Что будет с "Павлинкой"? Спектакль, ставший музейным экспонатом

© Sputnik / Михаил НестеровЛегендарная "Павлинка" — визитная карточка театра. На сцене — все составы "Павлинки"
Легендарная Павлинка — визитная карточка театра. На сцене — все составы Павлинки - Sputnik Беларусь, 1920, 02.04.2021
Подписаться
В истории театра есть только два спектакля-долгожителя, которые прославили свои коллективы на десятилетия. Это "Принцесса Турандот" в Московском театре им. Вахтангова и "Павлинка" в Театре им. Янки Купалы.

Оба спектакля получили творческую жизнь в тяжелейшее для стран время, голодное, бедное, с публикой, которой "не до вашего театра". Оба спектакля — яркие комедии, которые положили начало концепции "театр-праздник", хотя в них было заключено таинство — от комедии до трагедии. Оба спектакля стали символами театра, легендой, мифом, музейной реликвией. Все это сегодня хочется разгадать.

Ироническая сказка с комментариями Карло Гацци, конечно же, не имеет ничего общего с произведением Янки Купалы. Просто напомню, что спектакль, как и театр, — явление своего времени. Спектакль всегда неповторим. Это как река, в одну и ту же воду которой нельзя войти дважды. В театре могут повторять постановки пьес. Спектакль — живое явление, которое каждый раз меняется в зависимости от зрителя, настроения актера, даже погоды. Сыгранный, он остается в памяти, а память и восприятие изменчивы. Любая реконструкция спектакля относительна. "Павлинка", как и "Принцесса Торандот", пришли из легенды о них. Однако какие-то тайны были заложены в текстах, что сделали спектакли символами театров.

"Паўлінка" на сцене Купаловского в 2019 году

"Павлинка", самая популярная пьеса белорусского репертуара в народных и профессиональных театрах, возникла из фольклорных традиций и вернула фольклору богатство образов и фразеологии. Она собрала в себе все лучшее из белорусской комедиографии. Купала удачно совместил фольклор с социально очерченной сатирой.

По-простому, выбор девушкой жениха помимо воли родителей может перерасти в известный конфликт поколений, в борьбу передовой молодежи с устаревшими взглядами старших. И вырваться из пределов одной семьи. Может развиваться в жанре драмы, но пьеса стала комедией, притом сатирической комедией.

Что здесь яркое национальное? У белорусов есть склонность не ныть, а с юмором воспринимать некоторые обстоятельства жизни, в чем есть особая душевная красота. Есть насмешки над шляхетской ограниченностью, точнее над теми, кто метит из грязи в князи во все времена. Эта глубокая вечная тема — расхождение взглядов поколений — требует от театра серьезной исследовательской работы. В тоже время фольклорные элементы "Павлинки", заключенные в песнях, танцах, ядовитых припевках доступны сходу любому начинающему артисту, которого в школе научили петь и плясать.

В белорусской литературе драматургия долгое время была слабым звеном, потому что писателям не хватало знания сцены. Помочь им раскрыть специфику, придать яркую сценическую форму может только опытный режиссер. К тому же существование национального театра и школа мастерства белорусских актеров возможны только на основе белорусских произведений.

Театр же во всех случаях исходит из потребности развивать свои творческие силы, лучше понимать собственные возможности видеть перспективу. Как и всякий опытный со сложившимися традициями национальный художественный коллектив, купаловцы наделены чувством достоинства и лишены самонадеянности.

Из-за чего разгорались споры вокруг "Павлинки"

В военное время 1944 года в Томске эвакуированный Купаловский театр был просто обязан познакомить российских зрителей с национальными шедеврами — "Павлинкой" и "Прымакамі" Янки Купалы. Публика легко откликнулась на комедию. Через год в освобожденном Минске эта же "Павлинка" вызвала горячие споры. Еще через десять лет, после традиционной тогда Декады белорусского искусства в Москве споры вспыхнули с еще большей силой, особенно из-за финала спектакля.

Разменной фигурой стал режиссер Лев Литвинов, которому пришлось уйти из театра с плохой характеристикой и продолжать свою работу (кстати, очень успешную) в России.

Из-за чего скрестились шпаги критиков и специалистов? Одни посчитали, что купаловская "Павлинка" стала на сцене водевилем и потеряла свою социальную остроту. Другие выступали за чистоту жанра комедии, которая очень популярная у зрителя.

Сошлись в схватке комедия и трагедия, хотя между ними существует тесная связь. Кто прав? Режиссер Литвинов, которому хотелось благополучного финала, или Янка Купала, который заложил в тексте все противоречия жизни?

С сегодняшнего времени видно, что все дело не только в концепции режиссера Литвинова, но и в многолетнем прокате спектакля. Он постоянно менялся.

Вернемся к началу нашего разговора о том, что любой спектакль может быть сыгран совсем не таким, каким был задуман. Это реальность театральной жизни.

