел, тем самым, в новую категорию по пассажирскому трафику, то уже по итогам 2020 года не дотянул и до 2 миллионов. Это вернуло аэропорт к объемам 2012 года – тогда он обслужил чуть более 1 миллиона 820 тысяч человек. Но в начале прошлого года еще наблюдался достаточно динамичный рост числа обслуженных пассажиров и рейсов – на 20% и 7% соответственно.
Согласно статистике, самыми популярными направлениями у пассажиров аэропорта в 2020 году были Киев, Стамбул, Амстердам, Париж, Варшава, но именно по ним нанесен удар. Играя в чужую игру, ЕС пытается взять в заложники всю авиационную отрасль Беларуси, доставляя тем самым неудобства своим же гражданам и авиакомпаниям.
По данным ИКАО, в прошлом году обанкротились не менее 40 авиакомпаний, включая крупных мировых игроков – Latam Airlines, Thai Airways, Norwegian Air, Avianca, более 80 были вынуждены прибегнуть к массовым увольнениям и обратились за финансовой помощью к регуляторам отрасли.
В 2020 году мировые пассажиропотоки на воздушном транспорте из-за пандемии коронавируса сократились на 60%. Перелеты совершили 1,8 миллиарда человек против 4,5 миллиарда в 2019 году. Финансовые потери авиаиндустрии составили около 370 миллиардов долларов прибыли. Международные аэропорты потеряли порядка 115 миллиардов долларов, а службы аэронавигации – 13 миллиардов долларов. Ожидается, что при самом удачном развитии событий к июню 2021 года пассажиропотоки все еще будут на треть ниже уровня 2019-го.
В прогнозном исследовании специалистов группы компаний "Прогресстех" отмечается, что будущее мирового рынка авиаперевозок связано с формированием альянсов авиакомпаний, опирающихся на круг аэропортов, на основе которых строится сеть перевозок. Конкуренция на мировом рынке авиаперевозок – это, по сути, борьба альянсов авиакомпаний и крупных узловых аэропортов за захват возможно большей части потребительского рынка. Причем в мире сейчас наблюдаются две тенденции развития авиаперевозок.
Первая – система point-to-point, как в США, где можно наблюдать хорошо отлаженную систему прямых перелетов между пунктом вылета и пунктом назначения. Вторая – система hub-and-spoke (дословно: узел и спица), которая заключается в том, что пассажир летит в пункт назначения не напрямую, а с пересадкой в узловом аэропорту, что более свойственно европейскому рынку авиаперевозок, где аэропорты-хабы собирают пассажиропотоки из большого числа городов и перераспределяют их на состыкованные рейсы.
В Беларуси применяется смешанная модель, но ставка в развитии делается на развитие крупного европейского хаба авиаперевозок на базе национального аэропорта.
Санкции – явление временное, если не в этом, то в следующем году рынок начнет отыгрывать обратно, и Беларусь должна быть готова к восстановлению и наращиванию пассажиропотока.
В настоящее время предстоит возведение западной галереи (второй терминал) с реконструкцией части здания аэровокзального комплекса для посадки и высадки авиапассажиров с использованием телетрапов, реконструкция первой взлетно-посадочной полосы, возведение комплекса паркингов и наземных автомобильных стоянок на прилегающей территории национального аэропорта.
Надо, наконец, начать реализацию проекта строительства скоростной железной дороги, связывающей Минск и национальный аэропорт. Стоимость строительства оценивается примерно в 150 миллионов долларов. Скорее всего, придется привлекать крупных инвесторов, но это инвестиции в будущее отрасли. Что же касается нелетной погоды на рынке авиаперевозок, то, как пел Владимир Высоцкий: "Ничего, распогодится!"
*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции