Противоречия Европы и США как фон для встречи Байдена и Путина

© REUTERS / JONATHAN ERNSTДжо Байден
Джо Байден - Sputnik Беларусь, 1920, 12.05.2021
Подписаться
Возможная встреча Владимира Путина с Джо Байденом если и не тема номер один в мире в эти дни, то уж точно входит в десятку самых обсуждаемых.
Российско-американская встреча в верхах состоится в середине июня в Европе – хотя официального подтверждения пока что нет, и Кремль не торопится отвечать на предложение Вашингтона, все идет к тому, что дней примерно через 40 Путин и Байден встретятся в одной из европейских столиц. Между тем колумнист РИА Новости Петр Акопов ничего судьбоносного от нее не ожидает.
Место еще не выбрано, но с датами уже понятно – переговоры могут пройти 15-16 июня (или в один из этих дней, если саммит будет однодневным). К этому времени Байден уже несколько дней будет находиться в Европе – он посетит саммит "Большой семерки" в британском Корнуолле (11-13 июня) и саммит НАТО в Брюсселе (14-го июня). И в статусе лидера западного мира, то есть в сильной позиции, поедет на встречу с Путиным – так это представляют себе в США. А что в реальности?
Единый Запад формально все еще существует – более того, он уверяет себя и остальных, что пережил трудный период раскола в годы президентства Трампа, когда под вопрос были поставлены и атлантическая солидарность, и будущее альянса США и Европы. Мы снова вместе, радуются в Европе, а в США постоянно подчеркивают свою верность союзникам и приверженность общим ценностям.
Но все эти громкие слова не могут скрыть растущие реальные разногласия между двумя частями единого организма, созданного англосаксами после Второй мировой войны. США хотят и дальше вести Европу за собой – но Европа не может себе позволить и дальше жить в качестве младшего партнера Штатов. Не только потому, что Евросоюз может сохраниться и укрепиться только при движении в сторону полноценного суверенитета, но и потому, что минусы от пребывания в составе единого Запада давно уже перевешивают плюсы.
Президент РФ Владимир Путин - Sputnik Беларусь, 1920, 25.04.2021
МИД РФ: предложение Байдена о встрече с Путиным принято позитивно и изучается
Пока атлантический проект глобализации под руководством Запада был (а точнее, казался) успешным, можно было довольствоваться ролью ведомого, оправдывая свое положение тем, что находишься в коалиции победителей и хозяев будущего.
Но как только (после 2008 года) стало понятно, что никакой глобализации по западным (англосаксонским) правилам не будет, Европа оказалась перед необходимостью выбора. Оставить все как есть и оказаться в итоге в лагере проигравших (да, через несколько десятилетий, но они промелькнут быстро) – или взять курс на стратегическую автономию. Которая подразумевает не только геополитический и военный суверенитет, но и возможность самостоятельно выстраивать отношения с центрами силы формирующегося многополярного мира, играть свою партию в концерте великих держав.
Евросоюз до сих пор не сделал свой выбор, продолжая балансировать между верностью атлантической солидарности (то есть сохранением своей вассальной зависимости от англосаксов) и намеками на желательность обретения геополитического суверенитета. За подобное безволие приходится платить – в том числе и отношениями с другими центрами силы и мировыми державами. Напряжение с Россией, потом американское требование присоединиться к санкциям против Ирана (то есть пожертвовать своими интересами), дальше накат на европейско-китайские отношения. Европа теряет куда больше, чем приобретает, – и это не могут не понимать и рядовые европейцы, и европейские элиты.
Что будет обсуждать Байден в Европе накануне встречи с Путиным? То же самое, что только что обсуждали в Лондоне на встрече министров иностранных дел G7: противодействие России и Китаю. Об этом же речь пойдет и на саммите НАТО – "агрессивные действия России и международные изменения в сфере безопасности, связанные с усилением Китая".
То есть из геополитически наступательного (диктующего всему миру свои правила в процессе глобализации) западный альянс превращается в оборонительный – так, по крайней мере, это выглядит с точки зрения риторики. Что говорил на лондонском саммите министр иностранных дел Германии Хайко Маас?
Флаги России и США - Sputnik Беларусь, 1920, 30.04.2021
Возможную встречу Путина и Байдена обсудили руководители служб безопасности
"Это встреча либеральных демократий, которые хотят вместе выступить против авторитарных режимов по всему миру". Ну то есть все та же песня про авторитарных Путина и Си Цзиньпина, которую пел недавно в конгрессе Джо Байден.
Да, Маас при этом говорит и о том, что ЕС согласен осуществлять вместе с США "политику, цель которой – не рыть новые ямы и не начинать новый конфликт между Востоком и Западом". Но по факту получается, что европейские атлантисты вроде Мааса подстраиваются под абсолютно идеологический поход против "автократов", провозглашенный администрацией Байдена.
Идеологические штампы, как и разговоры о том, что Китай и Россия "первые начали", лишь прикрывают банальную вещь: Европе предлагается поучаствовать в сдерживании России и Китая – то есть в выгодной англосаксам политике. Причем сдерживание это будет происходить в основном за европейский же счет.
Речь не об отказе от "Северного потока – 2" (его Берлин отстоит), а о лишении европейцев права самостоятельно определять масштабы и сферы своих отношений с Китаем, Россией, Ираном и т. д. То есть Европу хотят вернуть в то же состояние, в котором она была до создания Евросоюза, – к временам холодной войны, хотя даже тогда у европейцев периодически получалось отстаивать свои интересы.
Первые газопроводы, восточная политика ФРГ в начале 70-х при Брандте, самостоятельная игра Франции, интересы итальянского бизнеса в СССР – все это было как в годы разрядки в отношениях США и СССР, так и в годы роста напряженности между Вашингтоном и Москвой. Сейчас европейцам с трудом удается отстаивать даже тот, полувековой давности, уровень самостоятельности в отношениях с Россией. Может ли им нравиться подобная ситуация? Естественно, нет.
Поэтому у Байдена на встрече с Путиным не будет никакого мандата на переговоры от единого Запада – какие бы пафосные слова про общую "защиту Украины", "свободу Навальному" и что угодно еще ни были сказаны в совместных декларациях "Большой семерки" и НАТО. Байдену придется говорить с Путиным в качестве президента США – и даже если он попытается вести себя как "император Запада", на президента России это не произведет никакого впечатления.
Президент США Джозеф Байден - Sputnik Беларусь, 1920, 29.04.2021
Россия, коронавирус и полиция: Байден выступил с обращением к конгрессу США
А символически логичным местом для саммита представляется Вена – не только в связи с более чем разумной позицией австрийцев (не входящих в НАТО и последовательно отстаивающих свое право на взаимовыгодные отношения с Россией).
Вена уже дважды принимала советско-американские встречи в верхах, причем оба раза как раз в июне: в 1961-м Кеннеди и Хрущева, а в 1979-м Брежнева и Картера. Оба саммита стали единственными встречами этих руководителей – и вслед за ними (но не вследствие их) последовало обострение отношений. Тем не менее в 1979-м в Вене был подписан ОСВ-2 – Договор об ограничении стратегических вооружений, из которого потом вырос в том числе и СНВ-3, продленный в этом феврале Байденом и Путиным. Да и Байдену, любящему вспоминать о своих мифических встречах с Брежневым и только что навестившему Картера, будет приятно.
*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Лента новостей
0