В тексте Янки Купалы заложено абсолютно все, о чем мы говорили выше. Его стоит очень внимательно перечитать. Он не наивный пустячок и не фарс. В фольклорных традициях текста просматриваются уникальные открытия белорусских интермедий школьной драмы и батлейки. Хотя, кто сегодня об этом помнит? Знал и помнил Купала.

Батлеечные традиции хорошо видны в комедиях Л. Родзевича, М. Чароты, В. Голубка, Зм. Бядули, которых сегодня считают устаревшими и на сцене не ставят. Они забыты, а "Павлинка" вечная. Она постоянно появляется в областных театрах, но в ее паспорте навечно прописан театр имени Янки Купалы. Это доказывают жаркие дискуссии по поводу обновленного варианта 2021 года. В программке режиссером по-прежнему значится Лев Литвинов. В устных разговорах фигурируют и временный худрук театра и студентка Академии искусств. От режиссерского решения Литвинова в спектакле ничего не осталось, но и нового не появилось.

Ніц не бэндзе?

Современные деятели режиссуры много ездят, видят разные спектакли, изучают зарубежные образцы и новации. Многие научились чужое внедрять в свой стиль. Это не всегда копия, но часто отрыв от национальных корней.

Хороший режиссер в отношении новаторских решений бывает скромен и не соблазняется осовремениванием отдельных тем и мотивов произведения ради актуализации, при которой классическое произведение не приближается, а удаляется от зрителя.

Придя худруком в театр им. Янки Купалы, Николай Пинигин крепко задумался над "Павлинкой", которая неизменно открывала театральные сезоны. Убрать из репертуара? Несправедливо. Переставить на новый лад? Несправедливо вдвойне, потому что эта "Павлинка" через полвека существования является музейным артефактом. Вот и отнеслись к ней именно так. Почистили, подновили костюмы и декорации, сопроводили вступительными словами перед началом показа и оставили не сцене хатку.

Пинигин поставил много белорусской классики, если можно так выразиться, на новый лад. Заметьте, у него всегда ударные финалы спектаклей в духе национальных характеров и поведения белорусов: "Идиллия", "Сымон-музыка", "Тутэйшыя". Обновляя текст, он добивался единства формы и содержания. Возможно, за "Павлинку" взяться не рискнул, и это, на мой взгляд, правильно.

Кроме того, что это визитка театра, она еще оказалась по-своему школой актерского мастерства. Каждое новое актерское поколение проходило через этот спектакль. В купаловской "Павлинке" блистали Л. Ржецкая, Г. Глебов, В. Полло, В. Дедюшко, Б. Платонов, Л. Кошельникова, З. Белохвостик, С. Зеленковская, Ю. Шпилевская, А. Долгая. В массовке работала молодежь, наблюдала и училась.

Отдельные находки мастеров пытались повторить. Не всегда получалось. Однако особым национальным мастерством пропитывались. За пределами театра могли и спеть:

З нашэго кахання,

Пэўна, ніц не бэндзе.

Даже в массовку редко допускались студенты. Должны были показать себя уже принятые в коллектив актеры.

Нельзя предугадать, как сложатся отношения старшего поколения и молодого в обновленной "Павлинке" образца 2021 года. Вдруг и здесь конфликт нового и старого из сюжета пьесы повторится, и Павлинка с Якимом, взявшись за руки, убегут в неизвестность.

В любом случае, "Павлинка" может остаться в истории театра, как музейный экспонат для коллективных посещений и общего образования.

Вахтанговский театр решил не продлевать жизнь "Принцессы Турандот" после неудачного осовременивания спектакля. Поверив, что "Павлинка" не пустячок, каким может показаться на первый взгляд, при желании и очень опытном режиссере она вполне способна заслужить новую жизнь.

Гораздо сложнее вопрос не о "Павлинке", а о дальнейшей судьбе Купаловского театра. На сегодняшний день будущее при всех аплодисментах премьеры не просматривается. Что будут делать в театре без режиссера актеры-студенты и приехавшие на кастинг из всех уголков страны.

Лукашенко в театре Янки Купалы - Sputnik Беларусь, 1920, 19.02.2021
Лукашенко пообещал восстановить Купаловский театр

Второй спектакль в афише "Сезона 101" — "Вечер" по пьесе А. Дударева. Там всего три исполнителя. Двоих введут в спектакль. Нет песен и танцев. Есть глубокие народные характеры и классная режиссура Валерия Раевского. У "Вечера" богатая и хорошая биография, но он давно без присмотра. Дальше спектакль поплывет без руля и запасов топлива?

В книге об истории театра знаменитый Владимир Иосифович Дедюшко (вредный мужичок Криницкий из "Павлинки") написал:

— Хочется, чтобы в нашей режиссуре сохранились те же высокие принципы ответственности за каждую новую работу, какие формировались в Купаловском театре всегда.

Читайте также на Sputnik:

 

Лента новостей
0